Наступает год мусорного бака
Новая система обращения с твердыми коммунальными отходами вызывает множество вопросов у всех участников процедуры перехода — областных и муниципальных властей, региональных операторов и жителей Прибайкалья. 23 ноября в Законодательном собрании состоялись слушания, посвященные этой проблеме.
Каждый готовит свое
Первой в зал заседаний пришла исполнительный директор Ассоциации муниципальных образований Зоя Масловская. Пользуясь представившейся возможностью, она принялась обзванивать руководителей муниципальных образований, которые могли бы прибыть на заседание лично. Выяснилось, что ближайший к месту проведения дискуссии Иркутский район встречу пропустит. Братский, Жигаловский, Зиминский, Ольхонский и некоторые другие районы готовы были выслушать и высказать свое мнение по видеосвязи.
Председатель комитета ЗС по законодательству о сельском хозяйстве, природопользовании и экологии Роман Габов задержал начало заседания на несколько минут, однако и это не помогло — крайне заинтересованные (якобы) в получении ответов на «многочисленные вопросы» муниципальные образования на встречу не явились, зал не заполнился даже на треть. Роман Габов напомнил, что встреча проводится по инициативе АМО и при поддержке (видимо, сугубо теоретической) межфракционной группы депутатов Государственной думы «Байкал».
Новая схема работы с ТКО состоит из четырех этапов: сбор отходов, транспортировка, сортировка, переработка или утилизация. По оценке представителей регионального оператора зоны «Юг» (всего их в области два — для севера и юга региона), первый и второй этапы обеспечены инфраструктурой на 80–90 % — вплоть до того, что определены будущие перевозчики отходов; третьего этапа нет вообще; четвертый готов на 80 %, но охватывает только 20 % территории области. Если схема не начнет работать, то в 2019 году область заплатит за негативное воздействие на окружающую среду 250 млн рублей, в 2020 году — 500 млн, а далее уже по миллиарду в год. Именно поэтому региональный оператор предлагает в 2019 году бросить все силы для создания инфраструктуры по переработке, позволяющей понизить класс отходов и превращения их в неопасные для окружающей среды.
— Новая система введена уже в 16 регионах России, везде она далека от идеала. Даже в западных странах, где ведется раздельный сбор и качественная переработка отходов, время от времени возникают проблемы, и целые страны или их отдельные части погружаются в мусорный коллапс. Сейчас у нас на связи 46 муниципальных образований и руководитель АМО Вадим Семенов, — сообщил участникам встречи Роман Габов.
Выяснилось, что встреча подготовлена Ассоциацией муниципальных образований так себе — у нее даже не было никакой внятной повестки. Тем не менее, заместитель министра природных ресурсов и экологии Нина Абаринова подготовилась и рассказала о проделанной в области подготовительной работе.
В каждом регионе нужно было проделать большую подготовительную работу: разработать нормативы для тарифов по обращению с отходами, утвердить схему расположения точек сбора, провести конкурс и определить региональных операторов — и так далее, всего пять пунктов, которые были пройдены все и в установленные сроки. После подготовки всех документов, минприроды разработало региональную программу, в которую включены и расчеты финансовых затрат на ее исполнение. По данным министерства, области нужно не менее 17 млрд рублей, в эту сумму войдут средства федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал», национального проекта «Экология», а также средства областного и муниципальных бюджетов. В 2018 году в области строятся два полигона ТКО — в Черемхово и Нижнеудинском районе, идет проектирование завода по переработке ТКО в Ангарском городском округе и подготовка документации для строительства мусоросортировочного завода. В 2016 и 2017 годах в области были ликвидированы по 13 свалок, расходы превысили по 60 млн рублей, в 2018 году планируется ликвидировать 14 свалок.
— Сейчас в первую очередь нужно решить задачу по размещению площадок для временного накопления ТКО. С 1 января 2019 года содержание этих площадок и контейнеров станет обязанностью муниципальных образований. Сроки подходят, и вдруг нам руководство муниципалитетов присылает совершенно новые цифры по их потребности в средствах, площадках и контейнерах, — отметила Нина Абаринова. — Сейчас еще в активной стадии у нас вопрос с расчетом тарифа. Работа идет в ежедневном режиме, мы работаем с каждым муниципальным образованием и обсуждаем все локальные ситуации.
Представитель регионального оператора зоны «Юг» отметил, что вся схема работы с ТБО будет рентабельна только в том случае, если собираемость составит 80 % от установленных сумм. Пока региональные операторы не нашли компанию, которая готова доставлять платежные уведомления за приемлемую сумму и по всем адресам. Есть предложения выполнить эту работу за 14 % от прописанной в платежке суммы, но у регионального оператора нет собственных средств на эту задачу, и это означает, что почтовые расходы придется переложить на население. А оно, как считают многие мэры, чиновники, да и сами региональные операторы, не готово платить слишком много.
Сколько это в тоннах?
Роман Габов попросил уточнить: успеют ли исполнительные органы власти с подготовкой контейнерных площадок. Нина Абаринова рассказала, что обязательства возникают с 1 января, поэтому в бюджете 2018 года такие расходы не были заложены. Тем не менее, механизмы обеспечения муниципальных образований средствами готовы, в течение года министерство проработало вопросы с главами администраций. Заместитель министра жилищной политики, энергетики и транспорта Сергей Ветров дополнил это сообщение: правительство области не может напрямую выделить средства муниципалитетам заранее, поскольку именно местные администрации должны подготовить пакет документов, включающий инвестиционную программу. Только после этого из областного бюджета в местный поступит субсидия на исполнение полномочий по обращению с ТКО. Пока (а на дворе конец ноября) в правительство не поступило ни одной инвестиционной программы.
Роман Габов поинтересовался, можно ли определить заранее хотя бы ориентировочное количество отходов хотя бы от таких населенных пунктов, как Иркутск. Министерство ЖКХ сообщило, что по их данным норматив для области в среднем составит 1,56 кубометра на человека в год, в Иркутске — 3,12 кубометра. По данным иркутского «Спецавтохозяйства», на полигон поступает более 520 тыс. тонн отходов в год, но туда свозят отходы не только из областного центра, но и из ближайших населенных пунктов Иркутского района. По данным компании, в Иркутске на одного жителя приходится 4 кубометра мусора в год, но это не точно — на полигон везут не только отходы из жилых домов, но и из многочисленных торговых и офисных зданий.
Одним словом, ответ эксперта не прояснил, а еще больше запутал вопрос для депутатов и мэров. Представитель регионального оператора, в свою очередь, рассказал интересные детали: администрация Иркутска, в отличие от руководства «Спецавтохозяйства», говорит о вывозе не более чем 1,56 кубометра на человека в год. По мнению регионального оператора, это объясняется приближением нового электорального цикла — в 2019 году пройдут выборы городской думы, в 2020 году — выборы мэра, поэтому никто не хочет раздражать иркутян дополнительными расходами. Реальной статистики в областном центре не было, но если система учета не будет создана в 2019 году, сумм, собранных с горожан, не хватит на транспортировку и переработку ТКО, региональный оператор разорится и 2020 год область встретит среди мусорных сугробов.
Региональная служба по тарифам исследует вопрос формирования тарифа на обращение с ТКО со своей стороны — обследованы объемы формирования отходов, маршруты перемещения, необходимый персонал и техника. По двум муниципальным образованиям — Иркутск и Усть-Илимск — уже готовы локальные акты расчетов и сейчас они находятся на экспертизе в прокуратуре. В некоторых муниципальных образованиях, как оказалось, тариф на вывоз и утилизацию ТКО составлял ноль рублей — поэтому для местных жителей новая система, при которой платить придется абсолютно всем, окажется новой и неприятной. Служба по тарифам предполагает, что работа с формированием тарифа должна быть завершена до 20 декабря. Роман Габов, внимательно выслушав докладчика, предположил, что это слишком поздно — жителям области нужно планировать семейный бюджет и новый платеж может оказаться неприятным сюрпризом.
Все будет по закону
Областная прокуратура рассмотрела 19 производств по незаконным свалкам и получила 15 новых, причем изрядная часть из них связана с неисполнением муниципальными образованиями не только своих полномочий, но и решений судов. Прокуратура дает мэрам даже не пять дней (как предусмотрено законом), а намного больше, чтобы они успели обратиться за помощью в областное правительство или решить вопрос как-то еще. Эта работа принесла свои плоды: в 2016 году было возбуждено более десятка уголовных дел о неисполнении мэрами своих полномочий при обращении с ТКО; в 2017 году прокуратура подавала три иска, но все они были отозваны; в 2018 году такой необходимости уже не было — мэры начали работать без дополнительного стимулирования. Тем не менее, незаконные свалки существуют, и прокуратура будет контролировать их ликвидацию даже зимой — снег, ветер и морозы помехой не станут. Прокуратура просит правительство области выделять местным администрациям средства заранее, чтобы мэры не оказывались «между молотом и наковальней». Нина Абаринова напомнила, что только в октябре 2018 года муниципальным образованиям было передано 250 млн рублей на ликвидацию свалок, а работы можно вести вплоть до нового года — было бы желание.
Представитель Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры отметил, что как раз желания работать часто не отмечается. Главы местных администраций не просто испытывают трудности при переходе на новую систему — они не хотят работать по ней. Даже имея деньги и полномочия, главы ничего не делают: не готовят площадки, не разрабатывают местные акты и так далее. Байкальская прокуратура предупреждает всех: уголовные дела по статье «Халатность» будут возбуждаться без всякой жалости. Мэр Черемхово и глава АМО Вадим Семенов, вступивший в диалог по видеосвязи, подкинул еще несколько причин для того, чтобы не исполнять закон о новой схеме и предложил переходить на нее постепенно, сначала в одних муниципальных образованиях, потом в других… Нина Абаринова вынуждена была вмешаться и напомнила мэру, что закон не предполагает никакой поэтапности: он вступает в силу с 1 января 2019 года, сразу в полном объеме и без всяких исключений.
Участники встречи пришли к выводу о том, что если инфраструктура не создавалась годами, то создать ее за 2019 год, скорее всего и не получится. Вдоль Байкальского тракта, например, было создано более 60 контейнерных площадок, но на это ушло около 10 лет. Понятно, что в то время это была инициатива местных администраций и строили они без соблюдения требований, которые федеральное правительство установило лишь год назад. Теперь почти все площадки придется переделывать, в той или иной степени, а вот площадок для сортировки и перегрузки мусора нет вообще. Не стоит забывать и о том, что с 45 километра начинается Центральная экологическая зона, где такой объект нельзя строить в принципе.
Значительную часть времени участники дискуссии посвятили проблемам регионального оператора зоны «Север». В подавляющем большинстве из 360 населенных пунктов этой зоны контейнерных площадок нет в принципе, возить из отдаленных немноголюдных населенных пунктов нерентабельно. Поэтому региональный оператор и правительство области рассматривают опыт Иркутской нефтяной компании, которая закупила для своих объектов установки дожигания мусора — это позволяет ликвидировать все отходы законным и чистым способом. Пока у правительства есть планы купить две такие установки и отработать на них все методы работы. Единственная трудность: муниципальным образованиям потребуется вложиться в покупку дополнительного горючего — сами по себе отходы не сгорят.
Фото с сайта vseon.com