Виктор Кондрашов. Итоги
Свое мнение о плюсах и минусах работы избранного мэра Иркутска Виктора Кондрашова, ушедшего с поста градоначальника 26 марта, высказали иркутские политологи.
— Нашему городу нужен в идеале тип личности, который бы я назвал «умная и жесткая сволочь», который будет сурово обходиться и с местным бизнесом, и, самое главное, не потакать каким-то чрезмерно детским желаниям граждан. Такое эффективное авторитарное управление нашему городу не помешало бы, с моей точки зрения. Я считаю, что Виктор Иванович на эту роль не подходил, — считает Сергей Шмидт.
Ты помнишь, как все начиналось?
Виктор Кондрашов избран мэром Иркутска в марте 2010 года. На тот момент он был депутатом Законодательного собрания Иркутской области и предпринимателем. Главная выборная интрига 2010 года заключалась в борьбе между самовыдвиженцем Антоном Романовым, также депутатом ЗС, и бывшим мэром Братска Сергеем Серебренниковым. Романов по решению суда был снят с предвыборной гонки, а Серебренникова активно двигал губернатор Дмитрий Мезенцев. В итоге жители Иркутска голосовали не столько за Кондрашова, сколько против насаждаемого Серебренникова, считают эксперты. По результатам голосования Виктор Кондрашов получил 92 тысячи голосов, или более 62 процентов от общего числа пришедших на избирательные участки.
— Виктор Кондрашов не собирался побеждать всерьез, но, если подвести общий знаменатель, то, наверное, позитивных начинаний было больше. Хотя мэр столкнулся с рядом серьезных проблем, которые он до конца не смог преодолеть. Некоторые из них носили характер, связанный с особенностями его избрания на эту должность, — считает политолог Юрий Пронин.
Ключевым моментом Сергей Шмидт считает, что Виктор Кондрашов, избранный на протестной волне, как человек не подходил для должности мэра.
— Подчеркну, Виктор Иванович слишком хороший для того, чтобы быть мэром Иркутска. Иркутск — слишком сложный, слишком противоречивый, слишком капризный, а самое главное — запущенный, многопроблемный город для того, чтобы им эффективно смог руководить такой хороший человек, как Виктор Иванович. Он останется, я уверен, в памяти жителей как мэр, который одержал яркую победу в 2010 году, который символизировал некую мечту иркутян о том, чтобы город превратить в сказку, чудо. Мечты эти, на мой взгляд, не сбылись, но как мэр — позитивная мечта Кондрашов в памяти жителей останется, — подчеркивает Сергей Шмидт.
Поствыборные заявления
Запомнился Виктор Кондрашов не только своей яркой протестной победой на выборах, но и своими «блистательными» заявлениями после них. На своей первой пресс-конференции в качестве градоначальника Виктор Иванович заявил, что научит администрацию Иркутска зарабатывать деньги. Но, главное, пообещал, что сделает себе заработную плату мэра в размере средней по городу Иркутску. На момент избрания, в 2010 году, средняя зарплата была около 18 тысяч рублей. В реальности мэр этого не сделал, в чем фактически признался на одной из последующих пресс-конференций.
Надолго запомнилась инициатива Кондрашова о восстановлении Казанского собора на прежнем месте, то есть на месте здания правительства Иркутской области. Мэр сразу оговорился, что это можно сделать только на внебюджетные средства, но городское сообщество и губернатор Дмитрий Мезенцев за это предложение подвергли Виктора Ивановича жесткой критике, причем, в публичном пространстве. Реализовать этот проект после того, как мэра «стукнули по рукам», он не смог.
— Бросалось в глаза, что Виктору Ивановичу свойственен большой полет мысли, различные мега-проекты, которые, не знаю, могут ли быть реализованы кем-либо, но при этом они будоражили общественное мнение. Например, возродить Казанский собор или прорыть тоннель от Центрального рынка к 130-му кварталу и дальше. С одной стороны, это, конечно, весело. С другой, это вызывало недоумение. Конечно, запомнились такие вещи, как ежегодный карнавал. Виктор Иванович играл роль мотора в этом вопросе, — напомнил Юрий Пронин.
Напомним, Виктор Кондрашов предлагал проложить тоннель от Центрального рынка до развязки Академического моста для решения проблемы транспортного коллапса в центре города. За эту инициативу мэр тоже был подвергнут обструкции.
Безусловные плюсы
Главными плюсами, большими достижениями на посту мэра Виктора Кондрашова и жители города, и эксперты считают увеличение строительства детских садов, возведение нового городского перинатального центра и появление новых рекреационных зон в Иркутске.
— Главная подвижка, которую удалось сделать Кондрашову, и это можно отнести к части его личных заслуг, это строительство детских садов и досуговых рекреационных зон в Иркутске. Он и сам представляет это как самый главный результат своего мэрства. Мне кажется, мэр сделал все, что мог. Особенно в последние года два, когда он работал. Но, к сожалению, смог он немного в силу личностных качеств и объективных обстоятельств, — считает Сергей Шмидт.
Виктор Кондрашов, по мнению политолога Юрия Пронина, проявил большую инициативу в своем стремлении многое поменять в городе, решить проблемы, наиболее серьезные вопросы, по многим направлениям.
— Частично это удалось. Например, существенное продвижение по строительству детских садов, в обеспечении мест дошкольников, в ликвидации очереди в детские сады. Но, опять же, возможности не беспредельны, поэтому, чтобы усилить строительство детских садов, пришлось снимать бюджетные средства с других статей, в том числе сократить строительство и ремонт дорог. Кондрашов это признавал, сказав, что нужно выбирать приоритет. Но я считаю, что это спорный момент.
Подвижки есть и в транспортной системе, много в городе создано сквериков, установлено скульптур, то есть вид города значительно облагорожен. Хотя, конечно, опять же не все решено. Большое количество домов старой застройки еще осталось как социальное гетто в центре Иркутска, — напомнил эксперт.
Стоит отметить, что только Виктор Кондрашов сумел «победить гидру» в виде рынка «Шанхай». У Владимира Якубовского этого сделать не получилось, несмотря на неоднократные попытки и более длительное пребывание на посту.
— Все хорошие инициативы Виктора Ивановича, будь то новое позиционирование городской среды, первая серия из многолетнего сериала «Шанхайка, прощай» или строительство детских садов, что крайне важно в городе, который является одним из лидеров по количеству рождений малышей в Сибири, — все это будет записано ему в «плюс». Но вроде как этим и должен заниматься настоящий мэр.
А мне кажется, что, несмотря на длительный тяжелый период вхождения в роль, Кондрашов им все-таки стал. Он был публичен, он нравился горожанам за свой нестандартный подход к решению ряда вопросов, он делал иногда удивительные заявления, которые заставляли дрожать большой «серый дом», но в этом он рождался как политик, — подчеркнул кандидат политических наук, заместитель декана исторического факультета ИГУ, политолог Алексей Петров.
Безусловным и главным достижением Виктора Кондрашова стало строительство нового городского перинатального центра. Он стал самым современным подобным учреждением здравоохранения за Уралом.
Из плюсов жители города и эксперты также назвали активную реставрацию памятников архитектуры, благоустройство улиц и жилых кварталов. На некоторых улицах был заменен тротуар, бордюрный камень, дорожное покрытие. Появились новые небольшие скверы, парки и аллеи. Началась реализация программы ремонта и благоустройства дворов. Ее принятия добились депутаты Думы Иркутска для того, чтобы в каждом округе ежегодно ремонтировали два-три двора.
Бочка дегтя
Главной претензией к Виктору Кондрашову у экспертов остались нерешенные ключевые проблемы города. Точечная застройка, работа общественного транспорта, отсутствие парковок, пересадочных узлов и некоторые другие наболевшие вопросы жизнедеятельности города так и остались не тронутыми. Стало ли это следствием отсутствия команды у мэра, опыта управления городом или недостаточной настойчивости, эксперты определить затрудняются.
— Ключевые проблемы города, самые-самые важные, остались не разрешенными. В числе таких проблем я имею в виду дороги и точечную застройку в центре города. Застройку я бы особо подчеркнул, потому что не надо быть профессионалом градостроительства, чтобы понимать, если центр города забит автомобильными пробками, то любое строящееся там офисное или высотное жилое здание, это еще и дополнительная автомобильная нагрузка.
И так делать нельзя. Надо бороться с этим всякими способами, любыми, начиная от личных договоренностей, и заканчивая всеми правовыми возможностями. Этого не произошло. С моей точки зрения, точечной застройки при Кондрашове стало еще больше, чем при предыдущем мэре, хотя Якубовского за это критиковали. И сам Кондрашов обещал эту проблему решить. Что касается дорог, автомобилисты не очень довольны, — напомнил Сергей Шмидт.
Кроме того, при Кондрашове не сдвинулся с места вопрос с коммунальными и инженерными сетями, особенно в центре города, которые уже не справляются с нагрузкой. При этом ее увеличение может привести к авариям на канализационных сетях. В числе претензий к Виктору Кондрашову эксперты также упоминают продажу земли в Кайской роще, хотя уходящий мэр обещал этого не допустить.
По мнению экспертов, на эффективность управления городов серьезно повлияли проблемы с командой, которые возникли у Виктора Кондрашова.
— Готовой команды для работы во главе города у Виктора Кондрашова не было, и кадровые проблемы сказывались в течение всего периода его полномочий. Есть мнение, что все-таки он команду собрал, где-то к середине срока, но даже в этом варианте это все затянулось. Мне кажется, что до конца так и не удалось отшлифовать состав, чтобы он был в полной мере эффективный. Но, подчеркиваю, это в значительной степени объективная проблема. Для него изначально было сложно эту проблему решить в связи с некоторыми особенностями его избрания, — считает Юрий Пронин.
Алексей Петров считает, что Виктору Кондрашову не хватило уверенности, поскольку у него не было команды как таковой.
— Команда рождалась в больших муках, и честно говоря (я не знаю, как ее оценивает сам Виктор Иванович) только Алексей Альмухамедов был по-настоящему на своем месте (все победы Иркутска связаны с этим комитетом — и стратегия развития города, и «Зеленая линия»).
Ему не хватило поддержки, поскольку региональная власть все годы, а последние три года особенно, «клевала» его по поводу и без такового, хотя в некоторых проектах могла бы поддержать для выстраивания отношений, — полагает Алексей Петров.
Среди минусов и выделение 400 тысяч рублей на две инновационные остановки общественного транспорта «Красногвардейская» и «Степана Разина» с Wi-Fi, бегущей строкой расписания движения транспорта и т.д. Эти остановки всего через пару месяцев были разрушены вандалами.
Политолог Максим Зимин оценивает работу Виктора Кондрашова скептически:
— Везением Виктора Кондрашова стали рейтинги мэра около 60 процентов, которые ни горностаевая моль не могла «сожрать», ни бестолковое управление городом. Ему оказались нипочем ни стуки топоров в Кайской роще, ни превращение Иркутска в гигантскую пробку в лабиринте торгово-развлекательных центров, ни нежелание строить в достаточном количестве муниципальные детсады, «раз частные есть».
Балы меценатов в кризисные годы вызвали только раздражение у жителей города.
— С одной стороны Виктор Иванович был продвинутым мэром, и супруга у него играла активную светскую роль. В этом плане он шел впереди общественных стандартов, я бы сказал, что западные образцы были в его поведении. С другой стороны какие-то сиюминутные проблемы города не решаются. Но стремление у него чувствовалось. Подчеркну, многое не решено. Замечаний много, например, горностаевая моль. Но в целом позитив осторожно перевешивает негативные моменты, — считает Юрий Пронин.
Весьма спорной была инициатива мэра по приобретению в конце 2013 года в муниципальную собственность помещения ночного клуба «Панорама» и полуразрушенного здания бывшего кинотеатра «Марат» в ущерб созданию новых мест для детей в дошкольных учреждениях.
Кроме того, здания Центрального рынка, комитета по управлению Правобережным округом и комитетом по управлению Октябрьским округом Иркутска отданы в залог под банковский кредит в размере 600 млн рублей. Кредит взят муниципальным унитарным предприятием «Управление капительного строительства города Иркутска» для исполнения федеральных программ по расселению ветхого и аварийного жилья. Погашать кредит МУП «УКС города Иркутска» планирует из средств федеральной казны, которые будут получены после сдачи домов по программе.
— Начиная с января 2015 года, Виктор Кондрашов вовсе утратил интерес к своей исчезающей должности. И именно в этот период благодаря депутатским расследованиям открылись новые «зияющие дыры». Ликвидирована муниципальная аварийно-спасательная служба, на грани банкротства МУП «Горзеленхоз».
Центральный рынок, здание администрации Правобережного округа и здание администрации Октябрьского округа заложены под кредиты МУП УКС, — подчеркнул Максим Зимин.
Не решена проблема с выгулом домашних собак и отловом бездомных животных. При этом Виктор Кондрашов в центре города на острове Юность разрешил проведение соревнований «Дрифт Рэйсингу», хотя именно там жители города гуляют с детьми. А жители домов на бульваре Гагарина жалуются на рев двигателей, выхлопные газы и визг тормозов.
Сдался без боя
Единственная настоящая претензия, настаивает Сергей Шмидт, которую он как горожанин имеет к Виктору Кондрашову, — градоначальник должен был все-таки ярче и публично обозначить свою позицию по отношению к отмене выборов мэра в Иркутске. По мнению политолога, Кондрашов мог бы предложить переизбрать городскую думу, если жители избирали думу, не зная, что мэр будет избираться из депутатов.
— Такой осадок у меня как у горожанина остался по отношению к Виктору Ивановичу. И окончание срока полномочий могло быть ярче у Кондрашова. Я обратил внимание, что в 2013 году он начал работать как действительно серьезный мэр, как серьезный градоначальник. Я думаю, что 2013 год для Кондрашова был рабочим, ярким, но он единственный, с моей точки зрения. Я был уверен, что он пойдет на выборы, и у него были бы неплохие шансы. Но финал смазан, в том числе, и тем, что он — человек, выбранный 60 процентами проголосовавших горожан. И, наверное, они заслуживают, чтобы из уст своего мэра услышать его отношение к отмене выборов градоначальника. Этого не произошло, — констатирует Сергей Шмидт.
Иногда мэр подолгу устранялся от дел, напоминает политолог Юрий Пронин, хотя потом вроде бы развивал бурную деятельность.
— И получилась концовка, я бы сказал, не совсем радостная, немного грустная. Все это закончилось тем, что у нас нет прямых выборов мэра. Подчеркну, даже если бы у Кондрашова были недостатки еще больше, чем они были, мне кажется, это не основание менять процедуру избрания главы города. Катастрофы не было по итогам его деятельности. Наверное, у него были хорошие шансы переизбраться на второй срок, судя по всем опросам, и он собирался переизбираться и работать дальше. Но произошло то, что произошло. Я думаю, что концовка в этом плане получилась грустная, бороться он не стал. Принял то, как оно есть. Посмотрим, что будет дальше, — говорит Юрий Пронин.
По мнению Максима Зимина, Виктор Кондрашов, оставшись предпринимателем при должности мэра, так и не дорос до политика.
— Моментом истины для современной истории Иркутска стал вопрос прямых выборов мэра. Нечленораздельная позиция Виктора Ивановича стала еще более постыдной, чем доводы Законодательного собрания отменить прямые выборы мэра. В истории Виктор Иванович останется человеком, который сдал город без боя, — полагает Зимин.
По мнению Алексея Петрова, Виктору Ивановичу не хватило времени.
— Мы все понимаем, что если бы Кондрашов выдвинулся на всенародных выборах, то шансы на победу были самыми высокими. Но так сложились обстоятельства. Он отказался бороться. Насколько он ушел из региональной политики, я не знаю, но думаю, что он может еще вернуться туда, — прогнозирует Петров.
Уходящая натура
Пятилетие Виктора Кондрашова, настаивает Алексей Петров, может быть, запомнили в истории, если в последние дни своей работы он принял бы поистине историческое решение.
— Например, вернул улицам города свои названия — то, что он обещал в 2012 году, и то, что двигали мы, когда я работал в Общественной палате города Иркутска. Конечно, он сделал для города много больше, но запоминается что-то неординарное, необычное, — считает Алексей Петров.
С ним согласен и Сергей Шмидт.
— В оставшиеся на должности дни у Виктора Кондрашова была еще возможность совершить какое-нибудь яркое управленческое действие, с которым бы он остался в истории. Например, он мог бы в оставшиеся дни решить проблему с переименованием улиц в Иркутске. То есть, хотя бы 10–15 улиц, имеющих банальные названия, повторяющиеся в разных городах России, могли вернуть дореволюционные названия, которые обладают определенной оригинальностью и уникальностью. Я не очень верю, что мэр это сделает, но, по крайней мере, у него такая возможность еще остается. И это значит, что он может не менее ярко уйти, чем он пришел на эту должность, — полагает Шмидт.
Кто на новенького?
Следующим градоначальником Иркутска, по мнению всех политологов, будет выбран председатель Думы города Дмитрий Бердников. А председателем думы, скорее всего, будет избран его заместитель Александр Ханхалаев, хотя есть варианты.
— Бердников — фигура, согласованная с областными властями, в первую очередь, с губернатором, и, поскольку мы ничего не можем знать о Бердникове как о муниципальном управленце, остается только надеется, что он окажется эффективным. И надежды эти связывать в первую очередь с тем, что будет согласованность действий мэра и губернатора. Иначе говоря, Бердников — это мэр, который устраивает губернатора, — подчеркивает Сергей Шмидт.
Юрий Пронин считает, что председатель городской думы не будет избран сразу, а только на следующем заседании в апреле. И спикером станет депутат от избирательного округа № 32 Владимир Потапов.
Напомним, 23 марта депутаты думы Иркутска внесли изменения в Устав города. Мэр Иркутска теперь будет избираться из числа депутатов. На то, чтобы сменить власть в Иркутске у законодателей всех уровней — федерального, регионального и муниципального — ушло всего чуть больше двух месяцев. Изменения в федеральный закон были приняты в конце января этого года, региональное законодательство «поправили» в феврале, муниципальное — в марте.
Внесение изменений в Устав Иркутска связано с приведением документа в соответствие с федеральным и областным законодательством. Меняется система избрания мэра. Он избирается думой из числа депутатов путем открытого голосования. Процедура голосования подробно прописана в регламенте думы. Присяга новым мэром должна быть принесена не позднее пяти дней с момента избрания
РИА «ИркутскМедиа»