Бюджет Иркутской области на 2017 год прошел публичные слушания
Публичные слушания по проекту бюджета Иркутской области на очередной год являются неотъемлемой частью бюджетного процесса. Слушания проводятся накануне той сессии Законодательного собрания, на которой бюджет обсуждается в первом чтении. В 2016 году сессия запланирована на 23 ноября, а слушания состоялись 18-го.
Бюджет здравого смысла
Организатором слушаний стал комитет по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству ЗС, поэтому роль ведущего досталась его председателю Наталье Дикусаровой. Она напомнила, что по областному закону в слушаниях могут принимать участие не только участники бюджетного процесса, но и многие общественные организации, должностные лица. «С особым удовлетворением» Наталья Дикусарова отметила, что в слушаниях принимают участие и некие «простые граждане», которые заранее подали заявки и прибыли на мероприятие. Из других участников были отмечены министры областного правительства — они прибыли почти в полном составе, хотя заранее было понятно, что все внимание достанется министру финансов Наталии Бояриновой.
Фото Яны Ушаковой
Глава минфина представила участникам слушаний основные параметры бюджета, сформированного в соответствии с прогнозом социально-экономического развития и изменениями в федеральном законодательстве. По оценке правительства, в предстоящем периоде до 2019 года область ожидает замедление темпов роста экономики. Значительной нагрузкой для региона станет перераспределение налоговых средств в пользу федерального бюджета. Министр напомнила, что для региональных бюджетов действуют четыре существенных федеральных ограничения (в том числе по размеру дефицита бюджета, уровню государственного долга и так далее), нарушения которых приведут к изъятию бюджетных кредитов — а это 6,7 млрд рублей.
Внутри бюджета 99,5 процента всех средств распределены между 17 государственными областными программами. В первую очередь деньги будут направляться на заработную плату и социальные выплаты; предусмотрены средства на две новые меры социальной поддержки — ежегодная выплата для многодетных семей для подготовки детей к новому учебному году и для найма жилья.
— Под особым контролем правительства и депутатского корпуса остается вопрос о предоставлении жилья детям-сиротам. Расходы по этой статье решением губернатора увеличены с 300 до 500 млн рублей, правительство РФ на эту статью выделит Иркутской области дополнительно 386 млн рублей, — отметила Наталия Бояринова. — Социальные расходы бюджета составляют более 71 процента, или 78,5 млрд рублей. Несмотря на все сложности, бюджетные инвестиции составят 8,5 млрд рублей, они будут направлены на капитальное строительство и ремонт объектов образования, здравоохранения, дорог и так далее. На завершение переселения из ветхого и аварийного жилья заложено 2,1 млрд рублей.
Наталия Бояринова. Фото Яны Ушаковой
Министр кратко описала последствия от принятия законопроекта о перераспределении отчислений от налога на доходы физических лиц, внесенного администрацией Иркутска. По предварительной оценке, это приведет к незначительному улучшению положения дел в нескольких городских округах и муниципальных районах и существенному сокращению трансфертов для всех остальных муниципалитетов. В завершение своего доклада министр заявила: бюджет непростой, а в чем-то даже жесткий, но он полностью соответствует федеральному законодательству и отражает объективную реальность экономики области.
После этого заявления никто не стал задавать министру вопросов. Более того, единственный человек, который заранее записался с выступлением, на заседание не прибыл, и тогда слово попросил представитель администрации Иркутска Руслан Ким. Он попросил рассказать, как правительство планирует повышать уровень доходов муниципальных образований и привлекать средства из федерального бюджета. Отвечать от правительства стал заместитель председателя правительства Антон Логашов. Он еще раз обратил внимание участников слушаний на 8,5 млрд бюджетных инвестиций — это как раз те средства, которые будут направлены на развитие муниципальных образований. Более детально суммы расписаны в проекте бюджета. Руслан Ким с тяжелым вздохом, который половина зала слышала без всякого микрофона, потребовал детального описания планов правительства по работе с доходным потенциалом, с разбивкой по приоритетным отраслям.
— Бюджетные инвестиции в 8,5 млрд рублей на всю область — это очень мало, — заявил Руслан Ким, который в свою бытность областным министром слов про инвестиции ни разу, кажется, не произнес.
Фото Яны Ушаковой
Пока Антон Логашов перечислял объекты в конкретных муниципальных образованиях и описывал участие области в федеральных целевых программах, Руслан Ким громким шепотом комментировал его выступление для ближайших соседей. Тональность была скорее пессимистическая, поэтому Наталья Дикусарова попросила его подать замечания и комментарии к проекту бюджета в письменном виде. Несмотря на все усилия ведущей пробудить зал к активности, вопросов и выступлений не было.
Все хотят больше
Депутат Владимир Новожилов обратился к министру финансов с замечанием о размере бюджетных инвестиций: ему показалось, что этих средств «крайне мало». Сравнив проект бюджета на 2017 год с итогами 2013 года, депутат обнаружил, что в благополучном докризисном году средств было больше, и это сравнение его расстроило. Министр согласилась, что средств хотелось бы больше, но сегодня речь идет о том, что областной бюджет формируется с предельным значением дефицита.
— Доходные источники ограниченны, больше денег нам взять негде. Мы обсуждали эту тему на всех площадках, и ни для кого не секрет, что не в полной мере заложены даже средства на все социальные расходы. Не в полной мере реализованы меры социальной поддержки, не хватает средств на исполнение «майских указов». Остро стоит вопрос о вспомогательном персонале, который не попадает в эти указы и заработная плата им не индексировалась ни разу. Если мы возьмем на себя не обеспеченные доходами обязательства, мы просто их сорвем, — отметила министр. — Если Иркутская область получит субсидию из федерального бюджета больше, чем нам известно сейчас (а это всего 1,5 млрд рублей), — безусловно, мы увеличим расходы на развитие здравоохранения. Надо понимать, что в первую очередь нужно все-таки развивать те отрасли, от которых возможно увеличение бюджетной отдачи, например, сельское хозяйство. Давайте понимать, что на сегодняшний день, на входе в бюджет нового года, мы обладаем именно такими ресурсами.
Фото Яны Ушаковой
После этого участники слушаний стали активнее и задали правительству несколько вопросов с предложениями. Предлагали, например, отказаться от принципа подушевого финансирования школ, потому что это ведет к обнищанию малокомплектных образовательных учреждений на селе. Представители министерства образования (в который уже раз) пояснили, что принцип введен федеральным правительством и региональные власти не могут импровизировать. Представитель Ассоциации муниципальных образований Зоя Масловская выступила с предложением увеличить расходы на проект «Народные инициативы» с 300 млн рублей (как заложено в проекте бюджета) до 500 млн. Кроме этого, АМО предлагает включить в список получателей средств по проекту муниципальные районы, а не только городские округа и сельские поселения. Антон Логашов — уже не в первый раз — заявил, что правительство поддерживает эту инициативу, но просит отнестись к положению дел с пониманием и вернуться к теме в марте, при первой корректировке бюджета.
Спустя всего час после начала слушаний все вопросы были исчерпаны, и Наталья Дикусарова пригласила участников слушаний продолжить работу над бюджетом на других площадках.