В Прибайкалье часть работ по строительству соцобъектов под вопросом из-за федерального сбоя
21 процент заявок на проведение торгов для намеченного на 2017 год строительства и капремонта объектов учреждений Иркутской области еще не поступил в профильное министерство региона, что ставит под вопрос освоение 1,78 млрд из выделенных в бюджете на означенные цели 8,46 млрд рублей. Главной причиной этого стало несоответствие введенных с начала года в России новых строгостей при осуществлении казначейского контроля над процессом закупок и существующих при этом технических возможностей. Теперь правительство Прибайкалья старается сделать все, чтобы от этого несоответствия не пострадали, прежде всего, ждущие соответствующих работ учреждения здравоохранения, образования, соцзащиты и другие социальные объекты. Эту информацию министр по регулированию контрактной системы в сфере закупок региона Максим Авдеев предоставил депутатам областного парламента на майской сессии, одним из пунктов повестки которой была реализация положений статей 16 и 17 закона об областном бюджете Иркутской области (первая определяет сроки распределения субсидий муниципалитетам, вторая — сроки проведения электронных аукционов).
Проблемная ситуация связана с ужесточением в России положений законодательства о контрактной системе. Так, с начала текущего года в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) действовали шесть новых контрольных процедур, которые носят блокирующий характер. То есть без проверки и одобрения Федеральным казначейством, например, планов и планов-графиков закупок заказчики не могли проводить закупочные процедуры. По данным Минэкономразвития РФ, на начало марта в стране 61 процент заказчиков всех уровней не смогли утвердить планы и планы-графики закупок.
Дело осложнил и тот факт, что с 1 января значительно выросло число заказчиков, которые должны проводить закупки с использованием ЕИС, — ранее это «горнило» для вновь влившихся в ряды было необязательно. Все это увеличило нагрузку на систему (новые пользователи), усложнило ее новыми процедурами (публикация планов и планов-графиков), которые пришлось в короткий промежуток времени прописать в системе, что сказалось на ее работоспособности. В частности, затруднилось информационное взаимодействие ЕИС и автоматизированной системы «АЦК-Госзаказ», в результате чего многие заказчики Иркутской области в течение длительных периодов не могли размещать документы на электронной площадке. А помимо того что после положенных процедур надо еще успеть выполнить сами работы, федеральное и региональное законодательства ставит их заказчиков в жесткие временные рамки. Так, согласно упомянутой в повестке сессии статье 17 областного закона о бюджете, подрядчиков работ по капремонту и строительству надо определять в срок не позднее 100 дней со дня доведения до их заказчиков утвержденных бюджетных лимитов и заключения соглашений с бюджетными и автономными учреждениями о предоставлении субсидий.
Иркутская область направила обращения в федеральные органы, ответственные за работу ЕИС, изложив свои затруднения — в них она была солидарна с остальными регионами страны.
Сейчас действие части новых положений о контроле приостановлено для федеральных заказчиков до 1 января 2018 года, для региональных и муниципальных — до 1 января 2019 года, некоторые из оставшихся препятствий надеются преодолеть.
Как отмечено, всего на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию, модернизацию или приобретение объектов областных учреждений соцсферы в Иркутской области в этом году предусмотрено 8,46 млрд рублей. Уже определены поставщики и заключены госконтракты на эти виды работ либо процесс запущен по заявкам на общую сумму 5,7 млрд рублей. Переданы в министерство для проведения торгов заявки еще на 954 млн рублей, под вопросом из-за сроков, соответственно, оставшиеся 1,78 млрд рублей.
Как сообщал «Альтаир», к настоящему времени между муниципальными образованиями Иркутской области распределено 92 процента субсидий из бюджета региона, или 12,6 из 13,7 млрд рублей, предусмотренных на эти цели в текущем году. Согласно областному законодательству их распределение должно было закончиться до 24 апреля, наибольший остаток по нераспределенным субсидиям — у министерств, которые выделяют софинансирование на строительство и капитальный ремонт. Причина задержки аналогичная.
Депутаты решили вернуться к рассмотрению сложной ситуации, в которой находится часть планов по капремонту и строительству областных учреждений соцсферы и муниципалитетов региона, на июньской сессии.