Иркутск

Послание губернатора в оценках экспертов

13:10, 02 Фев 2014

 

— Впервые на моей памяти люди, далекие от региональной политики (разумеется, не приглашенные на церемонию губернаторского послания) отмечают, что не переключали телеканал, когда мельком попадали на сюжет с речью Ерощенко, — замечает политолог Сергей Шмидт. — Думаю, это не в последнюю очередь связано с тем, что речь была украшена целой гирляндой ярких афоризмов, из которых, судя по социальным сетям, особенно, что называется, пошел в народ - «ЖЭК-потрошитель». Пусть этот каламбур, если верить поисковикам, и не свежайший креатив, но он действительно остроумен и точен.

Ключевое в послании – эскиз практически «административной реформы» в рамках региона. Упрощение управленческих структур, искоренение бессмысленных чиновничьих должностей – давно назревшие меры, явно отвечающие общественным запросам. Ведь общество ощутимо устало от бюрократической нагрузки, вес которой умножен не столько «живой массой» чиновников, сколько общей бессмысленностью их давления на тех, кто занимается реальной работой.

Интересное предложение губернатора – создание Уставного суда Иркутской области. Сложно сказать, как в реальности заработает такая структура, однако, раз уж «вертикаль власти» — это пока «наше все», раз уж модель ручного управления в нашей стране и в регионе пока непреодолима, любая попытка создания механизмов внешнего по отношению к власти оценивания ее действий должна приветствоваться по определению.

Должен сказать, что предыстория губернаторского послания мне отдаленно напомнила предысторию последнего послания Путина. От Путина ожидали объявления об отказе от выборов мэров, а этого не произошло. От губернатора ожидали объявления о создании принципиально новой модели управления областью – появления должности вице-губернатора, а также главы областного правительства. Этого не произошло. В случае с Путиным муссируются слухи о том, что, так или иначе, какие-то кандалы на местное самоуправление власть наденет. Уверен, что и мы обречены на долгое пережевывание слухов о том, что условная «административная реформа» будет-таки радикализирована на практике и приход вице-губернатора с главой областного правительства не за горами.

Кстати, такой ход был бы оправдан. Модель ручного управления полезно переводить в модель «управления из разных рук». Раз уж от «вертикали власти» пока не избавиться, имеет смысл усложнять саму «вертикаль», рассредоточивать персональную ответственность, не замыкать вертикаль управления на одном человеке.

— Стилистика доклада губернатора была выдержана в традиционном ключе: отчет за прошлый и год и постановка задач на этот. Из главных политических итогов отмечено формирование Законодательного собрания, из экономико-экологических – закрытие БЦБК. Все остальное носит характер текущей деятельности, — отмечает доктор юридических наук, профессор Юридического института ИГУ Сергей Шишкин. — Доклад сбалансирован с точки зрения того, что удалось сделать и что предстоит, хотя я бы не назвал его прорывным. Однако хотел бы отметить, что в Послании чувствуется влияние заместителя губернатора Виктора Васильевича Игнатенко. Прежде всего – по внесению предложения об учреждении Уставного суда Иркутской области. В некотором смысле императивный характер этого предложения является отражением того скрытого противодействия, которое эта идея встречала среди ряда влиятельных в политбомонде лиц. О том, что суд будет создан, сказано так твердо, чтобы никто из противников этой идеи даже не думал «замотать» ее и помешать реализации. Что касается лично моего отношения, то я положительно оцениваю создание в регионе Уставного суда, всегда был сторонником этой идеи. Отрадно, что тезис о его создании нашел место в Послании.

Также серьезное внимание уделено вопросу организации областной и муниципальной бюрократии. Губернатор сказал, что необходимо перейти на двухуровневую структуру региональной исполнительной власти. Это означает в том числе и формирование правительства, свободного от непосредственного руководства со стороны губернатора. Далее было сказано об оптимизации системы управленческих органов. Я бы сказал, что в этом прослеживается вектор, который был задан изначально (и часть которого — постоянно происходящая ротация областных чиновников) – рутинная работа по устройству административного «быта» власти. Любопытно было услышать о сокращении чиновников на 1 тысячу. Не вполне понятно, сколько это в процентном соотношении. Но абсолютная цифра звучит весьма впечатляюще. С одной стороны, это хорошо. А вот с другой… Это ведь создает в среде самой бюрократии атмосферу не вполне здоровой конкуренции за «место под солнцем», за выживание. Не о работе люди будут думать, а о том, как остаться на своих позициях. Но в стратегической перспективе этот шаг, я думаю, приведет к улучшению ситуации. Возможно, увеличится скорость принятия управленческих решений. И это существенный момент.

Что касается анализа социально-экономических положений Послания, то здесь губернатор не вышел за рамки указов Президента, что и понятно – поскольку это и является стержнем федеральной политики. Я думаю, в этой части Послание, «разложенное» на сектора, вполне уместно. Интересно, на мой взгляд, предложение губернатора наделить многодетные семьи бесплатными земельными участками, создать в области привлекательные для людей условия, чтобы приезжали и селились у нас – все это однозначно позитивные шаги. Так же, как и политика по созданию привлекательных условий для инвесторов.

Я почувствовал в Послании определенное дистанцирование губернатора от регионального правительства. Мне это кажется намеком на то, что в принципе губернатор готов к разделению полномочий с председателем правительства. Но пока это решение не назрело, находится в «сыром виде» – вероятно, поэтому тезис и не был развернут в Послании, вопреки тому, чего ожидали многие.

— Меня приятно порадовал юридический блок выступления, — отмечает кандидат политических наук, историк Алексей Петров. — Наконец-то Россия становится правовым государством. Вчера довольно большая часть Послания была посвящена созданию Уставного суда в регионе, в котором давно это напрашивалось. Видимо, здесь мы имеем дело с влиянием на ситуацию Виктора Игнатенко, ставшего заместителем губернатора. Игнатенко, как сильный юрист, продвигает вещи, которых не хватало для усиления правовой составляющей.

Также я бы выделили довольно неожиданный момент выступления, посвящённый сокращению численности госслужащих. Честно говоря, отношусь к этому несколько скептично. Опыт показывает, что сокращения чаще всего ведут к итоговому увеличению численности персонала. Мои слова не относятся к этому конкретному сокращению. Любое сокращение, о котором говорили в правительстве или администрации в течение последних 10-15 лет, всегда заканчивалось тем, что чиновников становилось больше. Однако если на этот раз всё получится, то бюджет сэкономит дополнительные средства, что хорошо. Но насколько это все реально — покажет время. Нам остаётся наблюдать за конкретными шагами.

ИА «Телеинформ»

 


По вопросам рекламы и сотрудничества звоните
+7 999 420-42-00

 

Кто из руководителей России/СССР, так и не ставший главным лидером государства или ставший им только на короткое время, мог бы сыграть наиболее позитивную роль в развитии страны?

Яндекс.Метрика