Иркутск

От Донателло до «ДонОтелло»: краткая история киноискусства в Иркутске

15:28, 24 авг 2020

Проект клуба молодых ученых «Альянс» «Прогулки по старому Иркутску» продолжает работать, несмотря на противоэпидемические ограничения, теперь лекции проходят в формате онлайн. Благодаря этому, лекции могут посмотреть в несколько раз больше зрителей, чем раньше: историей Иркутска интересуются не только горожане, но и люди из других регионов и даже других стран. 24 июля очередную лекцию, посвященную истории городских кинотеатров, прочел руководитель проекта «Прогулки…» и президент клуба Алексей Петров.

Премьера состоялась

Иркутяне приобщились к искусству кино достаточно рано. Первые коммерческие киносеансы состоялись в Париже в декабре 1895 года, вскоре после этого они прошли в Санкт-Петербурге и Москве, а в марте–мае 1897 года кино появилось и в Иркутске. Как и во всем мире, киносеансы были организованы в приспособленных помещениях, на передвижных кинопроекторах, а первый настоящий кинотеатр появился в Иркутске лишь десять лет спустя, в 1907 году.

– Иркутяне хорошо восприняли кино – именно потому, что в городе и раньше проходили гастроли звезд театра, оперные и балетные представления. В городе была богатая образованная публика, которая могла прийти в привычное место и увидеть что-то новое. Одним из таких мест был Интендантский сад, и, кстати, 24 июля 2020 года исполнилось ровно 90 лет с того момента, как сад имени Розы Люксембург (такое название он носил в 1930 году) исчез с карты Иркутска. В то время планировалось строительство завода тяжелого машиностроения, поэтому сад и убрали. А было такое место, где можно было погулять, послушать военный оркестр и даже посмотреть кино, – рассказывает Алексей Петров.

Одним из пионеров нового искусства стал некто Маржецкий (имя его историки пока не установили), который проехал по многим городам России – был в Перми, Екатеринбурге, Омске, Красноярске и добрался до Иркутска. Об этих киносеансах писали в местной прессе, потому что это были настоящие городские праздники. Помимо Интендантского сада палатки для демонстрации кино ставили на площади графа Сперанского, а стационарный кинотеатр с названием «Глобус» открыли в одном здании с гостиницей «Централь». Это то самое здание на углу улиц Маркса и Ленина, которое иркутянам известно как Дом профсоюзов.

– Что такое первые кинотеатры Иркутска? Это небольшие зальчики, на 100–150 человек, никаких мест с номерами не было – стояли лавки, и на билете было указано: «1 лавка» или «2 лавка». Позже, когда кинотеатры стали большими и место было уже по 300–350, билеты стали иными. Развитие индустрии кино в Иркутске связано с именем Антонио Донателло – предпринимателя, который начал с того, что построил на площади Сперанского роликодром для молодежи. Иркутяне не очень охотно платили за аренду, дела шли плохо, и Донателло постоянно искал новые возможности для своего бизнеса. Когда его увлекло кино, он обратился к иркутскому предпринимателю Петру Кравцу. Это был владелец больших зданий, девелопер, меценат – общество слепых, например, до сих пор находится в здании, которое когда-то им подарил именно Кравец. И он пустил Донателло в одно из своих зданий на углу улиц Большой (ныне Карла Маркса) и 3-й Солдатской (Грязнова). Кинотеатр «ДонОтелло» (в советское время – «Хроника»), который там сейчас находится, – это своего рода благодарность тому самому итальянцу, просто с фамилией немного поиграли, – пояснил Алексей Петров.

Кинотеатр Донателло назывался «Электро-Иллюзион», и в нем был показан, среди прочих, фильм, который был снят на похоронах Петра Кравца, скончавшегося в декабре 1910 года. Так Донателло по-своему отдал дань памяти предпринимателя, пользовавшегося любовью и уважением горожан. Этот фильм, как и многие другие съемки Донателло, не сохранился.

Забытые сокровища

Иркутск вскоре стали считать столицей сибирского кино потому, что в городских кинотеатрах всегда были аншлаги, а к 1914 году город имел от 11 до 13 кинотеатров и был третьим по этому показателю в России. Семь кинотеатров находились на улице Большой, несколько на Пестеревской (Урицкого). Фильмы были короткие, по 10–15 минут, сопровождала их только живая музыка (звуковое кино пришло позднее), а вот попытки сделать кино цветным предпринимали уже в 1909 году. Фильм «Дмитрий Донской» иркутяне попытались раскрасить своими силами, и это говорит об огромной любви к новой технологии.

Дополнительную привлекательность киносеансам придавал и тот факт, что билеты были в три-пять раз дешевле, чем в обычный театр, это делало кино более демократичным. Известно множество случаев, когда городская шпана пыталась прорваться в кино без денег и даже воровала на улицах именно ради того, чтобы сходить в кино. Кроме того, представление в театре давали только по вечерам, а кино крутили буквально с утра до вечера. Свою роль играла и конкуренция между предпринимателями: альтернативу кинотеатрам Донателло пытался представить иркутский бизнесмен турецкого происхождения Ягджоглу, который построил собственное здание – кинотеатр «Декаданс», известное иркутянам сегодня как кинотеатр «Художественный». В 1917 году он умер, а здание приобрел все тот же Донателло.

С именем Донателло связаны и первые документальные фильмы, снятые в Иркутской губернии. Он пригласил в Иркутск первую съемочную бригаду под руководством Пантелеймона Кобцева, и вскоре горожане могли увидеть съемки природы на Байкале, бытовые сцены и даже фильм о выезде пожарной команды в городе Верхнеудинске (Улан-Удэ). Киногруппа Донателло снимала многие значимые события, в том числе открытие городских школ и больниц, но с приходом советской власти оставить киноиндустрию в руках иностранца местное руководство не могло.

Донателло уехал в Харбин, и, хотя он писал позднее, что закопал многие пленки в Иркутске, шансов найти что-либо уже нет. Отдельные пленки, как, например, патриотическая демонстрация в поддержку Италии, вступившей в Первую мировую войну на стороне России и ее союзников, иногда всплывают в московских киноархивах, но не более.

На старом фундаменте

Советская власть, как известно из многократно повторявшейся цитаты Ленина, считала кино одним из важнейших искусств, а потому в Иркутске многие дореволюционные кинотеатры сохранялись с новыми названиями и в дальнейшем. Даже при Театре рабочей молодежи, который занял место кинотеатра «Глобус», еще в конце 1930-х годов действовал небольшой зал, где время от времени показывали кино.

Город рос и территориально, и демографически, поэтому новые кинотеатры открывали в большом количестве. Алексей Петров признается, что не смог составить полный список иркутских кинотеатров – так много их было. Иркутяне наверняка вспомнят кинотеатр «Пионер». Здание в один этаж было построено в 1899 году, и там располагалось Общество взаимного страхования. Советская власть превратила его в здание общества политкаторжан, а с 1935 года – в первый в Сибири и на Дальнем Востоке кинотеатр для детей. Вскоре по проектору архитектора Бориса Кербеля был достроен второй этаж, появился новый фасад с двумя лестницами, и с 1937 года это был самый популярный кинотеатр в городе – каждый иркутский школьник побывал в нем хотя бы один раз.

Борис Самойлов, «Байкальские вести».

На фото: Кинотеатр «Электро-Иллюзион»

стал в советское время «Хроникой»…;

…а «Декаданс» – «Художественным»


По вопросам рекламы и сотрудничества звоните
+7 999 420-42-00

 

Кому из тех, чья судьба связана с Иркутском, следует установить памятник (бюст)?

Яндекс.Метрика