Большая часть домов трех управкомпаний в Иркутске не готова к зиме
К концу сентября в Иркутске подготовлены к зиме и официально приняты инспекторами «Иркутскэнергосбыта» лишь 70 % жилых домов. Полностью подготовились к зиме четыре управляющие компании — «Новый город», «Приоритет», «Радуга» и «Альтернатива». В то же время, ни один из 198 домов управляющей компании «Приморская» не получил отметку «готов». О том, что делать жителям и какие меры принимает администрация города, рассказали в ходе пресс-конференции 29 сентября начальник департамента инженерных коммуникаций и жилищного фонда администрации Иркутска Сергей Фоминых и директор «Иркутской энергосбытовой компании» Алексей Хвостов. Следует отметить, что на пресс-конференцию не явились ни представители двух УК, ни сотрудники службы государственного жилищного надзора Иркутской области.
По справке, представленной организаторами пресс-конференции, лидером по подготовке к отопительному сезону является Правобережный округ: здесь подготовлены к зиме 98 % жилых домов, находящихся в ведении УК, 94 % школ, все детские сады, объекты здравоохранения. Жилые дома, управляемые товариществами собственников, ЖСК и мелкими управляющими компаниями готовы лишь на 47 %, а суммарная готовность округа оценивается в 91,5 %. На втором месте оказался Октябрьский округ, где полностью подготовлены почти все жилые дома под началом управляющих компаний (95 %), все школы и другие социальные объекты. Округ отстает лишь по подготовке жилых домов, находящихся в управлении ТСЖ и ЖСК — 78 % этих объектов были признаны соответствующими требованиям. В Свердловском округе сданы все школы, детские сады и больницы, жилой фонд крупных УК готов на 87 %, а мелких УК, ТСЖ и ЖСК — наполовину. Хуже всего обстоят дела в Ленинском округе, где крупные компании подготовились к зиме полностью, а вот мелкие лишь на 29 %. Всего же по Иркутску не приняты 284 дома у крупных УК и 524 дома у других организаций.
— За последние три года мы видим положительную динамику по подготовке к зиме, — отметил Алексей Хвостов. — Если в прошлые годы мы собирали комиссии, и входили в зиму с большим трудом, то сегодня мы идем с опережением графика примерно на 10 %. К сожалению, по управляющим компаниям ситуация не меняется: кто был в лидерах — им и остается, кто отставал — никак работу не улучшили.
Задолго до нового отопительного сезона сотрудники «Иркутскэнергосбыта» выдали всем управляющим организациям рекомендации, в которых были расписаны все мероприятия по подготовке оборудования тепловых узлов и систем отопления. В сумме эти меры должны были обеспечить надежное и качественное теплоснабжение домов при любых погодных условиях, при этом никто не требовал ничего чрезмерного — необходимо было выполнить стандартные процедуры по промывке всех приборов, установке контрольно-измерительного оборудования и проведению итогового испытания (опрессовке). После этого потребитель — то есть управляющая компания или товарищество собственников — мог предъявить жилой дом для проверки и получить акт о готовности индивидуального теплового узла к зиме. Важным условием была и остается своевременная оплата или погашение задолженности за уже потребленные энергоресурсы.
После проверки более 5 тыс. 483 тепловых узлов в многоквартирных жилых домах были приняты лишь 3 тыс. 942, для приемки еще 153 тепловых узлов инспекторов даже не приглашали. Ситуацию в управляющих компаниях «Приморская», «ГУЖФ» и «Троицкая» специалисты городской администрации и «Иркутскэнергосбыта» оценивают как критическую — в большинстве домов этих компаний в тепловых узлах нет контрольно-измерительных приборов, внутридомовую систему за лето не промыли, на трубах нет теплоизоляции. Это означает, что каждый день жильцы, доверившие свое жилье нерадивым УК, обогревают подвалы и теряют деньги, а в какой-то момент могут оказаться и вовсе без коммунальных благ.
— В каждом округе у нас созданы оперативные группы, куда жители могут обратиться со своими проблемами, — рассказал Сергей Фоминых. — В Правобережном округе — по телефону 24-11-20; в Ленинском округе — 52-02-23; в Октябрьском округе — 52-02-45 и 52-02-48; в Свердловском — 52-03-51. Кроме того, у «Содружества ЖКХ» есть единый телефон 500-100, куда также можно обратиться. Единый телефон диспетчерской службы по всему городу — 520-112. Мы никому не дадим сорвать отопительный сезон. Да, по ряду УК есть проблемы, но ситуация по ним на контроле на всех уровнях — у мэра, комитета по городскому благоустройству, «Энергосбыта», участка тепловых сетей Ново-Иркутской ТЭЦ.
Алексей Хвостов заверил, что тепло будет подано везде. «Но там, где тепловые узлы были подготовлены некачественно, есть риски прохождения отопительного сезона», — отметил директор «Иркутской энергосбытовой компании».
В течение лета на подготовку коммунальных сетей было инвестировано более 500 млн рублей, причем более 300 млн из этой суммы составили расходы «Иркутскэнерго», остальное вложил городской «Водоканал» и другие ресурсоснабжающие организации. Управляющие компании, по оценке городской администрации, вложили в подготовку своих объектов более 230 млн рублей. Тепловая система дома, подчеркнули участники пресс-конференции, находится полностью в зоне ответственности управляющих компаний — если где-то недостаточное давление или слишком низкая температура, виновата только УК. К тем управляющим компаниям, которые явно не проявляют должного прилежания, будут применять все доступные средства вразумления — от приглашения на еженедельные штабы к мэру до представлений со стороны прокуратуры.
Однако главным способом исправить ситуацию остается решение граждан: только они могут на общем собрании жильцов принять решение и сменить управляющую компанию на другую. По оценке Алексея Хвостова, до сих пор таких случаев смены УК было очень мало и управляющая компания оставляла свои дома только если полностью разорялась и уходила с рынка.
— По активности граждан в этом вопросе Иркутск находится на отметке, близкой к нулевой. Мы, как ресурсоснабжающая организация, имеем больше обязанностей, чем прав, в отличие от жителей. Главный документ, по которому мы работаем с УК — это протокол общего собрания жильцов, его мы не можем ни обойти, ни «перепрыгнуть», — сказал Алексей Хвостов. — Если жильцы решат, что УК их не устраивает, они соберутся и сменят ее. В Иркутске более 300 таких компаний, выбрать надежную не так сложно.