Иркутск
17 июня 11:28 Политика

Последние новости

«Посмотрим на Россию – и сделаем наоборот»: в Китае снижают НДС

00:05, 19 мар

В сравнении с нашей страной, где ставка налога на добавленную стоимость после длительного нахождения на уровне 18 процентов повышена с 1 января 2019 года до 20 процентов, наш юго-восточный сосед поступает прямо противоположным образом. А вопрос об НДС тем более важен, что касается практически всех товаров и услуг (а значит, заметно влияет на себестоимость и цены). К тому же этот налог прост в администрировании, то есть его несложно собрать и сложно утаить.

В Китае НДС и прежде был ниже, чем в России, но сейчас обе страны движутся в диаметрально разных направлениях. Весной прошлого года ставка НДС в обрабатывающей промышленности Поднебесной снижена с 17 до 16 процентов, а в сфере транспорта, перевозок, строительства и добывающего сектора – с 11 до 10 процентов. Это притом, что малый бизнес (а это львиная доля сервисного сектора) платит в Китае НДС вообще по ставке 3 процента.

2-1.jpg
Премьер Госссовета Ли Кэцян сообщил о дополнительном уменьшении налоговой нагрузки на экономику Китая почти на 300 млрд долларов. Фото kremlin.ru

Заметим, что, кроме низкой ставки, в Китае существует дифференциация ставки НДС по отраслям, тогда как в России ставка практически для всех единая, «ковровая», «под одну гребенку». То есть соседи учитывают специфику бизнеса в той или иной сфере, а мы – нет. Но как считают многие эксперты в нашей стране, дифференциация как раз затрудняет эффективность сбора НДС потому что, мол, начнутся махинации по фиктивному переводу предприятий из менее выгодной отрасли туда, где ставки НДС ниже, а также фиктивное, искусственное раздробление предприятий с целью «выхода» на 3-процентную ставку. Видимо, в Китае таких махинаций нет или ничтожно мало. Это, кстати, об эффективности законодательства и администрирования, качестве работы госаппарата, а также о разнице в привычках и мировоззрении жителей двух стран.

Но сказанное – только начало. События большего масштаба произошли только что, на днях. 15 марта премьер Госсовета КНР Ли Кэцян (по существу – глава правительства, второй человек после Си Цзиньпина в государственной иерархии) сообщил, что немедленно, с 1 апреля, ставка НДС для обрабатывающих отраслей промышленности, включая продажу и импорт товаров, снижается с 16 до 13 процентов, а для остальных отраслей – с 10 до 9 процентов. Объясняя столь масштабное сокращение налоговой нагрузки, Ли Кэцян заявил, что «снижение ставки налога на добавленную стоимость и отчислений на социальное страхование позволят уменьшить ежегодную налоговую нагрузку на 2 трлн юаней (порядка 298 млрд долларов). Это важный шаг в борьбе с понижающим, угнетающим давлением на экономику». Для сравнения: 298 млрд долларов – это примерно весь бюджет Российской Федерации 2019 года, даже чуть больше.  

Логика руководства КНР очевидна. Малый и средний бизнес развит в Китае намного сильнее, чем в России (хотя это нас не оправдывает – времени для развития был вагон), и его доля в налоговых поступлениях в бюджет намного больше, чем у нас. Поэтому, а также учитывая некоторое замедление роста китайской экономики (до неприемлемых для них и совершенно недостижимых для нас 6,6 процента в 2018 году – худший показатель Китая с 1990-го) и обострение торговых противоречий с Америкой, решено дополнительно стимулировать экономику. Низкие и дифференцированные налоги (включая прогрессивную шкалу «подоходника»), жесткие наказания от уклонения за их уплату, эффективность налоговых служб и дисциплинированность китайского населения – вот рецепт, по которому действительно выгоднее не выкручиваться, не уходить «в тень» полностью или частично, а честно заплатить.

Дальше – по цепочке. Стимулируется бизнес – растет производство – обеспечивается занятость – удерживаются приемлемые цены – стимулируется потребительский спрос – растут доходы и уровень жизни большинства населения.

А как с выпадающими доходами бюджета? Будут резать «социалку»? Не похоже, тем более что в Китае пока не торопятся повышать пенсионный возраст – первоначальные планы приступить к этой процедуре в 2022 году, видимо, будут отодвинуты на более дальние сроки. Мало того, некоторые из китайских экспертов считают возможным не только сохранить пенсионный возраст на нынешнем уровне 55/60, но и сдвинуть его к 50/55, учитывая техническую революцию в экономике страны.

Так что, скорее всего, для экономии средств будут слегка уменьшены государственные инвестпрограммы. И поделом: если у вас сильный частный сектор экономики, то государство может отказаться от ручного управления, а сосредоточиться, как ему и следует, на функциях арбитра, сборщика налогов и гаранта благоприятного бизнес-климата. Удивительное сочетание жесткого политического режима с экономической гибкостью, переходящей в виртуозность, уже несколько десятилетий обеспечивает бурное развитие Поднебесной, заметный рост уровня жизни граждан КНР и усиление страны в мировом масштабе. И даже на обострение американо-китайских отношений Пекин, в отличие от нас, не отвечает контрсанкциями, понимая, что это больше «огонь по своим». При таком алгоритме нет сомнения, что китайские лидеры вовремя заметят возникающие опасности стратегического характера и не только успеют среагировать, но и опередят грядущие события как в экономике, так и в политике. 

2-2.jpg
Сочетание жесткого политического режима с экономической гибкостью, переходящей в виртуозность, уже несколько десятилетий обеспечивает бурное развитие Поднебесной. Фото m.yandex.kz

У нашего, российского руководства обратная логика и последовательность действий. Вместо того чтобы стимулировать активность малого и среднего бизнеса, руководство страны концентрирует деньги в своих руках, а затем раздает страждущим «пять хлебов» через узкую группу приближенных лиц на так называемые «национальные проекты». Чтобы найти и потратить деньги таким способом, надо повышать налоги, пенсионный возраст и т.д., то есть для начала «ободрать» то самое население, которому обещано улучшение жизни. Как следствие, угнетается «подлесок» бизнеса и потребительский рынок, сокращается занятость, уменьшаются реальные доходы и покупательная способность населения, растут цены, и, по кругу, снижается деловая активность. В итоге экономика России, несмотря на отдельные «вспышки» (благодаря, опять же, государственным инвестициям) балансирует между кризисом и застоем, а коррупция приобрела чудовищные масштабы.

Одна из ярких цифр: 40 лет назад, когда начинались реформы Дэн Сяопина, валовой внутренний продукт (ВВП) нищего Китая был в 5 с лишним раз меньше, чем в СССР, а сейчас экономика КНР более чем в 7 раз крупнее российской. Стремительно сокращается и разница в доходах, уровне жизни.   

Да, у Китая куда мощнее, чем у России, экспортный потенциал готовой продукции, причем разрыв продолжает расти. Но ведь этот разрыв появился не сам собой, а опять же из-за разной эффективности развития двух стран, в том числе в последние 20 лет. Контраст тем более разителен, что  политические системы России и Китая, если смотреть не формально, а «по факту», весьма схожи. Но, тем не менее, по ключевым вопросам экономики (да и в сугубо политической сфере) Пекин поступает иначе, чем Москва. Может быть, даже руководствуясь принципом «Посмотрим на Россию – и сделаем наоборот».

Юрий Пронин для ИА «Альтаир»       


Просмотров: 1391

09:49, 17 июн 2019 г.

Сергей Шеверда останется министром лесного комплекса Прибайкалья до конца следствия

Губернатор Иркутской области уже дважды подтвердил эту информацию

08:30, 17 июн 2019 г.

Прибайкалье вложит 1 млрд рублей в стройку нового терминала аэропорта Иркутска

Иркутская область планирует инвестировать порядка 1 млрд рублей в проект строительства нового терминала аэропорта Иркутска.

08:00, 17 июн 2019 г.

Александр Матиенко и военный комиссар по Свердловскому округу Иркутска обсудили подготовку к акции «Гордость памяти»

На встрече с военным комиссаром округа Анатолием Михайловым обсуждались вопросы подготовки к военно-патриотической акции «Гордость памяти».

00:04, 17 июн 2019 г.

Гримасы Брекзита: дальше – без Шотландии?

23 июня исполнится три года, как 51,9 процента британских избирателей, пришедших на участки для голосования, высказались на референдуме за выход Британии из Европейского союза (явка тогда превысила 72 процента).

По вопросам рекламы и сотрудничества звоните
+7 (914) 895-08-11

 

За кандидата от какой партии вы проголосуете на выборах депутатов Думы Иркутска 8 сентября 2019 года?