Фонтаны воды и брызги обещаний
Немилосердная жара подтолкнула иркутян ближе к воде: заграничной, черноморской, байкальской, ангарской. А детвора не проходит и мимо городских фонтанов. Тем временем «фонтанируют» и местные политики — на носу губернаторские выборы. И даже иркутский мэр, приступивший к должностным обязанностям не так давно, решил, видимо, освежиться...
С момента избрания Дмитрия Бердникова на пост мэра Иркутска прошло четыре месяца. Это слишком мало, чтобы подводить какие-либо итоги, однако вполне достаточно, чтобы понять основные тенденции правления четвертого в новейшей истории иркутского градоначальника. Иногда чудеса случаются, и люди меняются в считанные дни. Но пока все выглядит так, будто Дмитрий Бердников нашел где-то конспекты Виктора Кондрашова и действует строго по ним: инновации ради инноваций, демонстрация важнее смысла.
Транспортный узел
Если оставить за рамками масштабную забастовку общественного транспорта в первые дни апреля (чего Кондрашову при тех же проблемах как-то удалось избежать), линия городской администрации и лично мэра в отношении транспортных проблем выглядит предельно просто. Тарифы надо повышать — но когда-нибудь потом, а пока будем покупать новые машины для муниципальных маршрутов и репрессивными мерами добиваться устранения «серых» и совсем уж нелегальных маршрутов. Ровно о том же самом говорил Виктор Кондрашов на своей большой пресс-конференции в ноябре 2014 года. Существенное различие между двумя мэрами состоит в том, что добро на запуск общественного транспорта через Академический мост в ноябре 2014 года по маршруту № 22 дал Кондрашов, а благодарность жителей Первомайского в июле 2015 года получил Бердников. Ирония судьбы...
Борьба с нелегалами в общественном транспорте может идти бесконечно, время от времени даря своим организаторам повод для победных реляций типа «Решением суда маршрут 80к признан незаконным», «Технически неисправных автобусов на иркутских улицах стало меньше» или «Неисправные автобусы в Иркутске будут эвакуировать». Главное, чтобы в своем раже администрация города не угробила общественный транспорт окончательно. Пассажирам, замерзающим зимой или поджаривающимся летом, в принципе ведь все равно, в чей карман лягут их 12 рублей — частного перевозчика, пусть даже самого нелегального, или в белоснежный муниципальный бюджет. Как сказано в известном анекдоте, между «шашечки» или «ехать» горожане и гости Иркутска всегда выберут «ехать».
Мэрию и лично Дмитрия Бердникова, да и любого другого руководителя на том же месте, всегда подводит расхождение между декларациями мэрии (которые до большинства доходят лишь эпизодически) и реальностью, данной каждому из нас в повседневных ощущениях. Администрация получает и широко рекламирует через лояльные СМИ письмо жительницы Первомайского про «чистые автобусы и доброжелательных водителей», а горожанин читает, быть может, этот самый текст на своем планшете, стоя в автобусе, которым управляет явный гастарбайтер, вообразивший себя Шумахером на гоночной трассе. Сквозь пол и стены автобуса кое-где видно городской пейзаж и участки дороги, а вообще в автобусе пыль стоит столбом и окна в последний раз мыли явно не в этом году. Если объявленные мэром блага даны не каждому, а лишь где-то там, в отдельных местах, то как проверить, существуют ли они вообще?
Можно, конечно, от всей души пожелать Дмитрию Бердникову успехов в его нелегкой борьбе за порядок на общественном транспорте, но увы — есть явное ощущение, что борьба закончится тотальным запретом на весь частный бизнес, после чего ездить придется либо на личном транспорте, либо на попутках. Жители Ново-Ленино не далее как в июле лично просили мэра что-то придумать, потому что вследствие борьбы с нелегалами их количество сократилось, а муниципальная замена не пришла. Муниципальный транспорт, к слову, лишь в реляциях администрации выглядит более безопасным и стабильным, чем частные перевозчики, и трамвай, сошедший с рельсов возле Сибэкспоцентра, — очередное тому подтверждение.
Электронный тупик
Еще одна новация — внедрение электронных проездных билетов — неявным образом перекликается с установкой новых водяных колонок, отпускающих воду только после оплаты посредством пластиковой карты. Немалые, надо полагать, затраты на установку считывающих устройств и изготовление самих билетов должны были окупиться за счет того, что новая система «позволит вести точный учет пассажиропотока в Иркутске и позволит транспортным предприятиям города получать соответствующие реальным затратам дотации из бюджетов различных уровней».
Уже в самом сообщении мэрии о новых билетах содержалась нотка провала всей затеи: билеты продаются на разные виды транспорта, но только на месяц. Очевидно, что многие — если не большинство пассажиров — ездят далеко не каждый день, и билет на 5–10 поездок был бы намного удобнее. Иногородним, многие из которых едут ровно от вокзала до аэропорта или от вокзала до места работы и обратно, тем более нужны карты на одну-две поездки. Но их нет, потому что стоимость выпуска таких билетов сделала бы весь проект убыточным, и мэрия была вынуждена сохранить систему оплаты наличными. Невозможно себе представить пассажиров настолько сознательных, чтобы они ради «точного учета пассажиропотока» отказались от собственного удобства, массово купили карты (которые еще не везде и применить-то можно) и перестали платить наличными. Чиновники могут, конечно, сказать, что все еще только начинается, но, по сути, без карточек на малое число поездок все уже и кончилось.
Вторая электронная затея Дмитрия Бердникова — вы будете смеяться — досталась ему в наследство от предшественника. Еще в декабре 2014 года бывший директор МУП «Водоканал» Сергей Винарский анонсировал замену всех 518 старых водоразборных колонок на новые, предполагающие оплату полученной воды электронной картой. Тогда же была озвучена и стоимость новых колонок: чуть менее 29 тыс. рублей. Когда же новая администрация в конце июня 2015 года сообщила об установке первых колонок, оказалось, что стоят они уже 39 тыс., а весь проект — если удастся его реализовать — обойдется администрации Дмитрия Бердникова на 5,2 млн рублей дороже, чем предполагала администрация Виктора Кондрашова.
Соль всей затеи в том, что старые колонки позволяли пользоваться водой любому желающему без всяких ограничений. В результате вода, каждая тонна которой обходится городскому бюджету в 10,5 рубля, «утекала» в цистернах жителей Иркутского района в дачные поселки и вообще в любое место, где вода из скважин непригодна для питья. Машины с разномастными цистернами сегодня можно в изобилии видеть на Качугском и Александровском трактах, в то время как первые колонки нового поколения установили в Свердловском округе — то есть на противоположном конце города. Еще больше воды без всякой пользы проливалось на землю из неисправных колонок и использовалось для мытья машин — что в принципе является отдельным нарушением распоряжений городских властей.
Итак, первые полтора десятка колонок были установлены, и уже через считанные дни две из них были разбиты. Кем и почему — вопрос не праздный. Это могли быть местные жители, которые не нашли карты оплаты в «ближайшем газетном киоске» — ведь в тех районах, где пользуются колонками, газетных киосков вообще нет. Могли быть и принципиальные вандалы, такое тоже бывает.
Городская администрация либо не знает, с каким населением имеет дело, — а у нас и стены расписаны, и скульптуру «Виолончель» на улице Урицкого ломали несколько раз — либо вообще не думала о сохранности весьма дорогого оборудования. В идеале возле каждой колонки по первому времени надо ставить или полицейский пост (и то вряд ли поможет, потому что памятник Александру III никакие посты от регулярных набегов вандалов не спасают), или хотя бы камеру видеонаблюдения. Но это мы уж слишком много хотим, программа «Безопасный город» не исполняется много лет подряд.
Главная же загвоздка в том, что желание сделать с электронной колонкой что-нибудь нехорошее возникает немедленно почти у любого иркутянина, попытавшегося воспользоваться этим чудом инженерной мысли. Постоянных пользователей сразу смутило отсутствие каких бы то ни было приспособлений для подвешивания ведра, а это означает, что зимой колонкой (изготовленной в Воронеже, и неизвестна еще ее пригодность к работе на морозе) вообще нельзя будет пользоваться. Случайных пользователей, пожелавших набрать воды в июльскую жару, новая колонка и вовсе привела в бешенство, о чем они тут же сообщили в социальных сетях.
Мэр, попавший в сети
Страничка Дмитрия Бердникова в социальной сети «Фейсбук» создана лишь в июне 2015 года, пополняется регулярно и дарит своим читателям немало веселых минут. Начать хотя бы с того, что место работы «Мэр» датировано осенью 2014 года. Виктор Кондрашов, срок полномочий которого истек лишь в конце марта 2015 года, полгода не знал, что, подобно космонавту, обзавелся дублером.
Второй забавный момент — энтузиазм и рвение, с которым новый глава города (а точнее говоря, кто-то из его сотрудников) принялся реагировать на замечания. Вскоре после того, как мэр отрапортовал о проведении и завершении ямочного ремонта, ему выложили несколько фотографий с перекрестка улиц Карла Либкнехта и Советской. Неприличной глубины ямы сводили на нет все заявления о ремонте, и это было очевидно даже сотрудникам городской пресс-службы, которые обычно в рабочее время видят только то, что разрешено начальством. Пару дней спустя автор первого сообщения констатировал: свершилось чудо — указанные им ямы заделали. А все неуказанные, пусть и в метре от первых, остались на своем месте. Что говорить, улица Декабрьских Событий возле перекрестка с улицей Тимирязева может «порадовать» автомобилиста такими ямами, что полколеса в нее уйдет, а подсказать мэрии некому, да и глава округа в этом месте давно не бывал. Точно так же вела себя городская администрация в первые два года работы Виктора Кондрашова. А затем градоначальник обзавелся защитным слоем и вообще перестал отвечать на реплики в «Живом Журнале» и в других соцсетях.
Точно такая же история в свое время приключилась с большим патриотом родного города — мэром Ангарска Андреем Козловым, который призывал объединиться на благо малой родины ровно до дня выборов, проигранных его командой. Неизвестно, на какое время хватит задора у команды Дмитрия Бердникова, но практически каждый день она получает серьезные удары по самолюбию. Широко разрекламированное асфальтирование дорожек на острове Юность обернулось жирным минусом: пешеходные дорожки превратились в проезжую часть, на запрещающие знаки водители не обращают никакого внимания, и место тихого семейного отдыха (одно из очень немногих в городе) стало местом дикого разгула автомобилистов. Дошло до того, что городские власти вместе с ГИБДД пообещали установить дополнительные ограничения на въезд, но — только вдумайтесь! — после 24 часов, когда нормальные люди уже спят и уж точно не гуляют с детьми. Хотели как лучше — получилась ерунда.
Подводя небольшой итог, можно сказать, что пока у Дмитрия Бердникова и его команды хорошо получаются краткосрочные проекты: праздник мыльных пузырей, городской карнавал, поздравления с профессиональными праздниками и вручение наград. Что-либо чуть более сложное и многоэтапное, включая попытки навести порядок на летней эстраде острова Юность или субботник на территории бывшего ИВАТУ-ИВВАИУ, сразу под вопросом: будут ли усилия продолжительными, а результат — стабильным?
Борис Самойлов, «Байкальские вести»