Иркутск
27 ноября 10:24

Открытие школы «Точка будущего»: экскурсия в день завтрашний

09:30, 16 сен 2020

Несколько лет назад, когда проект образовательного комплекса «Точка будущего» был представлен широкой публике, в его реализацию верили слабо. Иркутяне, да и жители России вообще, привыкли к «прожектам» – несбыточным фантазиям авантюристов разного уровня, «распилу» бюджетов, хитрым схемам «откатов» и утраченным ожиданиям. Наш внутренний скептик ошибается редко, но как оказалось – метко. Но обо всем лучше по порядку.

Немного «витрины»

«Точка будущего» – это образовательный комплекс с детским садом и школой, где, после выхода на проектную мощность, будут учиться более тысячи детей, причем около 15 процентов – ребята с ограниченными возможностями здоровья и из приемных семей. Проект инициировал российский предприниматель, основатель благотворительного фонда «Новый дом» Альберт Авдолян, который и финансирует проект. Организаторы ставят перед собой задачу создать благоприятную среду, в которой приемные дети не чувствовали бы себя лишними и развивались наравне со сверстниками.

Официальное открытие уникального проекта состоялось 14 сентября. Строительство комплекса, площадью 20 га, началось в 2018 году в микрорайоне Солнечный и обошлось в 6 млрд. рублей. Еще 600 млн. рублей потребует его ежегодное содержание. Финансирование взял на себя фонд «Новый дом», председателем попечительского совета которого является генеральный директор госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов.

При подготовке к открытию в школу и детский сад подано порядка 4,5 тыс. заявок о зачислении. Из них было отобрано 600 детей, в том числе более 100 – из приемных семей, большая часть из них будет жить в пришкольном поселке. Как подчеркивают организаторы, основное обучение на всех этапах программы для каждого ребенка – бесплатное.

Архитектурную концепцию комплекса разработало датское бюро CEBRA, российское проектное бюро UNK project при поддержке иркутских проектировщиков адаптировало датскую концепцию под сибирские условия и выполнило детальную разработку проекта. Расположенные по кругу учебные корпуса объединены одной общей крышей, в центре – открытый внутренний двор с амфитеатром и зелеными лужайками.

Под крышей комплекса разместились детский сад, младшая и старшая школы, бассейн, спортивно-медицинский, административный и хозяйственный центры. Площадь всех 27 зданий – около 30 000 квадратных метров. По периметру расположились спортивные и детские игровые площадки, центр по социальной и психологической поддержке, а поодаль, на берегу залива Ангары – дома для семей с приемными детьми.

Прагматика экспромта

Все корпуса носят имена собственные. Например, корпус детского сада назван «Вода», младшей школы - «Воздух», старшей «Космос», а хозяйственный центр - «Земля». Они связаны между собой переходами . Первое, на что обращает внимание гость комплекса – экзотическая планировка помещений. Например, здесь полностью упразднили стены. Между школой и «внешним миром» преграды еще встречаются – виной тому наш резко-континентальный климат – но и они отступают перед огромными витражами панорамного остекления. Большие и малые окна расположены на разных высотах: так авторы проекта решили обеспечить равномерное освещение аудиторий с учетом угла падения солнечного света в разное время.

Между кабинетами стены отсутствуют. Пространство комплекса нарочито прозрачно, словно приглашая обитателей хорошенько посотрудничать. Коридор здесь также признан рудиментом и заменен «многофункциональными пространствами». За этим сухим определением скрывается целый букет заманчивых возможностей. Выходя на «перемену» ученик не отключает голову, а просто меняет дискурс. Дети здесь ведут себя иррационально: вместо того чтобы по заветам пращуров бегать, орать и драться портфелями, они играют на гитарах, поют хором, танцуют, читают книги. Они включаются в сотни заманчивых, предусмотренных проектом, активностей. Привычный инфантильный гвалт в заданных условиях превращается в творческую полифонию.

Смещение перспективы стало этаким кредо создателей «Школы будущего». Учебные классы тут не вытянуты в длину, а значит напрочь лишены неписаных прелестей «камчатки». Кабинеты повернуты на 90 градусов, и длина обращена в ширину. При этом на стене впереди – магнитно-маркерное покрытие, а сзади – проектор, и во время урока внимание учеников можно переключать с одной стороны класса на другую. Лентяев и любителей поскучать деликатно интегрируют в учебный процесс: «последние» становятся «первыми».

Согласно местным убеждениям, в «прекрасном далеко» экспромт кладет догму на обе лопатки. Мебель в классе мобильная, ее легко переставить в зависимости от задач и детей можно посадить не только фронтально, но и разбить на «ячейки» и «фракции». При этом классы рассчитаны на то, чтобы дети могли выполнять разную работу – кто-то слушает учителя, кто-то занимается проектом, и никто друг другу не мешает. Есть в классах и зоны для отдыха. Если учеба наскучила, можно лечь на диван, отвлечься и подзарядить свою лояльность к знаниям.

Восхождение на физкультуру и мечта кутюрье

Классы заслуживают отдельного рассказа. Само их устройство заражает любовью к предмету, погружает с головой. В кабинете музыки не привычные пианино и баян, а синтезаторы, акустические и электрогитары, «басухи», «комбики», электронные барабанные установки и грандиозный выбор перкуссии. Добавим к этому студию звукозаписи и оборудование для концертов на свежем воздухе. Кто знает, может звание новой музыкальной столицы сможет примерить Иркутск.

На подходе к спортивному комплексу, в большом помещении с панорамными окнами, установлены аэрохоккей и настольный теннис. Чем не разминка для перемены? В спорткомплексе находятся тренажерный зал, залы для хореографии, командных игр. В малом спортзале – всё для гимнастики и занятий хореографией. В спортзал младшей школы из раздевалки вместо лестницы ведет дорожка с канатами, имитирующая несложный скалодром. Обратно можно скатиться по горке. Предусмотрен и полноценный бассейн с шестью дорожками.

В старшей школе расположен блок мастерских – даже в эпоху высоких технологий здесь шагают навстречу ручному труду. В образовательном комплексе предусмотрены гончарная мастерская с настоящим гончарным кругом, мастерская текстиля и дизайна – с передовым швейным оборудованием. Как подчеркивают в школе, все это рассчитано как на мальчиков, так и на девочек.

Гидропоника и тьюторы

Прагматика создателей поистине ошеломляет: в мастерской «Умный дом» ребята учатся обращаться с домашним оборудованием – электрикой, канализацией, водопроводом, а также получают навыки ремонта и отделочных работ. Рядом – технологическая лаборатория с возможностью обработки материалов, где есть все – от тисков и токарного станка до 3D-принтера. Даже кабинет ИЗО тут не просто рисование, а «художественное творчество» и «моделирование». Обычное дело - урок рисования 3D-ручкой и проектирования робота.

Мастерские находятся рядом с проектным офисом. Здесь ребенок обсуждает с педагогом свой проект и необходимые для реализации идеи нюансы. В процессе работы ученик не специально изучает столярное дело, а занимается им, поскольку это необходимо для проекта. Процесс обучения происходит во время работы. По соседству – естественно-научные кабинеты: химии, физики и биологии. Их оборудованию могут позавидовать многие научные институты. Например, в лаборатории окружающего мира можно заниматься гидропоникой и аэропоникой, исследовать поведение живых организмов.

В общей сложности, помимо обязательной школьной программы, здесь доступно более 50 направлений дополнительных занятий. В комплексе работают более 100 специалистов. Преподавателям и психологам помогают «тьюторы» – специально подготовленные наставники, чья задача помочь ребенку сделать осмысленный выбор собственного будущего, направить порывы юной души в нужное русло, закрепить успехи, помочь в трудную минуту.

От «столовки» до обсерватории

В стремлении облагородить своих подопечных организаторы демонстрируют подлинно гусарскую расточительность. Взять хотя бы «Буклаб» – многофункциональный библиотечный центр, где центральное место занимают не книги, а читатель. Читальный зал превращен в коворкинговую площадку: как для индивидуальной работы, так и работы в группах. Для этого есть медиалаборатория, типография, пресс-центр, оборудование для видео и фото, и даже уголок с хромакеем. Потребителю контента предлагают стать создателем.

Школьная столовая – мечта гедониста. Бесплатные обеды для учеников и сотрудников, «шведский стол». Союз духовной и материальной пищи подкрепляет «Кулинариум» – лаборатория-мастерская, где ребятишек учат готовить. Предусмотрены индивидуальные рабочие места, общие холодильники и посудомоечная машина. Для мероприятий можно открыть в холл – специальная перегородка сдвигается. «Кулинариум» открывается и на улицу – для работы летнего кафе.

Для ребят из детского сада на свежем воздухе смонтированы 10 развивающих игровых зон. Создатели и здесь дейтсвуют не по «протоколу». На уникальных атракционах детям прививают самый разный опыт: игровой, двигательный, познавательный и коммуникативный. На площадке «Радуга» установлены развивающие звуковые и оптические приборы, которые знакомят с основными законами физики. Об устройстве Солнечной системы расскажет «Орбита», где каждый из цветных элементов-полусфер представляет собой планеты, двигающиеся вокруг объемного Солнца. Вместо навеса здесь выстроена футуристическая обсерватория со звездным небом. В самом детском саду детям, в буквальном смысле, разрешают рисовать на стенах.

Многоточие будущего

Не забывают в «Точке будущего» и о сотрудниках. Областное правительство выделило школе дополнительный участок по соседству, где построят квартиры для преподавателей, которые будут давать бесплатно. В планах, которые уже совсем не кажутся наполеоновскими, также постройка апартаментов для новых приемных семей. Для волонтеров и специалистов со всего мира, готовых делиться опытом, рядом со школой будет построена гостиница.

Образовательную систему комплекса создали специалисты Центра разработки образовательных систем «Умная школа» с привлечением экспертов Центра психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ».На основе авторских наработок иркутские педагоги подготовили собственные программы занятий. Главная задача наставников сделать так, чтобы ребенок не хотел поскорее после уроков сбежать из школы, а нашел для себя интересное занятие. И на первый взгляд, пока у них все получается.

– Наша задача – научить детей ответственно распоряжаться собственной жизнью. Мы видим у проекта большое будущее, и планируем его максимально развивать. Cегодня было подписано соглашение с главой Якутии Айсеном Николаевым о намерениях строительства точной копии «Точки будущего» в Якутии, – говорит вдохновитель проекта Альберт Авдолян.

Создатели «Точки будущего» пошли противоестественным путем: они дают детям столько свободы, сколько те смогут унести, и под тяжестью ноши ребята остаются. Пространство школы бороздят люди с куражом в глазах. Они каждый день смотрят в завтра, спешат ему навстречу. Будущее бодрит, если предопрелено с умом.

Текст Вадим Мельников / «Альтаир», фото Татьяны Глюк / «Альтаир»


По вопросам рекламы и сотрудничества звоните
+7 999 420-42-00

 

Кому из тех, чья судьба связана с Иркутском, следует установить памятник (бюст)?

Яндекс.Метрика