Принятие бюджета Иркутской области на 2017 год может оказаться под угрозой срыва
Налоговая реформа, предложенная мэром Иркутска Дмитрием Бердниковым, может стать историческим событием для Иркутской области в случае ее принятия. Однако вопрос: какой эффект она в результате принесет? По оценкам отдельных экспертов, желание столицы Прибайкалья пополнить доходную часть собственной казны за счет передачи в бюджеты городских округов единых нормативов отчислений от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, на год раньше — с 1 января 2017 года и дополнительных 3 процентов от НДФЛ похвально, но может привести к недовольству глав других территорий. Ведь в итоге положительным образом эти изменения отразятся только на областном центре.
— Если эти законопроекты будут приняты депутатами Законодательного собрания, то выпадающие доходы областного бюджета по «упрощенке» составят в 2017 году 840 млн рублей, по НДФЛ — 880 млн рублей (всего 1 млрд 720 млн). Из них Иркутску достанется 1 млрд 45 млн рублей (538 млн по «упрощенке» и 507 млн по НДФЛ). На все остальные городские округа (Ангарск, Братск, Усть-Илимск, Усолье-Сибирское, Черемхово, Саянск, Тулун, Зима и Свирск) остается всего 675 млн рублей, — отмечают в правительстве региона. — А, собственно говоря, заслужило ли руководство областного центра полумиллиардную надбавку по тому же НДФЛ? По динамике поступлений этого налога в муниципальные образования за девять месяцев текущего года Иркутск занимает скромное 28-е место, показывая 105,1 процента. А, например, маленький Свирск дал 149,4 процента, при этом по двум иркутским законопроектам ему перепадет всего... 7 млн рублей. В среднем по области показатель динамики поступлений НДФЛ в местные бюджеты составляет 108,2 процента.
Мнения о неравных условиях, в которых окажутся городские округа и муниципальные районы в случае принятия налоговой реформы, придерживается и Байкальская международная бизнес-школа Иркутского государственного университета. По словам заместителя директора БМБШ ИГУ Надежды Грошевой, должен действовать единый подход к формированию доходной базы бюджетов муниципальных образований.
— Перераспределение доходных источников в пользу группы муниципальных образований будет, несомненно, полезно для данных муниципальных образований, однако потеря доходной составляющей регионального бюджета должна будет компенсироваться сокращением определенных статей расходов, в том числе направляемых на поддержку муниципальных образований. Данные последствия должны быть тщательно просчитаны и кумулятивный социально-экономический эффект обоснован, что требует проработки таких корректировок с другими муниципальными образованиями, — отметила Надежда Грошева.
Более того, принятие данных законопроектов предполагает практически автоматический отзыв из Законодательного собрания проекта областного бюджета на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, что сдвинет и без того сжатые сроки принятия главного финансового закона. Поскольку областной бюджет на 99 процентов формируется по программному методу, то вместе с переформированием бюджета потребуется изменение многих областных государственных программ, откуда придется исключать строительство и капитальный ремонт муниципальных объектов соцкультбыта, спортивных сооружений, финансирование которых планируется за счет средств областного бюджета, на сумму выпадающих доходов региональной казны. Как сказано в экспертном заключении Надежды Грошевой, «переформирование основных параметров областного бюджета на 2017 год в такой сжатый срок практически невозможно просчитать и обосновать, что может привести к срыву сроков принятия закона «Об областном бюджете».