Цезарю и не снилось: Древний мир и современная Россия
История никогда не повторяется «один в один». И время чуть иное, и персонажи изменились, и антураж, интерьер, макияж… И все же определенные, порой очень важные параллели можно найти. А раз так, то и поразмыслить, как сделать, чтобы повторить прежние успехи (пусть и в новом варианте) или, наоборот, избежать уже допущенных ошибок. Ну, или точнее оценить нынешнюю ситуацию и спрогнозировать будущее.
Цезарь был мужик слишком яркий, необузданный, но при этом открытый, и неудивительно, что нарвался – подставился оппозиционерам, что называется, на ровном месте
Рядом с этой темой расположена другая – о сослагательном наклонении в истории: что было бы, если произошло не так, а по-другому. Скажем, если вести отсчет из древности, то как изменилось бы развитие человечества, проиграй греки войну персам, Рим – Карфагену или, к примеру, Русь стала бы католической, а то и мусульманской.
В ответ слышится привычное, что история не терпит этих самых «если бы». Это верно только отчасти: не терпит, но лишь в том смысле, что прошедшие события уже не переиграть, в прошлое (в полном значении этого слова) не вернуться. Но при этом альтернативная история – моделирование последствий, которые получились бы при иных результатах событий – занятие полезное, причем и в теоретическом, и в практическом плане. Становится ясно, чего нам или кому-то удалось миновать или, напротив, какой именно шанс был упущен.
Затронуть сходу весь пласт всемирной истории – задача слишком объемная. Но для начала можно пробежаться хотя бы по некоторым страницам одного из далеких, таинственных, по-настоящему установочных периодов развития цивилизации – государствам Древнего мира.
На Востоке – в Египте, Междуречье, Индии, Китае – собственником всего и вся (при некоторых вариациях) было государство. То есть имелись богачи, вельможи, но фараон (царь, император) мог, если захочет, отнять у каждого из них всё, включая жизнь. С помощью мощной, всепроникающей и тотально ворующей бюрократии. К месту слова Высоцкого: «Что-то мне знакомое, так-так…».
В античных государствах Средиземноморья (Афины, Рим) сложилось чуть иначе, там власть долгое время не была абсолютной, имелись, как сейчас говорят, институты гражданского общества. Правда, при наличии рабов… Аристократы сражались с народными вождями-ораторами (по-гречески – «демагогами») и постепенно закручивали гайки. Порой начиналась крупная смута, лидерами которой были то Александр Македонский, то Юлий Цезарь. Последний по своему складу и манерам смахивал на секретаря Римского обкома КПСС, этакую смесь вельможи и простолюдина, патриция по происхождению и плебея по социальной опоре (перевернутое зеркало нашего, российского персонажа).
Долгие разборки-междоусобицы привели как раз к деградации древнеримского парламента (сената), всеобщей усталости и тяге к сильной руке. Впрочем, Цезарь был мужик слишком яркий, необузданный, но при этом открытый, и неудивительно, что нарвался – подставился оппозиционерам, что называется, на ровном месте. А вот его преемник – тихий, невзрачный, аккуратный Октавиан Август прибрал к рукам власть последовательно, шаг за шагом и безжалостно, не останавливаясь и не расслабляясь. Правда, демократические декорации сохранил – пущай будут для блезиру. И просидел на троне в очень даже скромной манере 40 лет с гаком. Это было величие, открывшее дорогу к закату и дверь в бездну…
А вот его преемник – тихий, невзрачный, аккуратный Октавиан Август прибрал к рукам власть последовательно и безжалостно. Правда, демократические декорации сохранил
…Интересно, что в тех или иных выражениях во многих документах тех лет проводится мысль, что «Август – это Рим», а «Рим – это Август». Насколько искренне, сказать трудно, так как двоемыслие, страх и лицемерие стали визитной карточкой той эпохи. Между тем Октавиан зорко следил за средствами массовой информации, и если кто-то (например, поэт-вольнодумец Овидий) выбивался из строя, то необычайно разросшийся госаппарат во главе с преторианцами тут же прессовал смутьяна по полной.
А о внешней политике тех лет неплохо сказано в шутливом учебнике для школьников, поразительным образом еще не удостоенном суровой оценки и последующей кары от Минобрнауки: «Римляне очень любили дружить. Когда они все передружились между собой, встал вопрос, с кем дружить дальше. Вот римляне и пошли по миру искать себе друзей. Сначала будущие друзья не хотели дружить с римлянами, но, когда те их побеждали и завоевывали, они становились сговорчивыми и уже от дружбы не отказывались. Так что римляне были не только очень мирным, но и очень дружелюбным народом».
Впрочем, даже краткий экскурс в седую древность может разрастись до неприличия. А потому завершим, надеясь на возвращение при удобном случае к следующей эпохе – Средневековью.
Юрий Пронин для ИА «Альтаир»