Летучий бензин
Из-за проблем с поставками ГСМ у одной сети АЗС иркутяне в панике «осушили» все заправки
В Иркутской области остановка розничной продажи бензина марок АИ-92, АИ-95 и АИ-98 на автозаправочной сети «КрайсНефть» спровоцировала панику среди местного населения. По версии компании, у ее поставщиков — крупных нефтеперерабатывающих заводов из Омска и Сургута — произошел сбой в отгрузках топлива. Быстро распространившееся по региону известие о дефиците бензина привело к тому, что с вечера среды, 8 октября, к АЗС областного центра выстроились очереди из десятков машин, начинающиеся уже на дорогах на подъезде к заправкам. Охваченные общей истерией автомобилисты часами ожидали последней, как им казалось, возможности заправить полный бак и еще несколько канистр — про запас. В результате ажиотажа дефицит, возникший у одной сети АЗС, начал охватывать новые заправки, не справляющиеся с небывалым потоком клиентов, что уже создало ощущение полного отсутствия бензина в регионе. Через несколько часов ситуацию взяли под контроль региональные власти, проведя совещания с нефтяниками и автозаправщиками. Иркутскнефтепродукт, входящий в нефтегазовую компанию «Роснефть», заявил о готовности обеспечить топливом всех желающих, даже в условиях больших очередей. Нормализация ситуации ожидается в ближайшие дни, после того как на «КрайсНефть» прибудут оплаченные компанией ресурсы, поставка которых задержалась. Между тем интернет-пользователи расценили внезапный топливный кризис не иначе как попытку под шумок задрать цены на бензин.
— Ты там что, на всю жизнь встала? Тут все на работу опаздывают! — кричали разъяренные автомобилисты из конца очереди владелице машины, заправлявшей свое авто в середине дня на АЗС «Омни» на улице Ширямова в Иркутске.
Ажиотаж, доходивший до перепалок, возник на многих заправках областного центра, а также на пригородных трассах. Днем 9 октября на популярной АЗС «Роснефти» на улице Байкальской к каждой из колонок выстроилась очередь из пятнадцати машин, начинающаяся на проезжей части в районе остановки общественного транспорта. Причины небывалого потока клиентов сотрудники заправки корреспонденту «МК Байкал» охотно назвали: «Бензин на «Крайсе» не продают. А тут все нормально, просто народу много». На заправках самой «КрайсНефти» не менее категорично заявили: «Недели две бензина не будет».
Бензин иссяк
Локальный топливный кризис начался в регионе в среду, 8 октября, со второй половины дня. Группа компаний «КрайсНефть», которая, по данным правительства Приангарья, контролирует порядка 16 процентов розничного рынка топлива в регионе, остановила на своих автозаправочных станциях продажи всех видов топлива, кроме дизельного, газа и АИ-80. Согласно информации, распространенной компанией, отпуск топлива был остановлен из-за проблем с поставками у крупных нефтеперерабатывающих заводов.
— На АЗС «КрайсНефть» закрыта розничная продажа бензина марок АИ-92, АИ-95 и АИ-98, — сообщил на оперативном штабе в правительстве Приангарья директор ООО «Контерра+», работающего под брендом «КрайсНефть», Андрей Минин. — Причина — в закрытии нескольких нефтеперерабатывающих заводов, у которых компания закупала топливо. Кроме того, возникли трудности с отгрузкой топлива из Омска, где произошел логистический сбой. В частности, не отгружено топливо, которое компания оплатила в сентябре «Газпромнефти».
Под неработающими НПЗ, в частности, имеется в виду Ачинский нефтеперерабатывающий завод, где два месяца назад была авария, а сейчас идут ремонтные работы. Кроме того, в этом контексте прозвучала и Ангарская нефтехимическая компания, которая, в свою очередь, находится в процессе модернизации. И так произошло, что в этом же время задержались поставки «КрайсНефти» с Омского и Сургутского НПЗ.
По словам министра промышленной политики и лесного комплекса Иркутской области Кирилла Торопова, запасы топлива у «Крайса» оказались в два раз ниже нормативных — одна тысяча тонн, которой может хватить только на пять дней. В результате автозаправщики были вынуждены ограничить отпуск топлива, заправляя только клиентов, с которыми у АЗС заключены государственные контракты.
Упомянутая Ангарская нефтехимическая компания утром 9 октября распространила официальный комментарий, в котором заявила об отсутствии у нее проблем с отгрузкой топлива. По данным пресс-службы АНХК, производства компании работают в плановом режиме и осуществляют выпуск и отгрузку топлива согласно графикам, а все реквизитные заявки «Роснефти», в том числе для ЗАО «Иркутскнефтепродукт», выполняются в полном объеме. Более того, по состоянию на 9 октября на заводе, как заверили в компании, даже имелись товарные остатки автобензинов.
Однако на совещании в областном правительстве представители Иркутскнефтепродукта и АНХК, принадлежащих Роснефти, изложили противоположную версию, заявив, что не могут предоставить «КрайсНефти» топливо для закрытия потребностей автозаправок, сославшись на модернизацию производства, которая завершится 16—18 октября. Позже на заседании оперативного штаба в "сером доме" представили АНХК уточнили, что несколько установок, производящих бензин, находятся в плановом ремонте до 20 октября.
И вместе с этим в компании «Иркутскнефтепродукт» утверждают, что готовы закрыть потребность автомобилистов в топливе на все время дефицита ресурсов у независимых операторов. По словам и. о. гендиректора компании Петра Петрончака, топлива достаточно даже в условиях больших очередей к автозаправкам.
— В октябре компания берет 6 тыс. тонн 92-го бензина из Ангарска, 9 тыс. тонн из Сургута, 3 тыс. тонн из Новокуйбышевска и из Уфы, — отметил Петр Петрончак. — Если проблем с графиком поставок не будет, у Иркутскнефтепродукта есть запас нефтепродуктов, чтобы обеспечить потребности.
Производство урезали
Внезапно возникший дефицит в Иркутской области обнажил давно зреющий кризис в топливной отрасли. По мнению члена Совета федерации РФ Олега Канькова, который также принял участие в обсуждении в региональном правительстве возникшей топливной проблемы, розничные АЗС стали заложниками ситуации, когда на реконструкцию или ремонт встали сразу пять нефтеперерабатывающих заводов в стране.
— В последние месяцы по всей России наблюдается рост цен на бензин, поскольку предложение на топливном рынке оказалось несколько ниже спроса. Это связано с сезонным повышением спроса на топливо, а также с аварией на Ачинском НПЗ, который до сих пор не в полном объеме восстановил производство, — подтвердил слова Канькова содиректор аналитического отдела «Инвесткафе» Григорий Бирг.
Между тем интернет-пользователи из числа автомобилистов увидели в иркутском топливном кризисе не что иное как искусственный дефицит, заранее спланированный заинтересованными сторонами. «Очередной ход с целью повышения цен. Видимо, этому беспределу конца края не будет», — написала в социальной сети Мария Перебоева. «Такой ситуации вообще быть не должно. Должны быть резервы. Если это произошло, то этому есть только одно объяснение — специальная, искусственно созданная производителями топлива ситуация», — согласен с ней Владимир Кунгиров. «Искусственный дефицит на внутреннем рынке делается для искусственного завышения цены», — констатирует Варик Калиев.
Однако слухи, активно распространяющиеся в интернете и среди горожан о том, что некоторые АЗС на волне кризиса подняли цену аж до 40 рублей за литр АИ-92, пока не нашли своего подтверждения. По состоянию на 9 октября самая популярная марка бензина продавалась на «Роснефти» по 34,7 рубля за литр, на «Омни» — по 35,8, а, к примеру, на заправке «АЗС-Центр», не являющейся сетевой, цена достигала только 36,5 рубля за литр. Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области не удалось обнаружить в ценообразовании иркутских заправщиков нарушений антимонопольного законодательства.
Транспорт не встанет
В условиях дефицита бензина, явно усугубляющегося от действий самих автомобилистов, ведомых слухами и страхами, невольно возникает вопрос о том, как топливный кризис скажется на альтернативных средствах передвижения. Впрочем, администрация Иркутска уже заявила об отсутствии последствий в работе городского общественного транспорта от возникшей в регионе ситуации. По данным пресс-службы мэрии, на предприятии МУП «Иркутскавтотранс» 16 процентов подвижного состава работает на газовом топливе — пропан-бутане, 84 процента – на дизельном. По словам мэра города Виктора Кондрашова, 95 процентов частных перевозчиков также являются потребителями дизельного топлива.
Что касается экстренных служб, то никаких причин для паники по поводу работы скорой медицинской помощи министр здравоохранения Иркутской области Николай Корнилов не видит. «У скорой помощи 400—450 автомобилей, на одни сутки потребность в горюче-смазочных материалах составляет 16 тонн 92-го бензина. Мы мониторим ситуацию в Иркутске и в территориях, — отметили министр. — У санавиации обеспеченность топливом есть».
Городские службы такси также не стали поддаваться панике и даже, по их заверениям, не планируют повышать тариф на проезд. «Пока особых проблем нет, но думаю, что они могут быть из-за того, что у водителей больше тратится времени на простой в очередях на заправку, — отметил гендиректор автотранспортной службы «Шесть двоек» Станислав Татарников. — Тарифы в этой связи мы повышать не планируем. Только если бензина не станет совсем, тогда мы в принципе не сможем оказывать услуги».
Топливо едет в регион
Впрочем, «КрайсНефть» уже заявила на заседании оперативного штаба в правительстве региона о намерении возобновить отпуск бензина всем потребителям через три-четыре дня. По словам Андрея Минина, к этому сроку поставщики должны отгрузить 4 тыс. тонн топлива, ранее оплаченного компанией.
Для ускорения процесса нормализации ситуации правительство Приангарья направило телеграмму в адрес «Роснефти» и «Газпромнефти» об увеличении объемов отгрузки бензинов для розничных продавцов региона и принятии мер к срочной отгрузке топлива по уже оплаченным контрактам. На муниципалитеты, через которые проходят федеральные трассы, региональные власти возложили обязанность держать под контролем все, что происходит на заправках на М-53, М-55 и по направлению к Усть-Орде.
По оценке Кирилла Торопова, ситуация с розничными продажами бензина в регионе должна быть полностью нормализована в течение двух недель.
Илья Новиков, «Новости МК Байкал»