Вечный спор между городом и деревней
Комитет по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству Законодательного собрания обсудил с представителями правительства региона исполнение бюджета области 2020 года. Это обязательная процедура перед рассмотрением бюджета на 2022 год.
По итогам 2020 года фактическое поступление доходов в областной бюджет составило 207,7 млрд рублей, или 108,6 процента к плану, подготовленному в 2019 году. Налоговые и неналоговые поступления в бюджет сократились даже по сравнению с прогнозом областного министерства финансов и составили 94,2 процента (почти 139,6 млрд). Налог на прибыль организаций оказался на 13 процентов ниже прогноза и дал бюджету 54,7 млрд рублей; налог на доходы физических лиц сократился на 1,3 процента и дал 42 млрд.
Сокращение доходной части бюджета минфин объясняет падением цен на продукцию предприятий области.
Основной урон доходной части бюджета Иркутской области как нефтедобывающего региона нанесла ситуация с ценами на мировых сырьевых рынках. Если в 2018–2019 годах цена на нефть достигала своих максимальных за последние 5 лет (начиная с 2015 года) значений (по данным Минфина России, она составляла в 2018 году 70 долларов США за баррель нефти марки Urals, в 2019 году – 63,6 доллара США), то в 2020 году – всего 41,73 доллара США за баррель… В 2019 году впервые зафиксировано снижение добычи нефти в регионе. Другим значимым фактором неисполнения плана по налогу на прибыль стало снижение цен на целлюлозу и реализация крупнейшим предприятием целлюлозно-бумажной промышленности масштабных инвестиционных проектов, затраты на которые уменьшают налогооблагаемую базу. В результате отчисления налога на прибыль организациями, которые производят бумагу и бумажные изделия, в 2020 году сократились на 3,1 млрд рублей (с 2,9 млрд рублей в 2019 году до минус 0,2 млрд рублей в 2020 году)».
В отчете сказано также, что произошедшее в 2020 году падение доходов консолидированного бюджета области «не является аномальным и соответствует ситуации с исполнением бюджетов субъектов Российской Федерации в целом». В федеральный бюджет с территории Иркутской области перечислено 214,3 млрд рублей, то есть на 1 рубль полученных из федерального бюджета трансфертов в «обратном направлении» перечислено 3,9 рублей платежей.
– Указанный показатель ниже налоговой отдачи региональной экономики за предыдущие годы, что обусловлено ситуацией на мировых сырьевых рынках, – констатирует министерство финансов.
Бюджет области выполнил свои обязательства в основном за счет поступлений из федерального бюджета – они составили 68,1 млрд рублей, или 158,3 процента плана. Область получила дотаций в 2,5 раза больше плана (14,89 млрд); субсидий на 22,8 процента больше (21 млрд); субвенций – 12,17 млрд.
– Иные межбюджетные поступления выросли по сравнению с планом в 2,16 раза и составили 18,5 млрд рублей. Основной причиной перевыполнения бюджетных назначений является распределение межбюджетных трансфертов в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, – сообщил депутатам Минфин.
Расходная часть областного бюджета за 2020 год исполнена на 108,7 процента к плану – почти 223,8 млрд рублей. Дефицит бюджета составил 16,08 млрд (что на 1,3 млрд больше, чем планировали в 2019 году), а государственный долг вырос с 16,9 млрд в конце 2019 года до 29,67 млрд по итогам 2020 года. Комитет принял решение рекомендовать сессии одобрить отчет правительства об исполнении бюджета.
Министерство финансов внесло на рассмотрение комитета законопроект о заключении дополнительного соглашения между Министерством финансов РФ и министерством финансов Иркутской области. По этому соглашению федеральное ведомство предоставит региону дополнительный кредит в размере 8 млрд рублей.
Поправки в отдельные законы Иркутской области предполагают, что при образовании муниципального округа, в который войдут сельские поселения, будут установлены новые соотношения отчислений в бюджеты. От налога на доходы физических лиц – 26,25 процента; от патента, который иностранцы платят, чтобы работать в России, – 41,25 процента; от налога по УСН – 30 процентов; от платы за негативное воздействие на окружающую среду – 40 процентов. Пока ни один муниципальный район или город такое решение не принял, а если они будут созданы в ближайшее время, то эта система начнет действовать лишь с 1 января 2024 года.
Министр финансов Наталия Бояринова напомнила депутатам, что в области примерно треть населенных пунктов (более 800) не имеют собственных доходов в таком объеме, чтобы финансировать хотя бы собственные органы власти. Поэтому объединение таких дотационных населенных пунктов с городами-донорами – вопрос практически решенный, осталось только выбрать время и провести процедуры. Ассоциация муниципальных образований проанализировала предложенный законопроект на примере Слюдянского района и Байкальска и установила, что при некоторых сценариях Слюдянский муниципальный округ потеряет примерно 39 млн рублей. Более того, на заседании АМО палата городских округов выступила против законопроектов в целом: обязанности и полномочия у городских и муниципальных округов абсолютно идентичные, а нормативы отчислений разные. Палата городских округов выступила против законопроекта с полной ясностью и последовательностью, поэтому АМО не может поддержать законопроект.
Представитель АМО в ЗС Зоя Масловская отметила, что противоречия между территориями-донорами и территориями, нуждающимися в постоянной помощи из областного бюджета, устранить нельзя. Лидером среди «оппозиционеров» является Ангарск, который теряет от бюджетных маневров больше всего. За ним следует Байкальск, руководство которого предпочло бы выйти из состава Слюдянского муниципального округа и создать Байкальский городской округ, в этом случае город оказывается в более выгодном положении. Несмотря на все противоречия и то, что даже министр финансов считает закон «сложным», комитет рекомендовал направить его на рассмотрение сессии. В состав проектного комитета по реализации региональных проектов комитет делегирует пять депутатов, которые будут заниматься вопросами «по профилю комитета» – то есть развитием экономики и инфраструктурными проектами.