Тариф преткновения
Жилищно-коммунальное хозяйство Иркутской области может уйти в кризис из-за невнимательности и халатности местных властей. 26 декабря комитет по собственности и экономической политике Законодательного собрания региона организовал и провел круглый стол на тему «Реализация государственного регулирования в сфере жилищно-коммунального комплекса в Иркутской области».
Ольга Носенко. Фото Яны Ушаковой
Открывая заседание, председатель комитета Ольга Носенко напомнила, что проблема в регулировании тарифов состоит в очевидном отличии условий проживания в разных районах Иркутской области. Во многих населенных пунктах услуги ЖКХ стоят — по объективным причинам — намного больше, чем в крупных городах региона. В Усолье-Сибирском гигакалория тепла обходится потребителю в 700 рублей, а в Усольском районе — более 2,5 тыс. рублей; в городе кубометр воды стоит 20 рублей, а в районе — более 40. Одновременно на этих территориях нет возможности создать конкурентную среду и иметь двух и более поставщиков энергоресурсов, которые могли бы снижать цену в конкурентной борьбе. Жизнь в условиях монополии диктует свои правила, но государство должно искать способы регулирования работы поставщиков коммунальных ресурсов даже в такой обстановке.
Руководитель службы по тарифам Иркутской области Александр Халиулин отметил, что Прибайкалье до сих пор находится в более выгодном положении, чем соседние регионы. Красноярский край из-за своих значительных размеров и наличия почти изолированных энергосистем был вынужден ввести социальную норму потребления энергоресурсов, что позволило хотя бы отчасти защитить граждан от роста тарифов. Соседи области с востока — Республика Бурятия и Забайкальский край — так и не смогли наладить работу своих энергосистем и потому не оставляют попыток переложить свои проблемы на Иркутскую область. Руководство двух регионов постоянно обращается в правительство Российской Федерации с просьбами уравнять тарифы в республике и крае с тарифами в Иркутской области, имея в виду, что в Прибайкалье тарифы вырастут и за счет этого понизятся в Забайкалье.
Александр Халиулин напомнил, что в самой Иркутской области тарифы для северных и южных регионов существенно различаются, но тем не менее остаются самыми низкими во всем Сибирском федеральном округе. Это же положение сохранится и в 2017 году, подчеркнул Халиулин.
— С 1 июля 2017 года совокупно все платежи могут увеличиться не более чем на 7,1 процента. Если гражданин в своей платежке увидел рост больше — это как минимум повод для серьезной проверки, — отметил глава службы по тарифам.
Если Иркутской области действительно удастся сохранить рост тарифов на таком уровне, это будет большое достижение. Муниципальные власти Новосибирска, например, недавно утвердили рост тарифов на 15 процентов, что объяснялось большим дефицитом в бюджете ресурсонабжающих организаций. В ответ жители города вышли на митинг в мороз ниже -30 °С и обещают городским властям дальнейшие протесты, пока в муниципальном коммунальном хозяйстве не будет наведен порядок.
Александр Халиулин. Фото Яны Ушаковой
Представитель Ассоциации муниципальных образований Иркутской области Зоя Масловская обратила внимание участников круглого стола на многочисленные просьбы глав администраций установить более низкие тарифы на уличное освещение. Александр Халиулин признал, что проблема существует. Правительством подготовлено поручение разобраться в этом вопросе — киловатт-час для уличного освещения стоит более 3 рублей, и самый простой способ — приравнять эту статью к расходам населения. Для этого необходимо внести уличное освещение в специальный перечень особых потребителей. Но этот вопрос решается на государственном уровне, а федеральное правительство на просьбы области не ответило.
Участники круглого стола обсудили проблему отсутствия инвестиций в коммунальной сфере, которая, несмотря на все усилия, так и не стала бизнесом: у инвестора нет никаких гарантий возврата вложенных средств, и в то же время на каждого инвестора непрерывно давит бремя социальной ответственности. По официальным данным, в Иркутской области более 40 процентов организаций коммунального комплекса были убыточными — это, разумеется, прямо влияет на надежность работы котельных и других организаций. Невозможно привлечь инвестиции в сферу, где цена конечного продукта регулируется государством, а цены на все виды топлива и комплектующие, на грузоперевозки и другие необходимые ресурсы растут ежегодно и непредсказуемо. Очевидный пример такого рода вся область наблюдала в поселке Алексеевске, где инвестор вложился в работу котельной, но не мог предсказать рост цен на топливо (мазут) с 15 до 19 тыс. рублей.
Компенсировать выпадающие доходы коммунальным организациям приходится из регионального бюджета. И если в Иркутской области тарифная политика и цены складывались до сих пор вполне удачно, то в будущем ситуация может измениться — траты на выпадающие доходы выросли в 2016 году до 3,1 млрд рублей, еще 600 млн рублей регион выплатил ресурсоснабжающим организациям за долги 2015 года. Недавний видеоселектор, проведенный заместителем министра ЖКХ РФ Андреем Чибисом, показал, что это далеко не рекорд — в Ямало-Ненецком округе эти расходы составили 12 млрд рублей. Судя по реакции других регионов, у них суммы меньше, но это пока. Перекладывать расходы на население никто не хочет — ни региональные власти, ни муниципальные, но этот «марафон популизма» до добра не доведет: если тарифы будут отставать от реальных расходов, а предприятия ЖКХ не получат этих средств, рано или поздно все предприятия обанкротятся, котельные же придется закрывать по причине технической неисправности.
Фото Яны Ушаковой
Постепенно разговор перешел на тему концессионных соглашений. Александр Халиулин отметил, что многие муниципалитеты неправильно понимают порядок и смысл заключения такого соглашения: некоторые видят в концессионере только очередную управляющую компанию, а нужно требовать и обговаривать долгосрочные инвестиции. Другие муниципалитеты требуют, чтобы концессионер немедленно построил новую котельную и мгновенно переложил ветхие сети, в то время как нужно настраиваться на долгосрочную системную работу.
— Мы много работали в этом направлении и думали, что предприниматели не пойдут на концессию. Сегодня же мы видим обратное — не готовы именно муниципалитеты, они сами об этом говорят, — отметил Халиулин. — Есть разные механизмы концессии, из любого тупика есть выход. Для начала можно договориться об эксплуатации.
Представители АМО в ответ высказались абсолютно скептически. У муниципальных властей нет возможности хоть как-то компенсировать расходы, понесенные на содержание коммунального хозяйства. В Иркутской области в связи со сменой концессионеров бывают удивительные истории: каждой новой организации тариф устанавливается заново, но в Вихоревке, например, новый концессионер почти год не обращался в службу по тарифам с соответствующей просьбой и работал по каким-то непонятным условиям — то ли по тарифу предшественников, то ли просто без документов. Депутаты попросили Александра Халиулина пояснить, как такое возможно и кто должен регулировать этот вопрос.
— Имущество чье? Муниципальное. Администрация и должна была в первую очередь думать о своем хозяйстве, о своих жителях. Должны были сразу после заключения договора к нам обратиться, — подчеркнул Халилуин.
Депутатов этот ответ не вполне устроил: они полагают, что министерство ЖКХ, например, должно проводить «более активную политику» и держать такие вопросы на постоянном контроле, потому что именно областные власти в конечном счете отвечают за жизнь людей. К концу круглого стола дискуссия зашла в тупик: представители региональных властей и прокуратура говорили о систематических нарушениях со стороны муниципалитетов (которые иной раз устанавливают тариф без какого-либо экономического обоснования), а муниципалитеты упирали на слишком большой срок рассмотрения документов в областных структурах. Александр Халилулин отверг эти обвинения, заявив, что новая организация — это, конечно, каждый раз «ворох проблем», но если бы муниципальные власти качественно готовили документы, проблем было бы меньше.