Иркутск
29 марта 17:32 Экономика

Правительство Прибайкалья: Иркутск получает большую поддержку властей региона

19:40, 26 июн 2018

Миллиардную потерю несет бюджету Иркутской области законопроект Эдуарда Дикунова и Владимира Чеботарева. Инициативу начавших проявлять активность только перед выборами депутатов, касающуюся увеличения объема поддержки Иркутска фактически в ущерб другим территориям, уже рекомендовали к принятию во втором чтении. Однако на что конкретно пойдут эти деньги, налогоплательщикам Прибайкалья так и не объяснили.

Учет и контроль

Началась эта выборная история в преддверии 63-й сессии Законодательного собрания, состоявшейся 5 июня. Депутаты Эдуард Дикунов и Владимир Чеботарев внесли на рассмотрение коллег законопроект, предусматривающий изменение статьи 7 областного закона № 134-ОЗ «О статусе административного центра Иркутской области». В тексте законопроекта говорится о выделении средств из областного бюджета в казну Иркутска: долю города предлагается увеличить с 0,2 до 2,2 процента бюджета региона — это означает, что областному центру будут выделять на 2 млрд рублей больше, чем сейчас.

Реальный размер субсидии, которую Иркутск получает из областного бюджета, вырос с 461 млн в 2014 году до 1,08 млрд рублей в 2017-м — то есть в 2,35 раза. Субсидия предоставляется городу «на софинансирование мероприятий по развитию социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры в рамках государственных региональных программ» — то есть на то, чем фактически пользуются не только постоянные жители Иркутска, но и те жители Прибайкалья, которые приезжают в областной центр на более или менее длительное время. Фактически, по информации министерства финансов региона, Иркутск получает не определенные законом 0,2 процента от областного бюджета, а существенно больше: в 2016 году — 0,38 процента, в 2017-м — 1,05 процента.

Правительство Иркутской области накануне 63-й сессии высказало свои возражения против разового увеличения субсидии сразу в 11 раз; вскоре против такого решения выступили и несколько мэров городов и районов Прибайкалья, которые считают, что подобное перераспределение бюджета приведет к сокращению субсидий для малонаселенных территорий. Сессия не приняла эти возражения и утвердила проект закона в первом чтении в авторской редакции. Однако 25 июня при обсуждении документа во втором чтении комитет по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении одобрил поправки, согласно которым минимальный уровень субсидии для Иркутска составит 1 процент от налоговых поступлений областного бюджета. Также предложено, что изменения вступят в силу с 1 января 2019 года, перекраивать бюджет 2018-го, чего особенно опасались мэры и некоторые депутаты, уже не придется.

В региональном правительстве согласны с тем, что административный центр области, в котором проживает почти четверть населения Прибайкалья, имеет право на повышенное внимание и дополнительную финансовую поддержку. Но на сегодняшний день остается неясным, на что именно необходимо в срочном порядке выделить средства, какие проекты ждут своего часа. Может, все же цель совсем иная?


Здание администрации Иркутска. Фото Даниила Бугаевского

Общеизвестный факт — дефицит бюджета Иркутска растет. Для его финансирования мэрия 25 июня объявила тендер на привлечение 1,335 млрд рублей на срок 950 дней. После очередных изменений доходы городской казны на 2018 год составляют 14,807 млрд рублей, расходы — 15,907 млрд, дефицит — 1,1 млрд или 6,9 процента. Заместитель мэра Альфия Валиулина на заседании комиссии по вопросам градостроительства, архитектуры и дизайна думы Иркутска заявила о стремлении городских властей «изменить тенденцию и не занимать деньги», однако до сих пор происходило наоборот: на 1 января 2015 года муниципальный долг составлял 400 млн рублей, а на 1 января 2018-го — более 1 млрд. Только на обслуживание долга ежегодно требуется 340–360 млн рублей. Велик соблазн направить все полученные из областного бюджета средства на покрытие этого долга, но правительство области явно будет возражать — региональным властям необходимо знать, что выделенные ими средства принесут пользу жителям, а не проценты банкам, предоставившим городской администрации кредиты.

— Мы предлагаем, чтобы деньги были целевыми, под конкретные проекты, под то, что принесет конкретный эффект для жителей города. Это очень важно, — подчеркнул заместитель председателя правительства Иркутской области Антон Логашов. — В случае принятия закона об областном центре в редакции депутатов сумма выпадающих доходов из бюджета региона составит более 1 млрд рублей. Как человек, работавший в администрации Иркутска почти три года, могу сказать, что в городе есть проекты, но сейчас не берусь судить, в какой они стадии, их нужно все актуализировать. Мы видим, что та же Маратовская развязка, она строится, но не теми темпами, которыми бы хотелось. Мы об этом и говорим: покажите, что есть из актуального, на что можно потратить эти деньги. Губернатором Иркутской области внесена поправка к этому законопроекту, которая говорит о том, что Иркутск как административный центр получал бы дополнительные вливания из областного бюджета от факта достигнутых налоговых и неналоговых доходов за прошлый период. Если мы бы моделировали, что этот закон был бы принят в той редакции, которую предложил губернатор, то по итогам 2017 года Иркутск плюсом получил бы примерно 347 млн рублей от того, что он достиг. Это не маленькие деньги. Как раз это золотая середина, про которую мы говорим: вы отработали как муниципалитет, вы нарастили свою доходную часть, мы их отдаем. Сегодняшняя поддержка областного центра и так существенна: средства выделяются на комфортную городскую среду, на безопасные и качественные дороги, на канализационные очистные сооружения, строительство и капремонты социальных объектов и т. д. Мы готовы и дальше увеличивать эту поддержку, но под конкретные проекты, с наличием проектно-сметной документации. Если таковые будут, мы готовы к конструктивному диалогу.

От очистных до детских садов

Правительство области учитывает интересы Иркутска в решении вопросов жилищно-коммунального комплекса. Однако при реконструкции очистных сооружений областного центра (КОС правого берега) в 2016–2017 годах был выполнен только первый этап работ и освоено 974,9 млн рублей. Вклад областного бюджета был небольшим — всего 31 млн, в то время как из федерального бюджета — 702,9 млн, из местного — 127,5 млн, внебюджетные средства — 113,5 млн рублей. Поскольку заказчик работ (иркутский «Водоканал») не выполнил обязательства по соблюдению графика мероприятий и не обеспечил своевременное финансирование из бюджета города, федеральное казначейство взыскало с бюджета Иркутской области меры 70,3 млн рублей. Региональное министерство ЖКХ обратилось в арбитражный суд с иском, чтобы вернуть эти средства из бюджета Иркутска.

— На второй этап реконструкции КОС в 2017 году было выделено из федерального бюджета 780,8 млн рублей, из областного — 384,6 млн, из местного — 1,2 млн, из внебюджетный источников — 10,3 млн; на третий этап (начатый частично) в 2017 году успели выделить 373,2 млн рублей. В 2018-м на следующий этап реконструкции предусмотрено 1 млрд 164,9 млн рублей. 29 марта заключено соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета в размере 888,7 млн рублей, из областного и местного — по 118,1 млн. На начало четвертого этапа — 276,2 млн рублей из федерального бюджета, по 36,7 млн из областного и местного. Лимиты были доведены Иркутску еще 1 марта 2018 года, но конкурсные процедуры не проведены до настоящего времени.

В рамках проекта «Формирование комфортной городской среды» Иркутск в 2017 году получил из федерального бюджета 143,2 млн рублей, из областного — 70,5 млн, местный бюджет предоставил 53,4 млн. В прошлом году в городе выполнены работы по благоустройству 87 дворовых и 13 общественных территорий, но работы на некоторых объектах были затянуты до глубокой зимы, недоделки устранялись в 2018-м. На текущий год для реализации этого проекта федеральный бюджет выделяет 187,6 млн рублей, областной и местный — почти по 74 млн, — прокомментировал ситуацию министр жилищной политики, энергетики и транспорта Артур Сулейменов.

По линии министерства строительства, дорожного хозяйства финансовая помощь Иркутску разделена на два направления: первое — на дорожное хозяйство в рамках программы развития административного центра; второе — на объекты капитального строительства. Иркутская агломерация, в которую входят Иркутск, Ангарск и Шелехов, по президентскому проекту «Безопасные и качественные дороги» получает большую долю субсидии. В 2018 году это почти 700 млн рублей, из которых 413 млн — из федерального бюджета, 242 млн — из областного. На эту сумму должно быть отремонтировано более 32 км дорог, работы по пешеходным мостам, бордюрному ограждению.

— На сегодняшний день городом не соблюдены все контрольные точки, которые установлены федерацией, один муниципальный контракт до сих пор не заключен. В соответствии с требованиями федерации, если до 1 ноября все работы завершены не будут, то субъект может лишиться поддержки по проекту в следующем году, а это предварительно 680 млн. Понимая эту ситуацию, правительство области осуществляет постоянный жесткий контроль, замечания есть практически к каждой дороге.

В этом году мы восстанавливали средства с прошлого года на переход по улице Боткина. Качество работ на объекте оставляет желать лучшего: до сих пор оставлен наземный пешеходный переход, по которому ходят люди, не работают подъемники для маломобильных граждан. На этот переход выделено 20 млн, 17 млн из них из областного бюджета. Иркутску оказывается немалая поддержка и по объектам капитального строительства. В этом году будет сдана поликлиника № 8, стоимость возведения ее здания составляет 592 млн рублей. Поликлиника № 9, строительство которой начато в 2017 году, оценивается в 540 млн рублей.

Для Иркутска сейчас выполняются проекты для строительства туберкулезной больницы (свыше 25 млн рублей), филиал первой больницы на улице Дыбовского, филиал поликлиники № 10, травмпункт — филиал 3-й Кировской больницы. По окончании всех проектных работ в областном бюджете будут предусмотрены средства на строительство. Это объекты госсобственности, но находятся на территории Иркутска, и пользоваться ими будут горожане. Финансирование строительных работ осуществляется в полном объеме за счет бюджета области. Буквально на днях подписали концессию на строительство радиологического корпуса онкологического центра, такого еще нет на территории Восточной Сибири.

Есть несколько спортивных объектов. В прошлом году начали строительство ФОКа с плавательным бассейном на бульваре Рябикова: на этот год заложено 25 млн рублей, на следующий год 45 млн, в целом стоимость объекта составляет 172 млн. Приступаем к строительству Центра по хоккею с мячом и конькобежным видам спорта с искусственным льдом. В 2018 году мы вошли в федеральные программы: 11 млн рублей из госказны выделено на строительство взамен сносимого детского сада на улице Касаткина — областное софинансирование составляет более 56 млн, такой же объем средств выделяет муниципалитет. В рамках программы комплексного развития территории строится детский сад в Ново-Ленино — из областного бюджета софинансируется в размере 65 млн рублей. Условием получения средств под этот объект является обязательство муниципалитета ввести порядка 100 тыс. кв. м жилья в районе строительства детского сада.

Школа № 19 — здесь мы получаем из федерального бюджета средства в рамках программы «Большая перемена». Еще в мае текущего года мы были готовы обеспечить финансирование со стороны областного бюджета, но в связи с изменениями условий финансирования со стороны федерации вынуждены были заключить дополнительное соглашение с министерством образования РФ. Дополнительное соглашение подписано Минобрнауки 22 июня 2018 года, до конца июня средства федерального и областного бюджетов будут направлены в Иркутск для оплаты фактически выполненных работ на объекте, — рассказала министр строительства, дорожного хозяйства Светлана Свиркина.

Инициатива депутатов Дикунова и Чеботарева, казавшаяся очень щедрым подарком областному центру, после поправок профильного комитета превратилась в узаконивание того, что правительство области фактически уже давало Иркутску по возможностям областного бюджета. Если в будущем (постучим по дереву) возможности региональной казны станут существенно хуже, чем сейчас, Иркутск может оказаться в неприятной ситуации.


По вопросам рекламы и сотрудничества звоните
+7 999 420-42-00

 

Кто из руководителей России/СССР, так и не ставший главным лидером государства или ставший им только на короткое время, мог бы сыграть наиболее позитивную роль в развитии страны?

Яндекс.Метрика