Иркутск

Муниципальная реформа внесла смятение в ряды иркутских депутатов

15:56, 05 апр 2014

 

1 апреля в Иркутской городской Думе прошло совместное заседание комиссии по муниципальному законодательству и правопорядку и комиссии по экономической политике и бюджету. Депутаты, а также приглашённые эксперты обсудили проект реформы местного самоуправления, предусматривающей, в частности, отмену выборов мэров крупных городов.

Материалы проекта закона «О внесении изменений в федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» накануне были отправлены всем депутатам иркутской городской Думы. Однако, как отметил председатель Думы Иркутска Александр Ханхалаев, письменных замечаний и предложений в аппарат Думы так и не поступило. Тем не менее, в ходе совместного заседания комиссий депутаты и приглашенные эксперты выразили убеждение, что проект закона нуждается в серьезной доработке.

Как отметил заведующий кафедрой конституционного права Юридического института ИГУ Сергей Шишкин, новый закон вступает в противоречие со статьей 12 Конституции РФ, в которой говориться об автономии местного самоуправления от государственной власти. «Однако в последнее время мы наблюдаем процедуру взламывания компетенций муниципальной власти, а традиционные для городской среды вопросы здравоохранения, образования, землепользования и земельного оборота отходят в иные сферы. У системы местного самоуправления есть резервы: это приближение муниципальных сервисных услуг к населению, укрепление материально-финансовой базы местного самоуправления, а также правовая чистота взаимоотношений с органами власти субъектов Федерации. Все это приблизит Россию к стандартам подписанной нами более 10 лет назад Европейской хартии самоуправления. Обсуждаемый проект закона, на мой взгляд, ведёт к сворачиванию муниципальной демократии и полному упразднению институтов представительной демократии. Власть конструктивно сбалансирована только при наличии дискуссии, а институт сити-менеджмента, предполагаемый проектом закона, в Иркутской области полностью себя дискредитировал».

Почетный гражданин Иркутска Борис Говорин предложил понять логику авторов закона: «Я знаком с авторами закона, их нельзя назвать красными командирами с деревянной головой. Это взвешенные эффективные менеджеры. В чём же необходимость этих преобразований? Если логика политическая, то нам и не следует ничего обсуждать. Такое решение будет проведено в жизнь в любом случае. Если же закон должен помочь отстроить отношения муниципального уровня управления, тогда стоит обратить внимание на главное различие между мэром и сити-менеджером. Мэр легитимен. Он вынужден считаться с мнением избирателей, проводит встречи с жителями, слушать чаяния и выбирать приоритеты. Сити-менеджер с народом не встречается. Он связан с волей депутатов, а от того неэффективен». По словам бывшего губернатора Иркутской области, принятие закона приведёт к негативным последствиям. «Необходимо самое серьёзное обсуждение закона. Я удивлен, почему Людмила Михайловна Берлина подписала письма в поддержку закона. Мы с ней много работали, я считал её конструктивным человеком. Подписывать такие письма — это создавать у Президента иллюзию, что в Иркутской области по поводу проекта закона есть единое мнение. Но у нас нет права на ошибку». Борис Говорин предложил собрать с территорий региона замечания и выступить с консолидированными возражениями в адрес областного Законодательного собрания.

Выступившим оппонировал председатель комитета по здравоохранению Законодательного собрания Иркутской области Андрей Лабыгин. Он обратил внимание депутатов на то, что ошибки при выборах мэров крупных городов также часто случались, а среди сити-менеджеров встречаются эффективные управленцы. «Институт сити-менеджмента достойнейшим образом работает в Улан-Удэ. Отчасти Улан-Удэ управляется лучше, чем Иркутск. Нельзя также говорить о том, что депутаты непременно будут «рулить» сити-менеджером только исходя из своих меркантильных или политических интересов. Ведь у депутатов есть свои избиратели, а значит, депутаты не могут быть менее ответственными, чем мэр. Кроме того, возможность принятия неправильного решения коллегиальным органом гораздо меньше, чем единоличное». Андрей Лабыгин также назвал частое отсутствие взаимопонимания между федеральной властью и муниципалитетами обстоятельством вредным и требующим исправления.

Бывшему председателю городской Думы возразил депутат Юрий Коренев, указавший на хронический характер противоречий мэров и губернаторов. «Задачи мэра и губернатора разные. Муниципалитет существует для того, чтобы люди могли отстаивать интересы своей малой родины, а губернатор представляет интересы государства. Если губернатор будет участвовать в назначении мэра, народу нечем будет возразить государству».

По итогам заседания члены думских комиссий поддержали предложение мэра Иркутска Виктора Кондрашова отложить дальнейшее обсуждение проекта закона до внесения законопроекта на первое чтение в Госдуму. По мнению депутатов, к этому сроку законопроект должен обрести более чёткие очертания. Оценив первую редакцию законопроекта, в Думе планируют сформулировать замечания и предложения, которые будут направлены в адрес Законодательного собрания Иркутской области.

ИА «Телеинформ»

 


По вопросам рекламы и сотрудничества звоните
+7 999 420-42-00

 

Кто из руководителей России/СССР, так и не ставший главным лидером государства или ставший им только на короткое время, мог бы сыграть наиболее позитивную роль в развитии страны?

Яндекс.Метрика