Выборы в Думу Иркутска: Расклад сил и главная интрига
За бурными событиями, связанными с присоединением Крыма к России, на второй план отошли внутриполитические дела. Между тем, происходящее на региональном уровне хоть и менее масштабно, зато непосредственно и напрямую влияет на жизнь иркутян. Так, без лишней ажитации, не особенно привлекая внимание, в Иркутске готовятся к выборам в Городскую Думу, которые пройдут в сентябре этого года.
Учитывая последние инициативы по реформированию муниципального уровня власти в РФ (в частности, весьма вероятную отмену прямых выборов мэров крупных городов), роль городской думы серьезно возрастает - поскольку предполагается, что выбирать мэров будут из числа депутатов. Законопроект пока не принят, однако, вероятность этого велика. Как повлияет это на ближайшие выборы в гордуму Иркутска? Вероятно, борьба за мандаты станет более жесткой. Впрочем, пока все спокойно и мирно. Какой сейчас, за полгода до дня голосования, видится ситуация по выборам в думу Иркутска? Какие силы вступят (или уже вступили) в игру? Каковы шансы и возможные стратегии действий участников? Как изменились правила игры и к чему это приведет? Об этом «Телеинформ» спросил у представителей экспертного сообщества.
Игроки на старте
— Думаю, выборы в иркутскую Думу будут более персонифицированы и ещё менее идеологизированы, чем выборы Законодательного собрания области, поскольку пройдут только по одномандатной системе (партийные списки задействованы не будут), — отмечает политический обозреватель Юрий Пронин. — Партийная принадлежность будет играть некоторую роль, многие кандидаты станут ее обозначать в бюллетене, но «сквозных» партийных кампаний практически не будет. Поэтому в большей степени будут обращать на себя внимание личные качества кандидатов, способность решать муниципальные проблемы, опыт. Исходя из этого и будут строиться избирательные кампании. Тем не менее, насколько известно сейчас, большинство крупных политический партий всё же выставят своих кандидатов в одномандатных округах, и списки будут согласованы. Соответственно, будут сглажены какие-то «острые углы» между областным правительством и городской администрацией. Тем не менее, варианты списков кандидатов, которых бы желали видеть в Думе губернатор области и мэр Иркутска, совпадать полностью не будут. Именно здесь можно ожидать элемент конкуренции. Тем не менее, Сергей Ерощенко будет иметь большой перевес. И дело не в личных или деловых качествах губернатора. Дело в том, что после перевода учреждений образования и здравоохранения в областное подчинение, для мэра здесь административные рычаги потеряны.
Кроме того, будут другие группы интересов, которые попытаются провести своих кандидатов в рамках «Единой России» или других партий. Это, прежде всего, группа иркутских строительных компаний, у которых свои интересы, которые не всегда совпадают с интересами мэра или интересами губернатора. Не стоит исключать из числа игроков крупные торговые сети, которым тоже небезразличны многие имущественные и земельные вопросы. Это основные группировки. Для виду, наверное, выставят своих кандидатов ВСЖД или Авиазавод, но основную массу вопросов они решают на уровне выше муниципального.
После перевода медицинских и образовательных учреждений на уровень области, мы также не увидим обычно активного участия в выборах представителей бюджетных учреждений. Раньше они пользовались большой поддержкой избирателей. Но теперь для этих сфер Дума Иркутска не представляет большого интереса, поскольку все вопросы учреждений образования и медицины решаются на областном уровне, и в Думу стремиться особенно незачем.
— В предвыборной кампании в городскую Думу будут участвовать несколько «пулов», — анализирует ситуацию кандидат политических наук, замдекана исторического факультета ИГУ Алексей Петров. — Первый пул — «мэрский». Это люди, которых будет продвигать Виктор Кондрашов. Если Виктор Иванович принял для себя решение участвовать в мэрской кампании 2015 года, ему нужна будет городская Дума, с которой он будет работать. Второй пул — команда губернатора. Хотим мы или не хотим, но ситуация напряжения (я не называю пока это конфликтом, хотя иногда это видится именно так) между Серым домом и городской администрацией сохраняется. Соответственно, будет команда людей (в которую, в том числе, могут войти представители бюджетных учреждений), которые обязательно примут участие в выборах, представляя интересы губернатора.
Третий пул — это непосредственно партия «Единая Россия». В чем-то ее интересы будут пересекаться с губернаторскими, в чем-то — с мэрией Иркутска. Четвертый игрок на этих выборах — это коммунисты. КПРФ, так или иначе, должна будет поддерживать свое оппозиционное реноме. Если во времена мэра Якубовского они не участвовали в избирательных кампаниях в городскую Думу, поддерживая Якубовского, то сейчас я думаю, что у КПРФ будет свой пул кандидатов.
Пятый игрок — реготделение «Гражданской платформы». Кстати, вполне возможно, что «Гражданская платформа» может поддержать и людей Сергея Ерощенко. Не исключено, что это будет кто-то из команды строителей.
— Главной группой, претендующей на места в городской думе, будут, прежде всего, действующие депутаты, — уверен руководитель иркутского представительства федерального журнала «Регионы России» Андрей Южаков. — Насколько известно, только три человека решились повторно не выдвигать свои кандидатуры. А все остальные готовы избираться. Другой вопрос, что, в отличие от 2009 года, сейчас и экономическая, и политическая, и социальная ситуации в корне изменились. Поэтому легкого похода во власть не будет.
Вторая серьезная группа — это многочисленные политические партии, которые будут выдвигать реальных кандидатов и «спойлеров». Безусловно, своих представителей выдвинут те группы влияния, у которых есть в городе свои экономические интересы — это представители сферы ЖКХ и торговли, строители, бизнесмены малой и средней руки. Представители крупного бизнеса в последнее время отстранились от прямого участия в политических делах, поэтому не исключено, что выдвиженцев от вертикально-интегрированных компаний не будет.
Безусловно, первую скрипку в депутатской кампании будет играть губернатор Сергей Ерощенко. На примере Шелехова он показал, что намерен лично модерировать муниципальные кампании для формирования эффективной команды. Учитывая, что особых экономических интересов у крупнейших субъектов экономической деятельности в Иркутске нет (все уже поделено и отработано), вероятность их влияния на выборы невелика, тем более, даже если такие попытки будут, они будут согласовываться с Серым домом.
Серьезное влияние на кампанию и формирование думы, безусловно, будет оказывать и мэр Виктор Кондрашов, который планирует идти на второй срок и имеет неплохие шансы переизбраться, поэтому, лояльная дума ему необходима для нормальной работы.
Правила игры
По мнению экспертов, несмотря на некоторые изменения в правилах игры, существенно это на ситуации не скажется.
— Нарезка избирательных округов практически не изменится, будут сугубо редакционные корректировки, останется пять округов, как и раньше, — констатирует Юрий Пронин. — Будут второстепенные изменения по границам, а в целом, правила игры не изменятся.
— Принятое действующей гордумой постановление о новой нарезке округов картину сильно не изменило, — также согласен с вышесказанным Андрей Южаков. — Была узаконена свершившаяся данность, ведь за 5 лет появились новые жилые объекты, которые и были включены в соответствующие округа. Незначительные переброски участков также особого влияния не окажу.
Гораздо серьезнее повлияло то, что выборы пройдут по мажоритарной системе, отмечает аналитик:
— Решение выбирать депутатов только в одномандатных округах серьезно ударило по партиям, особенно, новоиспеченным, которые надеялись провести несколько представителей по спискам.
По мнению президента Фонда сохранения памяти и развития наследия первого губернатора Иркутской области Ю.А.Ножикова Юрия Курина, в том, что правила игры от выборов к выборам постоянно меняются, нет ничего хорошего, поскольку это говорит об отсутствии внятной политической системы и «подверстывании» ее под сиюминутные властные интересы:
— К сожалению, у нас и на федеральном, и на региональном уровне еще не сформировалась система политического планирования. На федеральном уровне сначала был взят курс на отказ от выборов по территориальным округам, потом этот принцип был пересмотрен, и на следующих выборах вновь будет использоваться смешанная система — по партийным спискам и по одномандатным округам. На региональном уровне укоренилась смешанная система, но то, что касается муниципалитетов, иначе как лоскутным одеялом не назовешь: здесь у нас полнейшее разнообразие. Есть муниципальные образования, в которых применяется смешанная система формирования местных дум, в иных же выборы проходят исключительно по одномандатным округам. Дума города Иркутска сначала отказалась от мажоритарной системы, заменив ее на смешанную, теперь вновь возвращается к старому (при этом по смешанной системе выборы ни разу не проводились). Так что предстоящие в сентябре избирательные кампании в муниципальных образованиях будут разнообразными, соответственно, и сформированные ими представительные органы будут разительно отличаться по принципам работы. В том же Братске выборы пройдут по смешанной системе, и это правило никто уже не изменит, потому что в городе отсутствует дума, некому внести изменения в Устав МО.
Почему происходят такие законодательные брожения? Причина очевидна: в условиях отсутствия стратегии политического развития власть исходит из сиюминутных интересов. Очевидно, что в крупных городах Иркутской области, если это не федеральные выборы, у «Единой России» не много шансов получить по партийным спискам большинство депутатских мандатов. По одномандатным округам шансы куда лучше. Поэтому на данном этапе власти выгоднее вернуться к выборам по мажоритарной системе. Для партий — политических конкурентов «Единой России», а таковыми являются и КПРФ, и ЛДПР, и «Гражданская платформа», смешанная система интереснее, поскольку позволяет проводить по партийным спискам своих кандидатов. В одномандатных округах этим партиям побеждать сложнее: нет достаточного финансового, административного и организационного ресурса.
Если бы в Иркутске сохранилась смешанная система, то неплохие шансы на сентябрьских выборах имела бы «Гражданская платформа»: в городе с развитой научно-образовательной сферой довольно значительная часть населения придерживается либеральных убеждений. Получили бы места в городской думе представители «Единой России» и КПРФ. Теперь же мы увидим меньшее политическое разнообразие, более управляемый орган местного самоуправления.
В Братске, где Устав сохраняет смешанную систему, я думаю, представители КПРФ смогут составить серьезную конкуренцию единороссам. Также, учитывая состав населения этого города, я прогнозирую прохождение в думу представителей ЛДПР.
Очевидно одно: для эволюционного развития политической системы нужна стратегия, нельзя столь важный вопрос отдавать на волю сиюминутных интересов. У нас должны быть адекватные, понятные и общепринятые принципы политического строительства. Должны быть созданы условия для развития политических партий в каждом муниципальном образовании области, потому что другого способа выражения интересов больших групп населения пока не существует.
Главная интрига
В чем будет главная интрига предстоящих в Иркутске выборах? Мнения по этому поводу у наших экспертов разошлись.
Юрий Пронин:
— Основной интригой выборов станет вопрос, в какой пропорции будут представлены интересы городской администрации и областного правительства в списках «Единой России». Интересно, насколько обе стороны удовлетворятся этим списком, и будут ли поддерживать конкурирующих кандидатов. Интересно, как будут представлены крупные строительные компании, торговые сети: через «ЕР», самовыдвижение или через конкурирующие партии. А имущественные интересы не чужды ни ЛДПР, ни «Гражданской платформе», ни даже КПРФ. Мы знаем, что мэр Иркутска баллотировался именно от коммунистов. Ниша «Единой России», конечно, более надёжная. Но мест на всех не хватит, а значит, целая группа кандидатов может оказаться в списках других партий. Но стоит подчеркнуть, что поскольку партийных списков не будет, то партийная составляющая кандидатов будет не так значима, как раньше.
Алексей Петров:
— Пул кандидатов может измениться в зависимости от того, кто будет претендовать на кресло мэра Иркутска в 2015 году. Если Нина Чекотова пожелает пойти на пост мэра, то группа компаний «Фортуна» будет активно продвигать своих кандидатов. По нынешним кандидатам в депутаты можно будет судить о потенциальных кандидатах на мэрский пост. Главной интригой выборов можно назвать то обстоятельство, что глядя на список кандидатов в городскую Думу, можно будет просчитать почти всех участников мэрской кампании 2015 года.
Андрей Южаков:
— Любая предвыборная кампания — это интриги, скандалы и неожиданности. Думаю, что и нынешние выборы без этих обязательных атрибутов не обойдутся. По какому сценарию будут разворачиваться события, сказать сложно, потому что пока не совсем понятно, насколько будет высоким уровень администрирования выборов со стороны регионального и федерального правительства. О стратегиях игроков и степени вовлеченности их тоже пока сложно говорить, поскольку все возможные группы влияния ждут сигнала от Серого дома — по каким правилам, собственно, будут проходить выборы, где будут составляться и согласовываться списки кандидатов, какую роль будет играть «Единая Россия» и другие парламентские партии, ведь их работы в этом направлении пока не видно.
Поэтому, несмотря на то, что предвыборная кампания выпадает на мертвый летний сезон и сейчас самое время осуществлять какие-то движения, действий этих нет. Либо они совсем скрыты от посторонних глаз. Не сомневаюсь, что у этих выборов будет какая-то интересная «фишка» — это безусловно, поскольку за последнее время уровень восприятия предвыборных технологий у избирателей вырос в разы. Поэтому тот, кто сумеет провести яркую и интересную кампанию, тот и победит.
И в завершении: все эти прогнозы могут сбыться только в том случае, если выборы в гордуму пройдут по старым правилам. Если российский парламент успеет внести изменения в 131-й закон, меняющий порядок выборов в муниципалитетах типа Иркутска, расклад будет совершенно другой.
ИА «Телеинформ»