ВСЖД просит у Иркутской области налоговую льготу взамен на переходы
Комитет по собственности и экономической политике Законодательного собрания Иркутской области на своем заседании 17 ноября рассмотрел восемь вопросов, первым из которых стал проект бюджета региона на 2017 год и плановый период 2018–2019 годов.
Бюджет получил второе одобрение
Министр финансов областного правительства Наталия Бояринова пересказала депутатам главные параметры бюджета и основные факторы, учтенные правительством при его формировании, особо отметив, что на развитие будет направлено более 8 млрд рублей — эти средства пойдут на строительство учреждений системы здравоохранения и образования, дорог и других инфраструктурных объектов. Министр подчеркнула, что правительство приняло предложения депутатов разных уровней и Ассоциации муниципальных образований по вопросам выравнивания бюджетной обеспеченности. Более того, правительство предлагает передать часть полномочий по выравниванию на уровень районов, чтобы местные власти сами решали вопросы с сельскими поселениями. Муниципальные образования получат дополнительно 5 % от суммы акцизов на нефтепродукты, собранные на их территории — такое решение принял губернатор для пополнения местных дорожных фондов. Наталия Бояринова признала, что для некоторых муниципальных образований это будет существенная сумма (с учетом количества машин и протяженности дорог), для кого-то — менее заметная на фоне бюджета.
— Это первый шаг, который правительство готово сделать, чтобы помочь муниципалитетам, — отметила министр.
Большая дискуссия разгорелась вокруг социальных расходов. Министр обратила внимание депутатов на сумму расходов по обязательному медицинскому страхованию неработающего населения. Сегодня бюджет платит более 17 млрд за 1,56 млн жителей области. Если вычесть из этой суммы детей, инвалидов, пенсионеров и студентов, то останутся от 450 тысяч до 500 тысяч человек, которые числятся неработающими, но, как сказала Наталия Бояринова, «на что-то ведь живут?». Если эти люди легализуются, выйдут из тени и приобретут хотя бы патент на трудовую деятельность, а затем и оплатят хотя бы минимальный набор социальных и медицинских услуг, с бюджета будет снято огромное бремя. Депутаты признали, что это перспективное направление работы для правительства, депутатского корпуса, органов местного самоуправления и федеральных ведомств.
После уточнения нескольких частных деталей и вопросов, члены комитета единогласно проголосовали за внесение проекта бюджета на рассмотрение сессии и принятие его в первом чтении.
АМО — семь пятниц на неделе
Закон «О льготных тарифах в сфере водоснабжения и водоотведения» на очередной сессии рассмотрят во втором чтении. К этому моменту к нему поступили несколько противоречащих друг другу поправок, в том числе от губернатора, Ассоциации муниципальных образований и администраций нескольких городов. При этом губернатор дал отрицательное заключение на альтернативные поправки, потому что они, как пояснили представители правительства, противоречат концепции рассматриваемого закона. В частности, поправки муниципальных образований предполагали, что вместо полной передачи полномочий по установлению тарифа на областной уровень, будут введены критерии отбора и муниципалитеты поделят на два вида — одним полномочия оставят, у других отберут. Представители правительства отметили, что из внесенных поправок совершенно непонятно, как отличить «крупные МО» от менее крупных, и почему муниципалитетам, у которых особенно много нарушений, полномочия предлагается оставить.
Представитель АМО Зоя Масловская в своем выступлении рассказала, что представители муниципальных образований подали к законопроекту поправки и замечания в таком виде, что «даже не могу процитировать — настолько это было жестко». В результате АМО предлагает областным властям компромисс: полномочия по формированию тарифов передаются с уровня поселений на уровень районов, тем более что в проекте бюджета области заложены субсидии на исполнение этих полномочий.
— В связи с этим предлагаем сейчас закон вообще отклонить, — заявила Зоя Масловская. — В первом чтении мы высказывали замечания от Ассоциации, а многие мэры на тот момент вообще не разобрались в вопросе.
Представитель правового управления ЗС Алексей Петров высказал недоумение: если АМО предлагает вообще отклонить закон, то зачем эта же АМО вносит поправки? Зоя Масловская предложила правовому управлению разобраться в ситуации и предложить депутатам схему действий в соответствии с регламентом, а Ассоциация в сложившейся ситуации не виновата — комментарии от мэров поступали постоянно, вплоть до вечера 16 ноября. В сумме получилось, что большинство членов АМО вообще против принятия закона. После продолжительной дискуссии комитет проголосовал за каждую из поправок и сформировал таблицы одобренных и отклоненных поправок.
Сегодня льготы, завтра — переходы
После небольшой заминки началось рассмотрение информации по депутатскому запросу Алексея Козюры и Игоря Гринберга о строительстве мостового перехода на станции Половина. Представитель ВСЖД рассказал, что железнодорожники построили пешеходный мост «в одном уровне» и запустят его 1 декабря, но не могут решить вопрос окончательно, потому что им не хватает денег. Тем временем, железнодорожники вкладывают в область «огромные деньги» и хотели бы получить налоговые льготы (на вновь вводимые объекты), обещая в ответ «решить все вопросы» с переходами на всех станциях. Руководство РЖД почему-то верит в обещания администрации Кемеровской области, которая обещает увеличить экспорт угля в два раза — а это означает пропорциональное увеличение перевозок по ВСЖД и, возможно, БАМу. Нельзя не отметить, что обещания Кемеровской области основаны исключительно на их собственных пожеланиях — объективно же спрос на уголь сокращается.
Один из авторов депутатского запроса Алексей Козюра пообещал, что 1 декабря будет на станции Половина и лично проследит за открытием пешеходного перехода. Снимать запрос с контроля, по его мнению, слишком рано. Министр жилищной политик, энергетики и транспорта региона Андрей Капитонов, отвечая на вопрос депутата Андрея Микуляка, отметил, что область вряд ли сможет взять на себя расходные обязательства по строительству мостовых переходов на всех станциях, потому что это дополнительные траты, превышающие 500 млн рублей. Здесь депутаты акцентировали, что ВСЖД просит налоговую льготу, которая как раз равна этим расходам. Депутат Геннадий Истомин напомнил министру ситуацию с налоговой льготой для нефтяников: депутаты и правительство долго спорили, но когда льгота была дана, это принесло бюджету очень большую пользу. Депутат Козюра поинтересовался, откуда взялись числа по стоимости мостового перехода — 139 млн рублей?
— Это уже пятая или шестая сумма, насколько я понимаю. Кто-то делал экспертизу? — спросил депутат.
Выяснилось, что железнодорожники рассматривают сразу несколько вариантов переходов, потому что более закрытые (и более комфортные для граждан) мосты дороже и часто становятся объектом для нападений вандалов. Министр Капитонов пообещал, что правительство подключится к рассмотрению проектов и проанализирует стоимость. Комитет принял решение оставить запрос на контроле.