Сергей Левченко: «Планирование — новая работа»
2 сентября губернатор Иркутской области Сергей Левченко провел очередное заседание Государственного комитета по планированию социально-экономического развития региона. Мероприятие стало частью международной конференции «Альтернативы социально-экономического развития на региональном уровне», в которой приняли участие делегации и отдельные гости из Индии, КНР, Мексики, Вьетнама, Канады и экономических НИИ России.
Непривычный, но важный процесс
В своем вводном выступлении Сергей Левченко напомнил, что это уже шестое заседание госкомитета, в ходе которого требуется подвести итоги работы и сделать очередной шаг к принятию (в ноябре 2018 года) пятилетнего плана развития области.
Фото пресс-службы губернатора и правительства Иркутской области
— Мы уже видели в первом приближении некоторые цифры. Идея государственного и муниципального развития принимается всеми единодушно: ее поддерживают и жители области, и руководители муниципальных образований. Наши иностранные гости были удивлены тем, сколько мы успели сделать за три года, особенно в плане подготовки кадров. Мы обязательно сохраним все наработанные связи и будем обмениваться мнениями. Пока я подведу предварительный итог работы над планом: плановые цифры должны давать не абстрактный прогноз, а конкретные цифры улучшения благосостояния граждан; мы должны добиться снижения издержек и повышения мультипликативного эффекта от мероприятий.
Социальный блок — здесь мы фиксируем задачу повышения размера заработной платы и введения надбавок, учитывающих квалификацию работников. Такая же задача стоит в производственном секторе, от малого бизнеса до крупных инвестиционных проектов. Мы должны адресно поддерживать тех, кто хочет развивать свое дело, учится и развивается. В эту программу войдет программа «Школьное молоко» и ряд других, программа по строительству социального жилья (с разбивкой по территориям, с учетом планов по социально-экономическому развитию городов и районов) — мы должны реально понимать, сколько людей ждут помощи, а сколько готовы сами обеспечить себя жильем. Требуется учесть миграционные процессы в области: усиливается нагрузка на южные районы, северные же становятся все более пустыми.
Следующий важнейший блок — кадровый. В госплан должны войти планы по обеспечению кадрами социальных учреждений и промышленности, необходимо продумать каждый шаг от учебы до создания семьи. Сейчас не прежние времена, когда кадры можно было просто направлять в нужный район — но можно подумать о заключении с молодыми людьми социальных контрактов, предусматривающих возвращение выпускников вузов в свой родной район. Нужно поддерживать и тех молодых людей, кто готов переехать из южных районов на север, — обеспечивать жильем, заработной платой и т.д.
Промышленная политика — важнейшее направление нашей работы. Ключевые показатели здесь — глубокая переработка сырья; импортозамещение; создание производств, обеспечивающих развитие строительного комплекса в районах. Здесь мы должны задействовать весь арсенал мер, который приведет к высоким темпам роста. По сельскому хозяйству — мы должны обеспечить себя всеми видами продукции, причем плановые показатели должны быть рассчитаны и на экстенсивный, и на интенсивный рост производства. Это касается и продукции сельского хозяйства, и дикоросов.
У нас уже подготовлена концепция развития лесной отрасли до 2030 года, она войдет в пятилетний план. Здесь две задачи: углубление степени переработки и увеличение налоговых отчислений в бюджет. По развитию дорожной сети основная задача — улучшение транспортной доступности населенных пунктов и производств, как существующих, так и планирующихся. Мы должны использовать не только автомобильные дороги, но и рассматривать возможности авиации и речного транспорта. Подчеркиваю: каждый раздел плана должен иметь финансовое обоснование, министерство финансов должно подготовить пятилетний финансовый план и все министерства должны включить в него свои предложения. Городские округа и районы подадут в правительство свои предложения, и до 15 октября министерство экономического развития проведет стратегические сессии с главами территорий и даст им рекомендации по подготовке таких предложений. В качестве пилотных территорий выбраны Свирск и Усть-Кутский район. Мы сделали уже многое, теперь нам предстоит свести их в единый план и подкрепить бюджетом, — сказал Сергей Левченко.
От каждого министерства — по главе
Представители ключевых министерств областного правительства отчитались о проделанной работе по подготовке плана. Министерство экономического развития видит главной своей задачей создание обрабатывающих производств с получением максимальной добавленной стоимости. Параллельно с этим должны создаваться производства, обеспечивающие поддержку основных предприятий — то есть малого и среднего бизнеса. Одним из приоритетов остается создание и развитие территорий опережающего развития; будут продолжены шаги по созданию системы льгот и поддержки региональных инвестиционных проектов. К 2023 году будет внедрен и кадровый стандарт обеспечения производства, который должен обеспечить подготовку кадров на мировом уровне. Темпы роста промышленного производства к 2020 году должны составить 3–4 процента, к 2023 году — 6–8 процентов; объем инвестиций вырастет до 525 млрд рублей в год, а средняя заработная плата превысит 60 тыс. рублей.
Министерство сельского хозяйства работает над пятилетним планом не столько в служебных кабинетах, сколько во время встреч с представителями всех районов области. В министерстве даже созрела идея разработки интерактивной карты области с указанием поголовья скота, посевных площадей и урожайности, планами по строительству объектов переработки сырья и прочими параметрами.
— Во всем мы должны видеть экономическую целесообразность, — подчеркнул министр Илья Сумароков. — У нас есть интегрированные показатели: рост объема производства и рост импорта нашей продукции за пределы области. У нас есть планы не только увеличения посевных площадей, но и ведения более интенсивного хозяйства. К 2020 году мы должны производить 1 млн тонн, кратно увеличить востребованные сорта зерна, в том числе пивоваренный ячмень и пшеницу; производство молока увеличится на 74 тыс. тонн в год. И так по каждому виду продукции: увеличить собственное производство, сократить ввоз из других регионов.
Министерство строительства, дорожного хозяйства и министерство жилищной политики, энергетики и транспорта отвечают за общий инфраструктурный блок пятилетнего плана. Предстоит увеличить доступность жилья, развивать промышленность строительных материалов и развивать дорожную сеть. Область уже почти достигла заветный рубеж в 1 млн кв. м в год (в прошлом году введено 970 тысяч), далее нужно не только удерживать, но и превышать этот показатель. Области предстоит расселить не менее 300 тыс. кв. м аварийного жилья; необходимо построить 450 тыс. кв. м для детей-сирот и вводить жилье для молодых специалистов. Министерство предлагает сохранить областные программы поддержки ипотеки и рассмотреть возможность снижения ставки по контрактам с участием области до 6,25 процента. Крупным проектом может стать строительство трубопровода от ТЭЦ-10 в Ангарске до северных районов Иркутска — это позволит использовать ангарскую ТЭЦ как второй теплоисточник областного центра и развивать жилищное строительство на участке между двумя городами.
— Мы должны думать и о судьбе домов 335-й серии, из которых у нас более 600 домов без пристенных колонн, — отметила министр Светлана Свиркина. — Что касается проблем демографии, то отчасти она может быть решена за счет строительства дорог: если люди будут знать, что они в любой момент доберутся куда им нужно, они будут жить даже в самых отдаленных районах. Наша задача до 2023 года привести в нормативное состояние 43 процента областных и местных дорог.
По расчетам министерства ЖКХ и транспорта, в Иркутской области общественный транспорт всех видов перевозит 160 млн пассажиров в год, к 2023 году это число увеличится до 172 млн. Эта перспектива диктует области требование не только увеличивать количество маршрутов и единиц транспорта, но и переходить на более экологичные типы двигателей. Одни только пригородные электропоезда будут перевозить на миллион человек в год больше, чем сейчас, а для этого планируется усовершенствовать железнодорожные пути, платформы и расписание движения. В Иркутской области имеются два международных аэропорта, пять внутренних авиаузлов и три региональные авиакомпании (по этому показателю область является единственной в стране).
По оценке министерства труда, в области насчитывается 12 тыс. безработных, что составляет 1 процент трудоспособных граждан (максимум, зафиксированный несколько лет назад, составлял 3 процента безработных), и это чуть выше, чем в среднем по России (0,9 процента), и чуть меньше, чем в среднем по Сибирскому федеральному округу (1,2 процента). При этом в области имеется 78 тыс. вакансий — в основном это вакансии квалифицированных промышленных рабочих. Пенсионная реформа (в ее нынешней редакции) добавит экономике области всего 25 тыс. работников, большинство из которых уже имеют работу. Гораздо больший эффект может принести реализация региональных программ по строительству яслей (и более раннему выходу на работу женщин), а также ряд других региональных программ.
— Экономике области нужно еще 188 тыс. человек, — отметила министр Наталья Воронцова, обратив внимание, что особенно сложно заместить кадры во вновь созданных медицинских, социальных и образовательных учреждениях. Все министерства областного правительства подключились к проекту по разработке ускоренных и сокращенных образовательных программ, позволяющих готовить востребованные кадры в зависимости от ситуации в различных территориях области.
Выступления министров социального развития, спорта и здравоохранения дополнили общую картину до пока еще не окончательного, но уже вполне зримого полотна. Очевидно, что для исполнения этих планов правительство должно работать как единый механизм, в сотрудничестве с муниципальными властями и населением области. Мэр Свирска Владимир Орноев приветствовал решение губернатора о создании госкомитета и заявил, что существование муниципальных образований без долгосрочных планов —«дорога в никуда». Мэр Бодайбо Евгений Юмашев поделился собственным опытом планирования: работа, проделанная один раз на несколько лет вперед, позволила сэкономить более 1,2 млрд рублей из бюджета области.
— Хочу сказать лишь, что это сложная работа, и я желаю нам всем удачи. Заверяю всех вас, что город Бодайбо и район готовы работать комплексно по всем вопросам вместе с правительством. Спасибо за доверие, — сказал Евгений Юмашев.
Участникам конференции и заседания государственного комитета будет что обдумать и после возвращения домой. Каждому из них вручили книгу «Государство развития»: эффективная экономическая модель развития страны и регионов», подготовленную авторским коллективом под руководством Сергея Левченко. Книга разделена на две части — в первой из них рассматривается концепция «государства развития» и усиление роли государства в управлении социально-экономическими процессами в регионах России, во второй описаны особенности Иркутской области и процесс формирования системы планирования в нашем регионе. В предисловии, написанном советником президента РФ и академиком РАН Сергеем Глазьевым, Иркутская область названа «пространством для реализации социально-экономической и политической программы развития, прогрессивных методов управления, направленных на промышленный рост, воссоздание социального государства и открытой демократической системы». Высокая оценка и большая ответственность.