Иркутск
29 марта 2:56 Экономика

Правительство Мишустина: народ дешевого бензина не получит

20:00, 13 апр 2020

Неделю назад, 6 апреля, многие деловые издания опубликовали сообщения о мере, которую правительство Российской Федерации планировало принять, чтобы «защитить рынок от дешевого топлива». Речь шла о продолжительном, как минимум до сентября, запрете на ввоз в страну иностранного бензина.

Во всем мире цены на готовое топливо изменяются вслед за ценами на нефть – если цена сырья растет, пропорционально увеличивается и цена на бензин. В России, как полагает правительство, действует другая схема, придуманная как бы для сглаживания колебаний. Выглядит это так: если на внутреннем рынке цены выше, чем на иностранных, нефтяные компании платят государству и не снижают цены для потребителей; если внутренние цены ниже внешних – государство доплачивает нефтяным компаниям.

Вроде бы все логично. Но в этой схеме есть мы с вами – не государственные служащие федерального уровня и не совладельцы нефтяного бизнеса. Для нас цены растут всегда, при этом, если на потребительском рынке они растут слишком быстро, федеральные власти кивают на губернаторов, а те разводят руками – не наши, дескать, полномочия, мы на цены не влияем. В итоге для рядового потребителя пропорционально ценам на бензин растут и цены на все остальные товары: малый и средний бизнес, занимающийся оптовой и розничной торговлей или оказанием услуг, ни за что не останется крайним и переложит любые потери на все тех же потребителей. И, кстати, те средства, которые государство доплатит нефтяникам, берутся тоже из карманов граждан, из выплаченных нами налогов.

В начале 2020 года сложилась уникальная ситуация: из-за разногласий между производителями нефти цена упала настолько, что на некоторые сорта она стала даже отрицательной – то есть производителю пришлось бы доплатить, лишь бы только взяли. Подобного абсурда, конечно, не случилось, просто многие действующие скважины пришлось закрыть.

Правительство Российской Федерации под руководством совсем недавно назначенного Михаила Мишустина, хорошо выучило главное правило отправленного в отставку Дмитрия Медведева: население выгоднее нефти. В любой непонятной ситуации можно переложить потери на людей, главное – хорошо распределить нагрузку, чтобы все не падало на один слой. И тогда можно доить эту «скважину» до бесконечности.

Пока все именно так и происходит. Посмотрев на реакцию рассаженных по домам граждан (а новость о бензине почти потерялась на фоне новостей про эпидемию), правительство от предположений о запрете ввоза дешевого бензина перешло к утвердительным заявлениям. Министр энергетики России Александр Новак в эфире одного из телеканалов рассказал, что запрет на импорт – «антикризисный характер», таким способом правительство планирует поддержать нефтеперерабатывающие заводы, которые «могут пострадать» и «потерять долю на рынке».

Что сказать? Время выбрано максимально неудачно. Во всем мире правительства делают все возможное, чтобы в условиях эпидемии поддержать именно граждан. Вплоть до введения «безусловного дохода», когда всем безо всяких условий платят просто по факту гражданства. В нашей стране даже малоимущих обставили таким забором ограничений, что далеко не каждая многодетная малоимущая семья получит хоть рубль господдержки – депутаты Законодательного собрания Иркутской области приводили на сессии 10 апреля несколько таких примеров. Во всем мире поддерживают малый и средний бизнес, который дает самое большое количество рабочих мест. У нас правительство озабочено не тем, что работников нефтеперерабатывающей отрасли отправят на биржу труда, а тем, что и без того богатые собственники таких заводов «снизят загрузку» и «утратят свою нишу на рынке».

Министр Новак (и, хочется верить, его начальник Мишустин) признает, что это вынужденная мера, поскольку «не совсем рыночная». Но не понимает, что спасать сверхбогатых за счет очень бедных – мера антиобщественная и антигосударственная. Если сегодня, когда многие люди находятся на вынужденном карантине, не работают и не получают заработную плату, они уже снизили потребление многих товаров на 10–30 процентов, то через месяц-полтора в таком режиме они вообще ничего не смогут купить. И спрос на бензин упадет в России в разы. А вместе с ним падет и правительство Мишустина, потому что с такой логикой управлять страной нельзя.


По вопросам рекламы и сотрудничества звоните
+7 999 420-42-00

 

Кто из бывших руководителей Иркутской области (ранее – генерал-губернаторства, губернии, края) XIX–XXI веков внес наибольший вклад в ее развитие?

Яндекс.Метрика