Больше, чем матрешка
Свою презентацию представители Российского экспортного центра (РЭЦ), проводившего в Иркутске «Региональный трек: Сделано в России» начали с видеоролика-опроса: что знают про российские товары за рубежом? По сути — ничего. Кто-то вспомнил матрешку, и еще кто-то гречку. Хотя по версии того же ролика поставляем мы в разные страны зерно, получая обратно итальянские макароны, незабываемую «Ладу Калину», на которой сам президент проехал по Дальнему Востоку, детали для «Боинга» и до недавнего времени «Касперский» был очень в ходу, пока санкции триумфальный путь нашего ПО коварно не прервали. Теперь знаменитый среднемагистральный самолет МС-21 дает картине экспорта существенный привес, но в целом все равно поле не пахано. Когда уже десятки лет туда нефть, газ, лес, а обратно лавиной ширпотреб, продукты, лекарства, электроника и далее по накатанной, повернуть оглобли всегда не так просто. Требуются разум, воля и работа соответствующих оргструктур.
РЭЦ был создан в 2015 году. Претендующий на роль единого окна поддержки экспорта, сегодня он объединяет несколько направлений: собственно экспортный центр, страховое агентство, банк и школу экспорта, предназначенную главным образом для регионов. По признанию модератора встречи в «Сибэкспоцентре» Андрея Жигалова, два года назад он презентовал в Иркутске страховое агентство «ЭКСАР», входящее ныне в структуру РЭЦ и созданное как «ответ Чемберлену» — китайской корпорации по страхованию экспорта и кредитов (SINOSURE) и «Euler Hermes», однако никто из экспортеров предложением не заинтересовался. И это легко понять. Все, что спускается в регион сверху, уже инстинктивно вызывает осторожность — взять хотя бы опыт вертикально интегрированных компаний на базе наших крупных производств, от которых так много неприятностей приходится терпеть и признавать, что такова реальность. Опять же ритейлеры, заходящие в регионы и сметающие с пути мелкий опт, — тоже процесс объективный. Так что субъективное недоверие для бывалого бизнеса — в помощь, как говорится, доверяй, но проверяй, тем более, что каждый из экспортеров, который присутствовал на встрече в «Сибэкспоцентре», протоптал дорогу на внешний рынок со всеми на то издержками сам. И, по словам представителя масложиркомбината «Янта», с 2000 года развивающего свой экспорт, государство все это время напоминает производителям болельщика, который громко кричит «Шайбу!», но никогда сам ее в ворота не забивал. Нынче, похоже, ситуация в корне меняется и на долгожданный вопрос в адрес РЭЦ — а в чем ваша выгода? Последовал краткий, но обнадеживающий ответ: «Мы решаем государственные задачи». Консультации, сопровождение контрактов, логистическое администрирование, анализ рынков и многое другое из числа бесплатных услуг, хотя в перспективе и это будет вариативно; страхование, кредиты, гарантии возврата НДС — представляет финансовый сектор услуг РЭЦ. Последнее, про НДС — это конечно, привлекательная фишка. Ожидание рассчитанных и подтвержденных документами сумм всегда больной вопрос даже для больших фирм, когда поступление денежных средств не перекрывает текущих расходов. Обезопасить свою деятельность в этом плане очень заманчиво, но хорошо бы еще без мук и осложнений получить нужный сертификат. Эта тема выперла гвоздем при обсуждении вопросов экспорта на «мозговом штурме», заявленном представителями РЭЦ в программе мероприятия. Как и тема взаимодействия с контролирующими органами, надолго откладывающими совершение сделки. А может, они просто плохо работают, подставляя участников экспортной операции, которым уже не выйти из игры, — все закручено, под санкции, штрафы за просрочку и другие финансовые потери? Недаром глава Центра стратегических разработок Алексей Кудрин выступил с предложением закрыть половину контролирующих госорганов, которые «съедают» в год 5,4 трлн рублей из бюджета.
Товары двойного назначения на экспорт — тоже вопрос, с которым столкнулась одна из иркутских фирм, поставляя противогазы для чистки от химикатов цистерн — документы из Министерства обороны пришлось получать больше месяца. «Мозговой штурм» — проверенная технология приезжих специалистов узнать умонастроения и узкие места, чтобы потом сверху предлагать их решение как ноу-хау. Будем надеяться, что на этот раз все не так, тем более что регион имеет и свой багаж экспортной деятельности, наработанный, в том числе через «Сибэкспоцентр», и не только с соседними странами АТР, но и Центральной Европы. Идея экспортного центра возникла здесь не умозрительно, теоретически, а вызрела в недрах практической выставочной работы и накопленных международных контактов. Оставалось взять и воплотить ее в жизнь, тем более что к сроку подоспела Манчжурская свободная экономическая зона, распахнувшая свои двери для участников почти полностью за свой счет. Первый выездной опыт специалистов «Сибэкспоцентра» и потенциальных экспортеров Иркутской области показал, что соседние регионы не дремлют, а уже идут по тому же пути, открывая путь на внешний рынок своим малым и средним производителям. Томская область, к примеру, уже лидирует по экспорту дикоросов. Остается и нам не отставать, тем более, по признанию министра экономического развития Евгения Орачевского, Иркутская область обречена на экспорт. Тому способствуют ресурсы, электроэнергия, и транспорт, и Байкал. Вот только когда речь идет о лесе, хочется опустить глаза, тяжело вздохнуть и перевести тему. Хотя бы на пеллеты. У них, похоже, точно экспортный путь, потому что внутренний рынок до сих пор к биотопливу не нисходит. А у нас уже 10 предприятий производят пеллеты для продажи за рубеж, строительство еще трех заводов — в планах.
Вдохновить на заработок путем экспорта, как провозглашалась одна из задач иркутской встречи, похоже, уже не вопрос — те, кто участвовал в мероприятии «Региональный трек: Сделано в России» Российского экспортного центра, уже вошли во вкус, есть и такие, кто получил первый заманчивый опыт под крылом «Сибэкспоцентра». Вопрос в том, как раскрутить бренд «Made in Russia» в других странах, избежать бюрократических проволочек, отладить четкий алгоритм сертификации продукции и оформления документов. Чтобы вся государственная машина заработала на новый тренд. Российский экспортный центр со всем спектром своих услуг: консультирование, страхование, сертификация, кредитно-гарантийная поддержка откроет к концу года в Иркутске свое представительство. «Сибэкспоцентр» с его опытом, контактами и структурой центра экспорта возьмет на себя всю обойму технических вопросов: билеты, визы, гостиницы, бизнес-миссии, презентации, транспорт. Для тех, кто впервые выходит на внешние рынки и неважно какого калибра компания, этот комплекс услуг очень нужен и важен. Для мелких и средних, на которых принципиально ориентирован «Сибэкспоцентр», в особенности. Судя по договоренностям, он будет аккредитован в РЭЦ и продолжит развивать экспортное направление в связке. Все разрозненные структуры должны стать звеньями одной цепи — жизнь давно доказала, что когда кто в лес, кто по дрова толку мало.
Надежда Зайцева
На правах рекламы
Фото ОАО «Сибэкспоцентр»