Иркутск

Тиски двоевластия

08:00, 15 июл 2014

Жителей Ангарска призвали освободиться от оков и вернуть городу статус-кво

Губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко заявил об отсутствии каких-либо объективных препятствий на пути ликвидации двоевластия в Ангарске, которым после неудачной муниципальной реформы 2004 года управляют городские и районные органы власти, конфликтующие в результате неразберихи в разделении полномочий. Единственной причиной для того, чтобы не запускать процесс возвращения крупному промышленному городу самостоятельности, может быть только желание населения оставить все на своих местах. Но жители Ангарска и района вряд ли должны быть против преобразований, способных положить конец раздраю местных властей, который породило недальновидное законотворчество. Муниципальные реформаторы идею вхождения Ангарска в район объясняли заботой о населении, но на деле получилось так, что интересы именно рядовых граждан остались на задворках, а тема ангарского двоевластия с самого начала превратилась в политическую. Законодатели хотели сделать власть ближе к народу и, вероятно, заработать на этом очки, но сотворили такую конструкцию, которая вообще внесла разлад в муниципальное управление, став для меркантильных чиновников благодатной почвой для извлечения личной выгоды. Но в схватке противоборствующих в Ангарске и районе групп никто не победил, и теперь реальный шанс на реванш появился у заложников ситуации — простых жителей, которые имеют полное право инициировать процесс ликвидации двоевластия, чтобы вернуть жизнь муниципалитетов в конструктивное русло. К проявлению инициативы граждан призвало областное правительство, выразив готовность оказать им в этом вопросе поддержку.

— Когда в прошлый раз в Ангарске были выборы, каждый из кандидатов говорил о необходимости ликвидации двоевластия. Но только решение почему-то никто не принимал, — отметил губернатор Сергей Ерощенко в ходе недавнего визита в Ангарск. — Поэтому мы сейчас при поддержке жителей проведем новые выборы, приложим все усилия, чтобы к власти в районе пришли ответственные люди, после чего на сессии Заксобрания примем закон, который будет определять алгоритм преобразования. И больше никто не сможет ссылаться на то, что какой-то закон не позволяет это осуществить. Другие регионы России это уже сделали, и мы не должны отставать.

Реформаторская горячка

Начало двоевластию в Ангарске было положено в 2004 году, когда в стране началась масштабная реорганизация местного самоуправления. Реформа предполагала разделение власти на два уровня. Появились такие понятия, как городское и сельское поселения, муниципальный район и городской округ. Но вместо того, чтобы с осторожностью подойти к реализации нового — 131-го — федерального закона, изучить риски и оценить вероятные последствия преобразований, отдельные законодатели регионального уровня, ухватившись за возможность стать авторами революционных моделей муниципального управления, позволили своим амбициям подавить голос разума.

Иркутскую область, как, впрочем, и всю страну, охватили эксперименты, зачастую не следовавшие никакой логике. В результате Ангарск оказался в абсурдной ситуации — территорию с 230-тысячным населением и двумя крупными промышленными предприятиями Заксобрание области низвергло до положения городского поселения, дающего право существовать внутри муниципального района в качестве несамостоятельной единицы. Фактически один из самых крупных городов региона уравняли с маленькими сельскими поселениями, вошедшими также в состав Ангарского района, — поселками Мегет, Одинск и Савватееевка. И править в Ангарске стали не только городские власти, но и районные.

После реформы решение многих важных вопросов городского жизнеобеспечения стало прерогативой районной администрации. Из-за этого между городской и районной властью начались перманентные споры о разделении полномочий. И в этих конфликтах концов не найти, от ответственности чиновники отбиваются, как в пин-понге, и одеяло каждый тянет на себя. Крайними же всегда остаются рядовые жители, которым от всего этого только вред, люди вконец запутались и деморализовались.

— Такие крупные города, как Ангарск, на мой взгляд, изначально должны были иметь статус городского округа, как Иркутск или Братск. Ведь, например, Ангарск и Братск находятся приблизительно в одинаковом положении с точки зрения статусности, бюджетного потенциала и других критериев, — считает первый заместитель председателя правительства Иркутской области Виктор Игнатенко. — Но тем не менее из Ангарска в свое время сделали городское поселение. Но этот статус, как правило, придается небольшим населенным пунктам, которые экономически не самодостаточны. Складывается еще более парадоксальная ситуация: в регионе есть города менее мощные, чем Ангарск, но у них статус городского округа.

Действительно, Свирск, например, где живет всего лишь около 15 тыс. человек, непоследовательные законодатели наделили именно статусом городского округа, не заставив подчиняться Черемховскому району.

Председатель Законодательного собрания Иркутской области Людмила Берлина, которая десять лет назад принимала участие в муниципальной реформе, в свою очередь отмечает, что кризисная ситуация впоследствии возникла только в Ангарском районе. По мнению спикера, дело тут вовсе не в областном законе.

— Правом на местное самоуправление достаточно полноценно пользовались люди, проживающие в Мегете, Одинске, Савватеевке, Тайшете, Нижнеудинске, Шелехове, Большом Луге и так далее. Две думы, две администрации при правильной организации работы не были тормозом в развитии. И депутаты, и главы администраций получали свои полномочия на выборах от избирателей, — говорит Людмила Берлина. — К сожалению, политизация института территориальной организации местного самоуправления произошла только в Ангарском районе, и это, надо вещи называть своими именами, является «интеллектуальной собственностью» только части жителей Ангарска, приведшей к многочисленным необоснованным оценкам закона области. Вывод о надуманности многих таких оценок подтверждает пример Китоя, который входит в состав Ангарского городского поселения, а соответственно, и в сферу муниципального управления органов местного самоуправления города Ангарска, и имеет множество нерешенных проблем — на фоне самостоятельных Одинского, Мегетского или Савватеевского муниципальных образований, где эти проблемы решены или решаются.

Удобная проблема

Восстановить в Ангарске справедливость оказалось не так-то просто. Причем с правовой точки зрения как раз особых сложностей нет, процесс вполне ясен и понятен, населению нужно только честно его объяснить. Но это невыгодно корыстным правителям на местах, которые быстро сориентировались и приспособились паразитировать на теме ликвидации двоевластия и были готовы изменить модель управления городом только на удобный для них вариант. В связи с этим народ долго вводили в заблуждение — то намеренно, а то и по незнанию закона.

В 2010-2011 годах тогдашний мэр Ангарского района Владимир Жуков противостоял команде главы Ангарска Леонида Михайлова, в частности, его идее наделить муниципалитет статусом городского округа, ведь тогда бы он вышел из состава района. В «царстве» Жукова остались бы три мелких поселка, а потом их и вовсе могли либо раскидать по другим муниципальным районам, либо сделать частью города. Ангарский район в таком случае вообще бы ликвидировался.

Зато когда в 2012 году Жуков ушел с поста главы мэра района и избрался главой города, идея изменения статуса Ангарска стала ему по душе. Войдя в роль поборника гражданских интересов, он предлагал сделать Одинск, Мегет и Савватеевку районами города, обставляя свою идею так, что без вхождения в состав Ангарска эти поселки, не готовые к самостоятельности, умрут голодной смертью. Свидетели событий тех лет, знающие повадки Жукова, говорят, что он всегда мыслил в парадигме расширения ареала своей власти.

Власть в руках народа

За прошедшее с 2004 года время в Ангарске и районе состоялся не один референдум по вопросу изменения модели муниципального управления, но в борьбе властных групп за то, чтобы протащить выгодный для себя вариант, дело так и заволокитилось. И, скорее всего, населению придется заняться самоспасением и начать расхлебывать кашу, заваренную десять лет назад суетливыми законодателями. Кроме избирателей других здоровых сил, способных вытащить территорию из кризиса, нет. Областное правительство выразило готовность оказывать гражданам любую консультационную помощь, но региональные чиновники подчеркивают, что решение в любом случае остается за населением.

— Никто ангарчанам и жителям района навязывать никаких схем не будет. Никто их за руку в счастливое будущее не поведет. Это должна быть их выстраданная проблема, и только они могут ее решить, — говорит Виктор Игнатенко. — А правительство Иркутской области в любое время готово оказать консультационную помощь, чтобы эти преобразования были результативными.

Вариантов преобразования по-прежнему остается несколько. В областном правительстве, например, наиболее приемлемым считают Мегет, Одинск и Савватеевку присоединить к Иркутскому и Усольскому районам, чтобы сохранить их сельский статус и не оставлять их наедине с самими с собой, а из Ангарска сделать самостоятельное муниципальное образование — городской округ.

— При проведении преобразований должны быть соблюдены права сельских жителей, потому что сельская территория — это возможность заниматься сельским хозяйством, а для этого нужны соответствующие земли, пастбища. В таких территориях тарифы на электроэнергию ниже, чем в городе. И если граждане решили жить на селе и не переезжают в город, не нужно их насильно делать горожанами со всеми вытекающими из этого последствиями, — убежден Виктор Игнатенко. — Поэтому статус сельских поселений необходимо сохранить. Для этого Мегету, Одинску и Савватеевке нужно войти в какой-то другой район. Мегет, например, когда-то был в Иркутском районе, а Одинск и Савватеевка — в Усольском. Можно их туда и вернуть.

Еще есть вариант присоединить поселки к городу, сохранив за ними статус сельских территорий. По такому пути три года назад пошли в Пермском крае, где создали Лысьвенский городской округ из города Лысьвы и пяти десятков деревень, сел и поселков. Сельчане после вхождения в город остались сельчанами со всеми полагающимися этой категории привилегиями, но поселки и деревни лишились статуса муниципальных образований, а это значит, что они остались без своего бюджета — он теперь общий, и дума теперь тоже одна, а не в каждом населенном пункте.

В администрации Лысьвенского городского округа «МК Байкал» рассказали, что такая модель не осложнила жизнь их территорий. Однако правительство Иркутской области призывает граждан взвесить все «за» и «против» прежде, чем выносить на голосование какой-либо вариант. «Надо понимать, что лишение поселка статуса муниципального образования, лишение собственного бюджета ставит территорию в положение просителя, — говорит Виктор Игнатенко. — Придется всякий раз обращаться в город и просить сделать дороги, тротуары, благоустройство, освещение и так далее. Еще не всегда сделают. Да еще под боком поставят большой торговый павильон, и никто никого спрашивать не будет, потому что это единый городской округ, и вердикт выносит его глава».

Решения о том, менять ли Ангарску статус, входить ли сельским поселениям в другие муниципальные районы или стать частью города, будут принимать только жители этих территорий. Для этого необходимо провести референдумы, инициировать которые могут либо инициативные группы граждан, либо муниципальные думы. Но для начала необходимо избрать думу в Ангарском районе, которая распустилась минувшей зимой. Выборы в районный парламент состоятся 14 сентября этого года.

Когда представительные органы власти будут функционировать во всех территориях Ангарского района, станет возможным запустить процесс преобразований. Думы района и города должны будут назначить референдумы. Если на них придет более половины граждан, обладающих правом голоса, и более половины пришедших поддержат реформу, на региональном уровне необходимо будет принять закон, в соответствии с которым Ангарск станет городским округом.

По словам Виктора Игнатенко, самое главное, чтобы этот процесс был открытым. «Не в кабинетах эти преобразования должны начерчиваться. Надо идти к людям, узнавать их мнение, с ними договариваться. Для чего все образования проводятся? Не для того, чтобы красивая риторика была у политиков на выборах. А для того, чтобы активизировать управление, чтобы никто из простых людей ничего не потерял», — говорит первый зампред.

А на тот случай, если кто-то из органов власти вновь будет саботировать ликвидацию двоевластия, областное правительство призывает население не отступать, а искать помощи в других структурах.

— Если в строгом соответствии с законом инициативная группа соберет необходимое количество подписей, грамотно сформулирует вопрос, то дума обязана назначить голосование. Если дума будет саботировать, есть суд, — пояснил Виктор Игнатенко.

Светлана Латынина, «Новости МК Байкал»


По вопросам рекламы и сотрудничества звоните
+7 999 420-42-00

 

Кто из руководителей России/СССР, так и не ставший главным лидером государства или ставший им только на короткое время, мог бы сыграть наиболее позитивную роль в развитии страны?

Яндекс.Метрика