Иркутск
29 марта 2:24 Экономика

Заксобрание Прибайкалья помогло бизнесу за счет незащищенного населения

22:14, 18 апр 2018

Депутаты Законодательного собрания Иркутской области на сессии 18 апреля во втором чтении одобрили продление на 2018 год льготы по налогу на движимое имущество организаций, благословляя тем самым потерю областным бюджетом миллиарда рублей. Таким образом народные избранники заботливо экономят средства крупного бизнеса за счет самых незащищенных жителей региона, которые могли бы получить дополнительную поддержку.

Федеральная льгота по налогу на движимое имущество была введена в конце 2012 года и относилась к имуществу, которое приобретено после 2013-го. Это был стимул на покупку нового оборудования. Время, чтобы этим стимулом воспользоваться, у бизнеса было. С 2018 года решение о продлении льготы отдано в ведение регионов — кто хочет, продляет. Сохранили льготу очень немногие, в частности Московская область, у которой и так все очень неплохо с налоговыми доходами бюджета и возможностями поддержать население. Почему наши далеко неплохо живущие депутаты решили, что жителям Иркутской области не надо помогать больше того, что есть, непонятно. Добавим, что это мнение депутатского корпуса по вопросу сохранения льготы диаметрально противоположно позиции губернатора, давшего отрицательное заключение законопроекту, и прокуратуры Иркутской области.

6.jpg

В качестве оправдания своей заботы депутаты указывают, что волнуются за малый и средний бизнес. Но это явное лукавство — ведь в большинстве своем малый и средний бизнес использует специальные налоговые режимы. А платить налог на движимое имущество можно обязать только те компании, которые применяют общий режим налогообложения! То есть, в основном, крупный бизнес! По данным областного налогового управления, 70 процентов от всего возможного поступления налога на движимое имущество в Иркутской области приходится всего лишь на 50 крупнейших налогоплательщиков! Это предприятия, прежде всего, лесной, нефтяной, золотодобывающей, угольной промышленности, а также железной дороги, банковской сферы, связи, энергетики и других отраслей, которые, прямо скажем, не обеднеют от отмены льготы! Остальные 30 процентов от возможного взимания налога распределяются на остальные более чем 3,5 тыс. налогоплательщиков. То есть на преимущественную часть предприятий, которые могли бы платить этот налог в казну в 2018-м, то есть на 98,6 процента из них, он особо не повлияет. Ведь 50 главных плательщиков — это всего лишь 1,4 процента от общего их списка. Но каких! О них-то, видимо, и заботятся наши парламентарии…

А общая сумма потери областного бюджета складывается немалая. Если опираться на данные все тех же налоговиков, казна региона потеряет от решения Заксобрания 1,14 млрд рублей. Вычисления тут вполне понятные. Налоговая база по движимому имуществу в Иркутской области за 2016 год — 126 млрд рублей. При этом сумма налога, не поступившая в 2016-м в областной бюджет в связи с рассматриваемой льготой, — 2,7 млрд рублей (по предельной ставке 2,2 процента). С 2018 года эта предельная ставка и так снизилась с 2,2 до 1,1 процента, так что бизнесу в любом случае упростили жизнь! Теперь индексируем базу 2016 года на темпы роста в 2017-м (4,6 процента) и на прогнозируемый темп роста инвестиций в 2018 году (4,9 процента). Получаем предполагаемую налоговую базу по движимому имуществу в 2018-м — 138,2 млрд рублей. Применяем упомянутую ставку в 1,1 процента и получаем 1,52 млрд рублей. Поскольку первый платеж предприятий — это декларация 2017 года, берем три отчетных периода из четырех в году и — вот они, те самые 1,14 млрд рублей.

Добавим, что большая часть этих дополнительных доходов уже учтена в областном бюджете после его уточнения в конце 2017-го. То есть, запланировав, придется эти деньги у кого-то отрезать. Ну, точно не у наших депутатов! Дополнительные доходы бюджета — это же, прежде всего, возможность помочь незащищенным слоям населения. В частности, в этом году губернатор реализует ряд социальных инициатив. Например, это компенсация проезда инвалидов с невысоким доходом, проживающих в северных территориях, к месту лечения; единовременная выплата тем, кому исполнилось 90, 95 и 100 лет; учреждение звания «Ветеран труда Иркутской области»; введение ежемесячной денежной выплаты труженикам тыла в размере тысячи рублей; продление материнского регионального капитала; поддержка студентов... Но проголосовавшим за сохранение льготы бизнесу депутатам он, видимо, как-то ближе. Сытый голодного не разумеет. К слову, ведь в Иркутской области продолжают действовать другие льготы по налогу на имущество организаций. В частности, налоговая ставка снижается вплоть до половины в течение двух налоговых периодов в зависимости от роста стоимости приобретенного имущества.

Министр экономического развития Иркутской области Евгений Орачевский, комментируя решение депутатов, отметил, что он уже в силу своих полномочий заинтересован в том, чтобы бизнес в Прибайкалье, особенно малый, находился в благоприятных условиях. Но «любое решение об изменении законодательства по налогам должно быть оценено на предмет возникающих последствий».

— Финансово-экономическое обоснование к проекту не содержит ни финансового, ни экономического обоснования необходимости и целесообразности принятия данного закона. Говорить, что эта льгота — поддержка малого бизнеса — крайне неверно. Льгота рассчитана больше на крупный бизнес, который без труда сможет заплатить этот налог, в том числе с учетом уже существующих в регионе льгот по налогу на имущество организаций. Насколько мне известно, такую же позицию имеет УФНС по Иркутской области, — подчеркнул глава регионального минэкономразвития.


По вопросам рекламы и сотрудничества звоните
+7 999 420-42-00

 

Кто из бывших руководителей Иркутской области (ранее – генерал-губернаторства, губернии, края) XIX–XXI веков внес наибольший вклад в ее развитие?

Яндекс.Метрика