«Правила игры» на выборах депутатов думы Иркутска могут измениться
«Правила игры» на муниципальных выборах в Иркутской области, как и по всей России, могут поменяться. В частности, речь идет о возможной отмене партийных списков и переходе на мажоритарную систему (выборы депутатов местных дум по округам). В этом случае возможна интрига, связанная с новой нарезкой избирательных округов. Вопрос этот весьма актуален в разрезе выборов Думы города Иркутска, которые состоятся в 2014 году и обещают стать весьма напряженными.
За разъяснениями по поводу предстоящих изменений на муниципальных выборах «Телеинформ» обратился к экспертам.
Директор Иркутского Института регионального законодательства и правовой информации им. М.М. Сперанского Алексей Петров:
— Президентом РФ подписан федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». За этим безликим названием кроется принципиальное изменение подхода к организации и проведению выборов в муниципальные представительные органы. Ранее действовавшее законодательство устанавливало, что если в муниципалитетах «верхнего уровня» — муниципальных районах и городских округах — избирается 20 или больше депутатов, то минимум половина депутатских мандатов в местной думе распределяется между списками кандидатов от политических партий. Эта норма была направлена на развитие партийно-политической системы и стимулировала активность партий на муниципальном уровне.
Новый федеральный закон отменяет обязательность данного правила в общефедеральном масштабе, предоставляя субъектам РФ возможность самостоятельно определять виды избирательных систем, которые могут применяться на муниципальных выборах, а также условия их применения — в зависимости от вида муниципалитета, численности его населения, количества избираемых депутатов и т.д. При этом регионы могут сохранить у себя правило о том, что в городских округах и муниципальных районах не менее половины депутатов избираются по спискам партий. Таким образом, изменения в федеральном законодательстве сами по себе не означают, что выборов по партийным спискам в Иркутской области не будет — окончательно этот вопрос будет решаться в зависимости от того, какие изменения будут внесены в областной закон о муниципальных выборах.
Важно напомнить, что существует три основных вида избирательных систем: мажоритарная, когда все депутаты избираются по округам (такие округа могут быть и одномандатными, и многомандатными), пропорциональная (когда, напротив, все депутаты избираются по партийным спискам) и смешанная (когда часть депутатского корпуса формируется по округам, а другая часть — по спискам от партий). Оптимальный выбор той или иной избирательной системы зависит от многих обстоятельств. Например, в 2011 году Конституционный Суд России запретил смешанную и пропорциональную системы в сельских поселениях с малочисленным населением и малым числом депутатов. В решении Конституционного Суда подчеркивается, что поселения, в отличие от муниципальных районов и городских округов, как правило, малочисленны по составу населения и объективно более приспособлены для самоуправления, нежели крупные муниципалитеты; при этом потенциал личного участия граждан в местных делах, в том числе выборных, в поселениях с малочисленным населением выше, чем в муниципальных районах и городских округах, и депутаты представительных органов поселений находятся в прямых, непосредственных отношениях с избирателями, чему в оптимальной степени соответствует их избрание с применением мажоритарной избирательной системы. Кроме того, Конституционный Суд обратил внимание на то, что если по спискам партий избирается лишь небольшое число депутатов, то возникает риск искажения волеизъявления избирателей.
Таким образом, областной законодатель обладает определенной свободой усмотрения при решении вопроса о том, какие избирательные системы и в каких муниципальных образованиях могут применяться. Но решение этого вопроса в любом случае должно быть разумным и оправданным, а потому при выработке возможных изменений в законодательстве области необходимо будет учесть всю совокупность политических, правовых и других обстоятельств.
Политический обозреватель Юрий Пронин:
— Думаю, что принятие такого закона обусловлено политическими причинами, поскольку «Единая Россия» сталкивается с большими проблемами на выборах. В частности, на выборах в городской совет Красноярска 8 сентября «ЕР» не смогла занять первое место. По этой причине решили снова менять законодательство, что, вообще, очень тревожно. У нас слишком часто меняется законодательство. Что касается выборов в городскую думу Иркутска, то тут ничего менять не придется, даже если законодательство изменится. Ведь округа в соответствии с тем, что будут партийные списки, не нарезаны, и по-прежнему существует 35 одномандатных округов. Все останется как раньше. Думать же о разметке округов под выборы в Законодательное собрание пока рано. Следующие выборы в ЗС еще не скоро, и законодательство может снова поменяться. Это, во-первых. Во-вторых, вопрос к самому Законодательному собранию, поскольку федеральный закон передает полномочия разбираться с реформой региональному парламенту. Оставить или нет партийные списки на местных выборах — это компетенция региональных парламентов. То есть, это вопрос политический, всё зависит от того, как решит парламентское большинство, то есть, фракция «Единая Россия».
В своё время инициаторы изменения избирательного законодательства с очень большим упорством меняли смешанную систему (50 процентов по партийным спискам, 50 процентов — по одномандатным округам) на полностью партийную. Теперь, когда на горизонте стало вырисовываться некоторое ослабление позиций «Единой России», а экономический кризис может окончательно отвратить от партии избирателей, решили все поменять в обратную сторону. Сначала вернулись к системе 50/50, и, еще ни разу не проведя выборы по возрожденной системе, сейчас уже обсуждают, как бы сходу снизить долю партийных списков до 25 процентов. Это создает определённые проблемы для партийного строительства в России. Это разрушает молодые партии, для которых прохождение по партийным спискам — это трамплин для воспитания сильных кадров в одномандатных округах.
«Единая Россия», в свою очередь, в одномандатных округах традиционно сильна, контролируя большую часть управленческого актива страны. Система 50 на 50, на мой взгляд, близка к оптимальной, потому что партийная и одномандатная системы имеют свои плюсы и минусы, в то время как 50/50 — уравновешивают плюсы и минусы.
Кандидат политических наук, замдекана исторического факультета ИГУ Алексей Петров:
— Я всегда скептически относился к партийным спискам на выборах в органы местного самоуправления. С одной стороны, партийные списки помогают вовлечь новых людей. Есть такие партии, которые никогда бы не выиграли выборы в одномандатном округе, но могли бы пройти по партийному списку. С другой стороны, при этой системе мы вынуждены выслушивать не практические советы по улучшению ЖКХ, например, а политические заявления. А это не очень хорошо. Поэтому, в моем понимании, отмена партийных списков — к лучшему. Мы будем знать своих депутатов. Большая проблема, когда, голосуя за партию, мы не всегда представляем, кто в итоге получит мандат. Во власть проходят те, кого назначит партия. Часто бывает ротация партийных списков, кто-то уходит, появляются вовсе незнакомые люди. На выборах по одномандатному округу мы всегда будем знать, за кого голосуем. Я — за возвращение мажоритарной системы в органах местного самоуправления.
Иркутску новая система будет «грозить» тем, что партия власти вновь будет на коне. В депутаты избираются либо очень богатые люди, состоящие в партии власти, либо представители образовательно-медицинского сообщества, потому что у нас любят голосовать за учителей и врачей. Это будет некая «оторванная картинка»: мы не голосуем за партию власти, как за институт, но когда конкретные персонажи из этой партии пойдут на выборы, мы за них обязательно проголосуем. Потому что это нормальные, вменяемые люди, которые понимают проблемы города. Однако сейчас у города забрали здравоохранение, забирают образование. Полномочий у иркутской городской думы будет не очень много. Если раньше в городскую думу шли для того, чтобы как-то повлиять на строительство муниципальных больниц, то теперь все это передается в ведение области. Поэтому я сейчас затрудняюсь сказать, чем будет привлекательная иркутская городская дума для тех, кто туда стремится.