Иркутск

Цветы: быть или не быть

09:23, 05 сен 2014

Урок гражданского мужества за учительский счет

В преддверии праздника белых бантов и первых звонков, а именно за неделю до 1 сентября в социальной сети появилось робкое предложение учительницы одного из московских лицеев провести необычный флешмоб. Суть его заключалась в том, чтобы в первый день осени родители и дети отказались от привычных парадных букетов и не тратили деньги на «мертвые» астры и гладиолусы, а вместо этого перевели их в благотворительные фонды для помощи больным или осиротевшим детям, бездомным животным. Причем главным условием, ради которого все это и задумывалось, было то, что ребенок должен был сделать  выбор. Ему предлагалось решить: поступить как все и как принято или совершить поступок. Однако свою необычную инициативу молодая учительница адресовала родителям, то есть она предлагала им сделать этот выбор вместе с ребенком, объясняя это тем, что в воспитательных целях учитель готов пойти на жертвы. Цветы в этот праздничный день, несомненно, для учителя важны, но куда важнее воспитать гражданина, потому как современные дети видят мир с подачи родителей исключительно в глянце. А реальность от них скрывают, а в ней много чужой боли, к  которой нельзя оставаться равнодушным. Этот урок гражданского мужества московская учительница предложила провести за учительский счет, однако именно этого главного смысла практически никто не понял. Дискуссия, как обычно была сведена к деньгам.

«Пристойный букет цветов к 1 сентября стоит не меньше тысячи в Москве (ну, несколько дешевле в провинции). То есть ученики даже такой маленькой школы, как наша, потратят на цветы в районе полумиллиона. Что же говорить о гигантских холдингах в спальных районах? При этом учителя, даже если они обожают срезанные цветы, унесут по домам и расставят в классах максимум десятую часть этих букетов, а остальные благополучно сгниют, небрежно брошенные в ведра в учительских. А ведь есть те, кто остро нуждается в этих, в общем-то, бездарно потраченных деньгах: больные дети, инвалиды, одинокие старики, бездомные животные в приютах наконец! Почему бы не перевести ту сумму, которую вы планировали потратить на букет (500 рублей, 1000, пусть даже 200) в один из благотворительных фондов? — воодушевленно написала учительница. — Вот я и предлагаю, уже не в первый раз: дорогие учителя, пожалуйста, предложите своим ученикам и их родителям потратить посильные деньги не на мертвые срезанные цветы, а на живых детей, которым можно облегчить боль, купить портативный аппарат ИВЛ, инвалидную коляску, сделать операцию на сердце, или хотя бы купить маленьких игрушек для «Коробок храбрости», которые помогут маленьким детям пережить тяжелые и болезненные манипуляции в онкологических центрах».

Пиара захотела?

Реакция родительского сообщества на инициативу учительницы оказалась, как это и следовало ожидать, бурной и непримиримой, несмотря на то, что учительница всего-навсего высказала свое видение, сделав акцент на том, что дело это сугубо добровольное. Нельзя сказать, что все без исключения набросились на нее с обличительными тирадами. Были и те, кто поддержал. Однако ни первые и не вторые, золотой середины, как и водится, не было, оставили за бортом дискуссии главное: гражданский инфантилизм современных детей. Именно об этом пытался сказать педагог, обратить внимание общественности на то, что наши бездушные, сытые, черствые дети стали такими по вине взрослых. И это серьезная воспитательная проблема, в первую очередь для педагогов. Именно об этом нужно было говорить, однако дискуссия укатилась в другое не менее злободневное русло, потому как туда, куда она укатилась, тоже давно наболело.

«Вам захотелось дешевого пиара? Читали комменты в комсомолке? Почитайте! Может и детям 1 сентября прийти в школу в старой одежде, а новую отдать в благотворительные фонды? И мебель в школы не покупать и ремонт в классах не делать — все на благотворительность, — вещали оппоненты на странице автора идеи ВКонтакте. — А родителям, получив зарплату, сразу бежать ее перечислять на благотворительность, а что своя семья есть будет — неважно. Зачем доводить все до абсурда. 1 сентября — праздник и для учеников, и для учителей, и цветы важный элемент этого праздника. Дарить их также приятно, как и получать. Зачем лишать людей радости праздника, ведь квитанция из банка о переводе денег «на добрые дела» праздник не украсит и тем более не заменит. Вы предложили достаточно глупую идею. Кто захочет отдать деньги на благотворительность, сделает это и без привязки к школьным букетам».

С последним спорить бессмысленно, но учитель говорил не об этом. Он говорил о том, что к стремлению жертвовать и делиться с ближним нужно учить и учить с детства, и поскольку обществу на это наплевать, учитель нашел такой нестандартный способ привлечь внимание к этой проблеме. И не просто привлечь, а привлечь ценой цеховых жертв. Вполне педагогический поступок. Другое дело, что этих цеховых жертв от учителя в последнее время требуется слишком много.

«Учителем быть тяжело. И ученики их предают, и обвиняют их часто, и результат не всегда виден, и теперь вот и цветы им не нужны», — справедливо пишет другой пользователь сети.

И этот пользователь тоже прав: «Схема «товар — деньги — товар» — нормальная схема, но если она внедряется в наши отношения и в нашу душу, она убивает милосердие». Но только не в этом случае с букетами. Однако  в этом случае схем никаких нет, а есть право выбора, который родитель, если захочет, может предложить ребенку.

«Как можно все свести к финансовой составляющей? О чем мы вообще с вами говорим? Цветы – это подарок, а подарок должен быть от сердца. Как можно его рационализировать или вообще исключить?, – негодует директор средней общеобразовательной школы №29 Иркутска  Ирина Алексеенко. – Безусловно, поднимать тему нравственного воспитания нужно, но не в ущерб педагогам. Пусть дети жертвуют деньги на благотворительные фонды, но смешивать это не нужно».

В огороде бузина…

Иными словами, столичный педагог был не понят, однако в Москве все же нашлись те, кто его поддержал не словом, а делом. Новаторский эксперимент состоялся. Так, в первый учебный день в Москве и в Московской области многие школьники встретили своих любимых учителей с нарисованными на альбомных листах букетами. Дети и их родители добровольно отказались от пышных цветочных охапок и пожертвовали средства своего семейного бюджета в помощь различным благотворительным объединениям.

Председатель Иркутской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ Валентина Федосеева считает, что абсолютно неважно, как дети будут выражать свою привязанность к учителям: живыми цветами или же цветами нарисованными. «Идею московской учительницы я поддерживаю, но нельзя полностью исключать факт благодарности и уважительного отношения к педагогу. Поэтому рисунки или поделки тоже подойдут, и даже лучше! Ведь их дети бережно делают своими руками, тратят личное время, — подчеркнула председатель. – К тому же, я не имею ничего против того, чтобы формировать в детях сострадание и понимание, ведь основы нравственности обязательно должны прививаться с детства».

Преподаватель психологии высшей квалификационной категории, заслуженный учитель РФ и обладатель медали Антона Макаренко Ирина Извоскова тоже поддерживает эту идею. «Вы только представьте, на 1 сентября нам приносят 30 букетов, и куда их девать? Стоят цветы и гибнут, а тут можно деньги направить на благое дело. Поэтому я не вижу ничего страшного и тем более принижающего достоинство учителя в том, если эти деньги внесут вклад в спасение чьей-то жизни», — убеждена Ирина Извоскова.

Иного мнения придерживается директор Мамоновской школы Евгений Протвинев. «Почему нельзя все сочетать? И животным помогать, и больным детям, и учителей благодарить. Это ведь не так сложно, – рассуждает Евгений Протвинев. – Ребенок должен учиться решения принимать сам. Только в этом случае будет толк. К тому же чьи деньги пойдут в фонды благотворительные? Родителей. Тогда какая тут нравственная подоплека? А вот когда мальчишка робко и бережно несет своей любимой учительнице живые цветы и с горящими глазами ей их вручает, это совсем другое. В общем, я придерживаюсь консервативных взглядов, потому что так повелось уже давно, а если мы будем часто что-то менять, то у нас вообще ничего не останется».

Доктор философских наук, профессор, заслуженный учитель России, обладатель медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени Виктор Колесников известен своими новаторскими и смелыми подходами в образовании, но в этой ситуации он вдруг занял  убежденно консервативную позицию. По его мнению, отказываться от цветов на 1 сентября как минимум несправедливо. Ведь отказ от привычных символов грозит лишением признательности и уважения к педагогу. «Обновлять традиции, безусловно, нужно, но есть то, что неприкосновенно. Наша ситуация – как раз этот случай, - считает Виктор Колесников. – Отказываться от цветов нельзя, ведь тогда уйдет одухотворенность, замирание перед педагогом. А насчет нарисованных цветов хочется сказать, что это всего лишь бумага. Она не живая. Не цветет, не пахнет, не дышит. В нынешнем образовании итак с каждым днем остается все меньше чего-то настоящего, искреннего».

Должно звучать гордо

На первый взгляд может показаться, что Ирина Алексеенко, Евгений Протвинов и Виктор Колесников выступают против инициативы московского педагога. Однако это не так. Если внимательно их послушать, то становится понятно, что в первую очередь они не согласны с умалением значимости учителя в жизни ребенка. И они выступают против того, чтобы этот практически последний атрибут преклонения перед учителем был нивелирован. Но они стыдливо молчат о том, что одними букетами педагог сыт быть не может, и, как подлинные профессионалы, сохраняя верность призванию, выражают озабоченность тем, что дискуссия о таких щепетильных материях, как помощь слабым, дрейфует в меркантильном пространстве. Деликатность педагогов понятна и объяснима, но проблемы духовной бедности и сердечной черствости  наших детей и их родителей никуда не делись, и об этом вряд ли стоит стыдливо молчать.

На экстравагантную инициативу московская учительница решилась отнюдь не из-за пиара, как многие подумали, исходя, видимо, из своих умственных возможностей. Она как педагог увидела проблему и не только не побоялась о ней открыто заявить, но и предложила свое решение. Не исключено, что спорное, но такое, которое предлагает принести в жертву собственные, пусть и цеховые, а не чужие интересы. И может быть стоит не брызгать слюной, а  задуматься всем над двумя простыми вещами. Первая – взрослые и дети стали такими черствыми, что учитель даже готов отказаться от последнего жеста поклонения в его адрес, лишь бы нас спасти. И второе – пока такие учителя есть, не все для нас и для отечественного образования потеряно.

Ну и в заключение слово тем, кто в нашей помощи нуждается. Председатель Иркутской региональной общественной организации родителей детей-инвалидов «Солнечный круг» Александра Рыкова совсем не хочет лишать педагогов букетов, а предлагает помогать нуждающимся в любой другой день и совсем не обязательно деньгами. Помогать слабым нужно всегда, но научиться этому можно только в детстве. Родителями был получен  нравственный урок. Учитель готов отказаться от цветов в свой праздничный день, чтобы спасти детей. На что же способны решиться мы?

Валерия Батутите, «Новости МК Байкал»

 


По вопросам рекламы и сотрудничества звоните
+7 999 420-42-00

 

Кто из бывших руководителей Иркутской области (ранее – генерал-губернаторства, губернии, края) XIX–XXI веков внес наибольший вклад в ее развитие?

Яндекс.Метрика