Иркутск
23 ноября 19:00 Экономика

У Иркутской области будет свой пятилетний план развития

14:16, 10 июл 2018

Губернатор Иркутской области Сергей Левченко 10 июля провел первое заседание Государственного комитета по планированию социально-экономического развития региона. В мероприятии приняли участие члены правительства области, директора крупных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, руководители ряда институтов Иркутского научного центра СО РАН, эксперты в различных отраслях экономики.

10Совет.jpg

Четыре принципа и одиннадцать задач

Решение о создании Государственного комитета было принято в начале 2018 года, главная задача новой структуры — формирование пятилетнего плана развития региона, который мог бы на местном уровне дополнить федеральную программу развития Российской Федерации. Объясняя свое решение, Сергей Левченко напомнил, что новая структура является принципиально новой для всей страны.

— Госплан Иркутской области на пять лет — это новый формат документа, следуя которому мы должны достигнуть значимых перемен. Мы работаем уже три года, и наши достижения заслужили уважение и даже зависть. Недавно в Иркутске я видел плакат, на котором партия «Единая Россия» без зазрения совести себе приписывает снижение незаконных рубок в два раза. Это очень хорошо: с самим фактом снижения они уже не спорят. Мы доказали, что можно добиваться результата, не дожидаясь инвесторов и «невидимой руки рынка». Мы добились повышения валового регионального продукта и на 30 процентов нарастили консолидированный бюджет, в два раза сократили государственный долг области. Финансирование строительства и капитального ремонта социальных объектов увеличено в 3,5 раза. Сейчас у нас в работе 53 школы, а в 2015 году было восемь, по объектам здравоохранения перевес еще больше — было пять больниц, сейчас 54. Время исправления ошибок предшественников прошло, настало время строить. Мы уже осенью должны показать жителям области пятилетний план развития. Он не будет заменять утвержденные законом документы, но это будет моральная и экономическая рамка для нашей работы, — сказал Сергей Левченко.

Губернатор развил свою мысль, отметив, что экономика России могла бы быть более успешной, если бы планирование шло не на один год (как фактически происходит сейчас), а на более долгий срок. Нужны планы на более далекое будущее, без которых любые стратегии «2020» и им подобные являются абстракцией и фикцией. Каждое ведомство планирует лишь свою работу, что сужает горизонты и не дает стратегической оценки. «Мы берем в свои руки штурвал и если нужно — поплывем против течения», — заявил Сергей Левченко. Жители области должны видеть, что планирование идет в их интересах, а не в интересах олигархов и под давлением конъюнктуры.

Основные принципы работы Госплана сводятся к тому, что область не будет брать в долг — жить предстоит по средствам. Все планирование ведется в интересах социального развития. Все ведомства координируют свои планы работы с областным планом. Государство защищает интересы народа, работает в его интересах, а не в интересах олигархов. Планирование на пять лет вводится с учетом опыта СССР и Китая: такой срок позволяет сочетать решение кратко- и долгосрочных задач.

Первая задача Госплана — повышение заработной платы бюджетников, в том числе за счет введения региональных надбавок. В идеале заработная плата бюджетников должна выйти на первое место в Сибирском федеральном округе. Для этого губернатор поручил правительству провести мониторинг заработной платы бюджетников в СФО.

Вторая задача — обеспечить продовольственную безопасность региона. В 2017 году был собран рекордный урожай зерновых — 871 тыс. тонн, к 2020 году губернатор предлагает выйти на рубеж в 1 млн тонн. Дано поручение министерству сельского хозяйства создать систему потребительских кооперативов и скупки продуктов у дачников. Третья задача — поддержать приемлемые для населения цены на потребительские товары. Четвертая задача — удержать тарифы на энергоресурсы на приемлемом уровне. Правительству, и в первую очередь министерству ЖКХ, поручили найти правовые механизмы сдерживания тарифов на уровне инфляции. Пятая задача — продолжить политику импортозамещения и сокращения ввоза товаров из других регионов. В строительстве, например, используется много материалов, которые можно было бы выпускать на территории области.

Шестая задача — строить 1 млн квадратных метров жилья в год. Нельзя заставлять строителей продавать жилье ниже себестоимости, но можно сделать себестоимость ниже, в том числе через создание промышленности строительных материалов. Параллельно нужно решать проблемы обманутых дольщиков. «Такой проблемы в Иркутской области быть не должно», — подчеркнул губернатор. Седьмая задача — снижение стоимости строительства социальных объектов за счет бюджета. Эту задачу можно решить хотя бы за счет использования типовых проектов. Восьмая задача — качественное улучшение медицинского обслуживания. За пять лет уровень удовлетворенности населения качеством медицины необходимо увеличить в два раза. Область должна выполнить задачу, поставленную президентом, заключающуюся в том, что средняя продолжительность жизни должна достичь 80 лет (сейчас она составляет 68 лет).

Девятая задача — продолжение борьбы с незаконными рубками. В первом полугодии 2018 года по сравнению с 2017 годом снижение составило 47 процентов. Десятая задача — снижение экологической нагрузки в районах работы крупных промышленных предприятий. Правительству поручено составить план снижения выбросов и включения мероприятий по этой задачи в региональные экологические планы. Одиннадцатая задача — улучшение качества дорог. В целом областные и федеральные дороги находятся в удовлетворительном состоянии, но население недовольно положением дел в городах и ежегодным ремонтом одних и тех же ям. Недопустимо, что дорожное полотно выходит из строя на следующий год после ремонта.

— Такими я вижу цели и задачи, которые лягут в основу первого пятилетнего плана. Прошу все министерства подготовить свои предложения и передать мне лично. Ответственный секретарь нашего комитета Николай Миронов — это эксперт федерального уровня, он тоже будет координировать нашу работу. К 1 сентября мы должны иметь основные пункты и развернутые пути их решения, — подчеркнул Сергей Левченко. — Давайте вместе искать решения, а не отговорки.

Лесной комплекс как пример

Доклад доктора экономических наук, директора Института региональных экономических исследований Петра Бурака оказался чуть менее конкретным, чем последовательный и четкий доклад губернатора. Институт региональных экономических исследований был создан в середине 1970-х годов как институт планирования города Москвы и занимался разработкой методик планирования. Сегодня, когда технологии планирования уже подзабыты, правительству Иркутской области необходимо обеспечить соответствующими документами всех участников процесса. В противном случае каждое министерство и каждая муниципальная администрация представит предложения в собственном уникальном формате. Сведение таких документов в единое целое станет отдельной проблемой, без которой можно было бы обойтись.

Министр лесного комплекса Сергей Шеверда поделился опытом работы своего министерства, в котором все планы борьбы с незаконными рубками и повышения экономической отдачи отрасли были проработаны заранее. Каждый шаг, каждое решение вытекало из сложившейся ситуации и создавало почву для последующих действий. Основные проекты борьбы прошли обкатку в двух районах, где фиксировали 76 процентов незаконных рубок. Результат оказался лучше всех ожиданий: сейчас в этих районах идет снижение незаконной рубки на 35-40 процентов. Не до конца решена задача обеспечения граждан лесными материалами для строительства, но министерство разработало комплект законопроектов, который может быть принят уже на осенних сессиях Законодательного собрания. Налоговая отдача с одного кубометра заготовленного леса увеличилась с 81 рубля в 2015 году до 210 в 2018 году.

Вся работа ведется по заранее проработанному плану. Компания «Маккензи» подготовит для Иркутской области стратегию развития лесного комплекса до 2030 года. При этом часть на среднесрочную перспективу уже реализуется. Иркутская область существенно уступает другим регионам по созданию добавленной стоимости на кубометр спиленного леса: у нас она составляет около 2 тыс. рублей, в то время как, например, в Республике Коми — более 4,3 тыс. рублей.

— Вся древесина без остатка должна быть переработана на территории Иркутской области, даже из опилок нужно производить топливные брикеты. Мы можем увеличить налоговую отдачу до 17 млрд рублей, создать дополнительно 4 тыс. новых рабочих мест и в два раза повысить производительность труда. Использование недревесных лесных ресурсов может быть увеличено в 15 раз, сейчас оно у нас очень маленькое, — заявил Сергей Шеверда.

Стратегия развития лесного комплекса уже прошла обсуждение с губернатором и в министерствах областного правительства. В июле и августе ее обговорят с лесопользователями и руководством муниципальных образований.

— Мы договаривались о разработке стратегии с министерством в прошлом году. Вы видите, что сейчас это уже действующий документ. Мы нашли механизмы выделения пиломатериалов, особенно в сельской местности. Раньше это была лесосека, каждый искал для себя возможности спилить, вывезти и переработать, а сейчас мы сменили подход. И пусть пока еще не создан единый лесхоз, можно каждого желающего построить дом в сельской местности снабдить пиломатериалами. Это пример комплексного подхода, ведь за счет этого механизма мы еще и сократили рубки. Задача для всех одна: не вывозить из области сырье, а вывозить готовые изделия. В лесной отрасли рост вывоза готовой продукции — 10 процентов в год. Есть объективные трудности: по федеральному законодательству вывозить за рубеж сырье выгоднее, но мы постараемся это изменить, — прокомментировал доклад министра Сергей Левченко.

Губернатор признал, что стратегия развития лесного комплекса «не идеальный пример», но, тем не менее, он существует и работает. Участники заседания высказали несколько предложений. Например, включить в «задачи» развитие туристического комплекса. Разработка плана развития области на длительный срок невозможна и без сотрудничества с высшими учебными заведениями. Кроме того, министерству здравоохранения нужно начать сотрудничество с ведущими производителями медицинского оборудования и обучать не только врачей, но и техников, которые будут работать в сервисных центрах. Логически из этого предложения следовало и поручение министерству сельского хозяйства: обустроить в области производство сельхозтехники, а вузам — начать подготовку специалистов для ее разработки, производства и обслуживания. Министр экономического развития Евгений Орачевский поддержал выбранный срок планирования: если горизонт планирования превышает 5 лет, чиновники начинают думать, что это еще очень далеко, и работа практически останавливается.

Ректор ИГУ Игорь Бычков признался, что задачи, поставленные губернатором, настолько существенные, что осмыслить их за полчаса он не смог, и просит дать ему время для размышлений. Понятно, что все задачи базовые, что, кроме леса, у области есть и другие ресурсы, над развитием производства и переработкой которых еще предстоит думать. Не до конца понятно, чем будет пятилетний план — рекомендациями или прямым руководством к действию? Губернатор пояснил, что проект положения о плане поступит всем участникам, но очевидно, что такой план законами не предусмотрен, и потому он будет только рекомендательным. Это не означает, что планом можно будет пренебречь.

— Все, что было сказано, — прямое руководство к действию. Мы с вами вышли на проекты, которые требуют горизонта планирования больше, чем год или два. Без увязки в единый комплекс мы ничего не добьемся, без мобилизации управленческого ресурса тоже. Наша задача — приложить максимум усилий и создать единую систему, которая повысит производительность труда и уровень доходов граждан. Без поддержки и стимулирования людей будет очень сложно достичь той задачи, которую поставил губернатор. Прошу всех министров приложить усилия, — отметил председатель правительства Руслан Болотов.

— Поздравляю вас с началом работы! Надеюсь, что при помощи нового комитета мы сделаем процесс планирования понятным для всех и целостным, — подвел итог Сергей Левченко.


По вопросам рекламы и сотрудничества звоните
+7 999 420-42-00

 

Кому из тех, чья судьба связана с Иркутском, следует установить памятник (бюст)?

Яндекс.Метрика