Как сказал бы Сталин, «товарищ Зорькин упрощает»
Председатель Конституционного суда Валерий Зорькин после длительного перерыва вернулся в публичное пространство. За это время Зорькина и его коллег порядком подзабыли, День Конституции перестал быть выходным, а Конституционный суд взял за правило одобрять все решения федеральной власти, несмотря на то, что соответствие некоторых законов и указов Конституции вызывает глубокое сомнение практически у всех специалистов в сфере государственного права (кроме судей КС).
На днях в «Российской газете» вышла статья Валерия Зорькина «Буква и дух Конституции», где, несмотря на частокол канцеляризмов и витиеватостей, глава КС все же признал, что в Основном законе имеются недостатки, и предложил их исправить путем «точечных изменений». Иными словами, не принимать новую Конституцию или радикально менять существующую, а «подлатать» действующую. Однако поправить, по мнению Зорькина, нужно столь важные перекосы, как «отсутствие должного баланса в системе сдержек и противовесов, крен в пользу исполнительной ветви власти, недостаточная четкость в распределении полномочий между президентом и правительством, в определении статуса администрации президента и полномочий прокуратуры».
Председатель Конституционного суда Валерий Зорькин после длительного перерыва вернулся в публичное пространство. Фото odnastroka.ru
В принципе это хорошая новость, так как чрезмерная концентрация власти в руках президента если когда-то и сыграла позитивную роль, то это время было очень коротким и давно миновало. Однако дальше глава КС выдвигает весьма спорные тезисы. Например, он назвал недальновидными и опасными представления, что путем радикальной конституционной реформы «можно развернуть ход событий в каком-то более правильном направлении», поскольку они чреваты резкой социально-политической дестабилизацией. «Разговоры о том, что можно изменить структуру жизни с помощью одних лишь юридических решений – это наивный идеализм, если не что-то худшее», – считает Зорькин. По его словам, в настоящее время главным источником напряженностей в российском обществе является нерешенность социально-экономических проблем.
То есть логика Зорькина такова: «Сначала улучшим жизнь, затем будем менять Конституцию». Однако как раз в жизни существует и обратная связь – искаженная, неэффективная конструкция власти, зафиксированная в Конституции, мешает улучшить жизнь, так как плодит коррупцию и неэффективные управленческие решения. Прочитав рассуждения председателя КС, даже Иосиф Сталин, как известно, не любивший оттенков и нюансов, наверняка сказал бы, что «товарищ Зорькин упрощает» (с последующими «оргвыводами»).
Неубедительны и рассуждения Зорькина о специфике российского общества, которая выражена, прежде всего, в коллективизме. Между тем заезженно-банальная точка зрения, что у нас процветают «соборность», «всеединство» и «коллективизм», не отражает современных реалий. Напротив, безудержный эгоизм («каждый за себя») и, как следствие, атомизация нашего общества явно вышли за границы разумного индивидуализма. И коллективизма в нынешней России не больше, а то и меньше, чем на Западе. Соответственно, общественная солидарность – это уже не признак «особости» России, а скорее дорога ее приобщения/возвращения к мировым стандартам.
Статья Зорькина – первый из серии «пробных шаров» насчет устройства федеральной власти после завершения в 2024 году нынешних полномочий Владимира Путина. Фото stock-footages.ru
…От высоких материй вернемся к прозе жизни. Не коренные, а точечные изменения, о необходимости которых говорит Валерий Зорькин, означают, скорее всего, что сверхпрезидентскую республику лучше заменить не на парламентскую (как, скажем, в Италии или Германии), а на президентско-парламентскую (по примеру США, Франции или нашего соседа – Украины). То есть главу государства будут по-прежнему избирать всенародно, у него останутся обширные полномочия, хотя и слегка урезанные в сравнении с нынешними. Но… по объему примерно такие же, как у парламента, которому их, наоборот, прибавят.
Вот тут, видимо, и кроется причина «общественного воскрешения» Зорькина. Это первый из серии «пробных шаров» (как уже сказал президентский пресс-секретарь Дмитрий Песков, «личное мнение главы КС») насчет устройства федеральной власти после завершения в 2024 году нынешних полномочий Владимира Путина. Наверное, среди возможных вариантов имеются два крайних: один, когда из Конституции вообще убирают норму об ограничении числа президентских сроков; другой, наоборот, когда Путин в 2024 году уходит, вообще не меняя Конституцию.
Но Зорькин, видимо, ближе к «золотой середине». В ней тоже два варианта. Либо Путин в 2024 году станет премьером, главой правительства (а там ограничений по срокам вообще нет), и тогда полномочий у президента должно стать меньше, чем сейчас, а у премьера – больше. Либо Владимир Владимирович все же уходит с официальных постов, но не оставляет нынешние суперпрезидентские полномочия одному человеку, а распределит их более-менее поровну хотя бы между двумя – президентом и премьером. Сам же, чтобы они не разодрались или, пуще того, не учинили «разборку» с предшественником, останется еще на несколько лет (или до конца жизни) этаким Дэн Сяопином российского розлива.
Возможно, в этих вариантах есть рациональное зерно, однако его явно не хватает для значительных перемен, в которых нуждается Россия будущего. Поэтому «точечные изменения», которые предлагает Зорькин, могут привести лишь к «точечным улучшениям», и то при благоприятном стечении обстоятельств. Так что новая Конституция все же может понадобиться, хотя сложно представить, что при нынешней власти.
Юрий Пронин для ИА «Альтаир»