Могилы на чужбине
Японцы почтили память захороненных в Приангарье солдат Советско-японской войны
1 июля в Иркутск из Японии прибыла делегация негосударственной общественной организации по развитию дружеских японо-русских отношений под руководством 90-летнего монаха буддистского храма, бывшего солдата Советско-японской войны господина Судо. В столицу Сибири гости прибыли с целью проведения специальных обрядов и прочтения молитв на местах захоронений японских военнопленных, которых после поражения Японии в Советско-японской войне в 1945 году отправили в Сибирь. Здесь пленники занимались строительством железной дороги Тайшет-Братск, трудились на заводах, лесоповалах, строили казармы и землянки.
В Иркутской области насчитывается 71 кладбище японских военнопленных и около десяти одиночных захоронений. Крупнейшие из них — кладбище в Иркутске, где 406 захоронений, в Зиме — 295, Тулуне — 189, а также в Тайшетском районе в поселках Нижнее–Удачном, Квиток и вблизи села Гоголевка.
«За наш четырехдневный визит в Иркутск мы успели побывать в нескольких местах захоронений японских солдат, — отмечает господин Судо. — В первый день мы посетили кладбище в Радищево, в поселке Патроны и в селе Пивовариха. Во второй отправились в Черемхово и поселок Мальта. Далее в Листвянку, где мы провели обряд и почтили память погибших. Последним посетили кладбище в селе Шаманка».
Всего в составе японской делегации два монаха, а также заместитель председателя правления организации и переводчик.
В период Советско-японской войны, которая являлась заключительной частью Второй мировой войны и войны на Тихом океане, после Акта о капитуляции Японии 2 сентября 1945 года служащие Квантунской армии были помещены в специальные лагеря военнопленных Главного управления по делам военнопленных и интернированных МВД СССР или распределены по отдельным рабочим батальонам. В Иркутскую область было завезено 50 тыс. военнопленных японских солдат. Помимо больших физических нагрузок жизнь японцев в Сибири осложнял голод и особенно холод.
Из воспоминаний одного японского солдата: «Я тогда воевал в Маньчжурии. Однажды наши позиции атаковали множество советских танков. Снаряды у нас закончились, пришлось спасаться бегством, но нам это не удалось. Нас погрузили в поезд и повезли в далекую Сибирь…. Ночью морозы там достигают минус 60 градусов по Цельсию. Ресницы индевеют от дыхания и почти ничего невозможно рассмотреть. Там, по пояс в сугробах, мы работали на лесоповале. Многие сошли с ума или замерзли в снегу под срубленными ими же деревьями…»
Как сообщил «МК Байкал» господин Судо, в 1984 году он и его товарищи нашли место захоронения японских солдат в Листвянке. Сейчас там стоит памятник. Для японских монахов это особое место. «В 1984 году мы прибыли в Иркутск группой свыше 200 человек, чтобы посетить кладбище японских военнопленных и познакомиться с природой Сибирского края, - рассказал Судо. - По пути на экскурсию вдруг выяснилось, что в нашей группе есть два человека, которые когда-то находились здесь, в Листвянке, в одном плену. Более того, пока мы осматривали ландшафты, они вспомнили, что на горе захоронили своих товарищей. Туда мы отправились и действительно обнаружили ямы, прикрытые камнями!».
Господин Судо и другие члены общественной организации обратились к властям Иркутской области с предложением поставить на этом месте памятник погибшим пленникам. Переговоры длились около семи лет, японские специалисты проектировали и продумывали идеи для монумента. И в 1991 году 7 августа состоялось его долгожданное открытие.
«На церемонии присутствовало огромное количество человек не только из Японии, но и из Москвы, а также сами жители Листвянки приняли участие. Они разложили доски на дороге, чтобы нам было удобнее забираться на гору. А в конце каждому гостю из Японии подарили на память коробок из-под спичек, внутри которого была байкальская земля. Нас это очень тронуло. Нигде в России не встречали мы такого теплого приема, - отмечает господин Судо. - С нашей стороны прибыли два буддистских монаха, которые провели все надлежащие обряды, прочли молитвы. Еще мы были искренне удивлены, когда своим присутствием нас почтили священники православной церкви, которые тоже провели поминальную службу».
Валерия Батутите, «Новости МК Байкал»