Алексей Красноштанов: «Главное — интересы Иркутска»
В ходе сессии Законодательного собрания области 16 октября мэр Иркутска Виктор Кондрашов, высказав полное несогласие с принимаемым законом «О межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений доходов в местные бюджеты». Среди нескольких депутатов, поддержавших градоначальника, был Алексей Красноштанов (на фото), представляющий интересы избирателей округа № 3 (Ленинский район). На днях он ответил на вопросы журналистов, среди которых был корреспондент нашего агентства.
— Алексей Николаевич, почему вы на сессии так жестко и категорично поддерживали мэра, а чуть раньше, на заседании правительства, вы предложили губернатору поменять мэра Иркутска. Когда Вы были искренни и кого Вы на сегодняшний день поддерживаете?
— Меня всегда удивляет такая постановка вопроса. Важно не то, кого я поддерживаю, а каково мое мнение по тому или иному вопросу. На заседании правительства обсуждалась государственная программа «Развитие физической культуры и спорта», по которой число жителей регулярно занимающихся спортом в Иркутской области должно c 14 процентов увеличиться до 22,5 процента. На мой вопрос областному министру, почему за 70 лет Советской власти и 20 лет современной России руководители Иркутска не нашли возможности построить в моем избирательном округе Ленинского района ни одного спортивного сооружения, я получаю ответ: «Мы знаем о плачевной ситуации со спортзалами в Ново-Ленино, и возможность построить спортивные сооружения у нас есть. Было бы желание у администрации города. Но дело в том, что за два прошедших года заявок из мэрии о таких нуждах не поступало. Мы не можем строить в Иркутске, если местной власти это не надо».
А между тем на заседаниях думы Иркутска каждый год депутаты ставили задачу мэру и администрации о необходимости привлечения областных и федеральных средств на нужды спорта. Нас захлестнула наркомания и ВИЧ. Иркутск, включая Ленинский район, входит в десятку самых неблагополучных городов России. Нашей молодежи просто некуда пойти, негде заниматься, мы оторваны от центральных районов города. И когда я слышу о таком безразличии к нашим жителям со стороны мэра, я вынужден был обратиться непосредственно к губернатору с просьбой помочь нам и попросил: или вы поменяйте мэра или поручите министру по физической культуре, спорту и молодежной политике заняться вопросами строительства спортзалов в Иркутске. На что губернатор ответил: «Поменять мэра я не обещаю, но готов заняться вопросом строительства спортивного объекта для жителей Ленинского района за счет областного бюджета».
И в этом случае я не только поддерживаю губернатора, но и выражаю ему глубокую признательность от себя и от жителей Ленинского района.
— Обсуждение какой проблемы Вас больше всего волнует сегодня?
— Проблемы недостаточного финансирования областного центра.
— Но почему вы обвинили в этом спикера Законодательного собрания Людмилу Берлину?
— Я никого не обвиняю, я просто констатирую факт: на каждом заседании Людмила Михайловна говорит, что благодаря объединению Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа область получила большие вливания из федерального центра в бюджет области. Вот я и задал вопрос: «Почему жители моего округа не ощутили этих вливаний? Или их не туда потратили, или их не было, но что-то тут не так».
Хотя семь лет назад губернатор Александр Тишанин собирал нас, руководителей предприятий, в частности, Ленинского района, просил нас, и мы агитировали всех жителей идти на референдум. В случае положительного результата было обещано строительство большого спортивного комплекса. Тогда люди нам поверили. В Ленинском районе явка была 61 процент. За объединение проголосовали 85 процентов.
Что мы видим сегодня? В Иркутске проживает 24 процента (четверть) населения области. При бюджете области в 102 млрд. рублей на Иркутск должно расходоваться как минимум 25 млрд. рублей, вместо этой цифры мы довольствуемся суммой почти вдвое меньшей — 13 млрд. рублей. Проще сказать, на каждого жителя Иркутска из бюджета расходится 21 482 рубля в год, а на остальных жителей области 49 008 рублей. Я считаю, это недопустимо. Поэтому и сказал на заседании, что уважаемая Людмила Михайловна тоже в ответе за то, что Иркутск получил то, что получил.
— Вы хотите сказать, что союз с Усть-Ордынским Бурятским автономным округом пошел, мягко говоря, не на пользу бюджету Иркутска?
— Я хочу сказать, что нашему городу как воздух необходимо сейчас строительство новых детсадов, поликлиник, спортивных сооружений, я уже не говорю про дороги. У нас огромная очередь в детские сады детей до трех лет. Да и в три года не все ребятишки имеют возможность попасть в детский сад. А наши поликлиники! Мне кажется, их скоро буквально разорвет, там ведь очереди многочасовые! Вот у нас сегодня жители Ленинского района обеспокоены, что после того как их поликлиники перейдут на баланс области, туда потекут больные из всех окрестных населенных пунктов Иркутского района, а их 19. И в поликлиниках будет коллапс!
— На сессии Вы также не согласились с передачей городских больниц в область.
— Это не совсем так. Я говорил, что в связи с объединением городских и районных лечебных учреждений у жителей любого района области появилась возможность по предъявлению полиса посещать больницы и поликлиники Иркутска, поэтому необходимо срочно выделение дополнительных средств из областного бюджета на строительство поликлиник в Иркутске. В качестве примера привел загруженность детской поликлиники в Ново-Ленино, где детям негде даже присесть во время посещения врача.
А передать здравоохранение города в область нужно было еще два года назад. Тогда Ивано-Матренинская больница и городской перинатальный центр строились бы не за счет скудного городского, а за счет областного и федерального бюджета и сроки строительства не переносились из года в год, а потраченные на эти цели 1,5 млрд. рублей направить на те же детские садики и строительство новых школ. Но мэр Иркутска не хотел потерять свое влияние на городские больницы и всячески препятствовал передаче, хотя знал, что по указу президента крайний срок передачи объектов здравоохранения на финансирование в областной бюджет — конец 2015 года. Да и в городской думе немногие депутаты говорили о бессмысленном финансировании объектов здравоохранения, которые в 2016 году в любом случае перейдут в область. И только жесткая позиция губернатора дает возможность на следующий год сэкономить в городском бюджете 560 млн. рублей. И я уверен, что жители города от этого только выиграют, а у губернатора появится возможность строить быстро и качественно поликлиники и ремонтировать больницы в Иркутске.
— Но тогда в чем Ваша поддержка мэра Иркутска?
— Больше всего меня возмутило, когда на сессии первый заместитель губернатора Владимир Игоревич Пашков ставит в вину мэру Иркутска, что он за три года не решился на привлечение кредитных ресурсов на развитие города, тем самым не увеличил государственный долг, а бюджет Иркутска на сегодняшний день бездефицитный. Я категорически не согласен с господином Пашковым. Считаю, это не ошибка, а заслуга всех депутатов городской думы, которые за последние три года при формировании бюджета ставили жесткое требование к администрации и меру, что жить надо по средствам, а не за счет будущих поколений. А то, что область копит задолженность, — это свидетельствует о неумении областного правительства работать в этом направлении, это говорит о его слабости!
Также я напомнил Пашкову, по моему мнению, о его вине, а также вине его подчиненных в том, что за последние три года городской и областной бюджеты недополучали около 1 млрд. рублей в виде подоходного налога с привлечения иностранной рабочей силы. Выделение квот на привлечение рабочей силы из года в год происходит не прозрачно и в ущерб экономике Иркутской области. По этому поводу я планирую сделать официальный депутатский запрос на имя губернатора.
Вот вам пример: на правительственном часе министр экономического развития и промышленности Иркутской области Руслан Ким доложил, что Иркутская область занимает первое место в РФ по заготовке древесины и только 12-е место по производству пиломатериалов. И ущерб из-за такого положения дел составляет недоплату в бюджет области около 20 млрд. рублей. Причин много, но две как он считает, в отсутствии производств по лесопилению, и как следствие, в безработице в загибающихся лесных поселках, а также в засилье китайцев, незаконно скупающих круглый лес. Между тем, мне вспоминается, что совсем недавно глава поселка Китой — там до перестройки было одно из крупнейших лесоперерабатывающих предприятий области — обращался к нам с просьбой трудоустроить его жителей, т.е. каждый день возить в Иркутск, потому что люди сидят без работы. А в это же время министерство дает квоту сомнительному предприятию на привлечение 300 китайских граждан для работы станочниками на лесоперерабатывающем предприятии. И все эти 300 китайцев работают не станочниками, а скупщиками древесины. И стоимость квоты одного человека на нелегальном рынке работников леса 100 тыс. рублей, а строительной специальности — 50 тыс. рублей. Все это знают, но ничего не делают, в том числе и первый заместитель губернатора В. И.Пашков.
Полный текст интервью Алексея Красноштанова читайте в ближайшем номере газеты «Байкальские вести».