Депутат Дикунов предлагает «отнять». Мэры — против
В ходе заседания 64-й сессии Законодательного собрания 4 июня 2018 года в первом чтении был принят законопроект, предлагающий внести изменения в статью 7 областного закона № 134-ОЗ «О статусе административного центра Иркутской области». «Крохотная» поправка — в тексте закона, где говорится о выделении средств из регионального бюджета в казну Иркутска, меняется лишь одна цифра и доля увеличивается с 0,2 до 2,2 процента — означает, что областной центр будет получать на 2 млрд рублей больше, чем сейчас. Казалось бы, благое дело, но реальность гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд.
Фото: vpravda.ru
За три года размер субсидии, которую Иркутск получает из областного бюджета, вырос с 461 млн в 2014 году до 1,08 млрд рублей в 2017-м — в 2,35 раза. Субсидии предоставляются городу «на софинансирование мероприятий по развитию социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры в рамках государственных региональных программ» — то есть на то, чем фактически пользуются не только горожане, но и те жители и гости Прибайкалья, которые приезжают в областной центр на более или менее длительное время. Фактически, по информации министерства финансов области, Иркутск получает больше, чем определенные законом 0,2 процента от бюджета региона: в 2016 году город получил 0,38 процента, в 2017-м — 1,05 процента. Никто не станет отрицать, что действующее правительство, созданное после прихода к власти губернатора Сергея Левченко, признает необходимость развития областного центра и деятельно поддерживает городскую администрацию. Благо рост налоговых доходов областной казны это позволяет: с 2013 по 2016 год доходная часть бюджета выросла на 41 процент.
Накануне сессии губернатор Иркутской области Сергей Левченко предложил депутатам установить финансовый механизм, который мог бы стимулировать органы местного самоуправления Иркутска к более эффективной работе с собственной доходной базой. Суть изменений могла состоять в том, что Иркутск по-прежнему будет получать не менее 0,2 процента от налоговых доходов областного бюджета, а дополнительно еще и сумму прироста налоговых и неналоговых доходов, которую сам город покажет в течение отчетного финансового года. Авторы инициативы об увеличении субсидии в 11 раз депутаты Эдуард Дикунов и Владимир Чеботарев восприняли это предложение без особого восторга, а вот руководство Законодательного собрания было готово пойти на компромисс. Правительству предложили создать совместную рабочую группу, проработать законопроект перед вторым чтением и принять уже осенью в новом составе депутатского корпуса. В промежутке между 64-й и 65-й сессией (которая пройдет 27–28 июня) депутаты неожиданно изменили свое решение и сейчас известно, что вопрос выносится на последнюю для нынешнего созыва Законодательного собрания сессию.
Перераспределение средств областного бюджета — весьма болезненная тема для всех, кто живет при его поддержке, будь то целые отрасли (образование, здравоохранение, социальная защита или сельское хозяйство) или отдельные территории, чьи бюджеты, к сожалению, зависят от дотаций из регионального бюджета. Мэры нескольких городов и районов прокомментировали решения депутатского корпуса.
По сравнению с другими территориями Иркутск и без того пользуется особым статусом, поэтому на мой взгляд дополнительные льготы сегодня неприемлемы. Совсем недавно депутаты обсуждали предложения мэров Братска Сергея Серебренникова и Ангарского городского округа Сергея Петрова о перераспределении налогов — но там даже сам Петров от этой идеи отказался. Просто по опыту прошлого при любом перераспределении больше всех получает Иркутск, по одному только налогу по упрощенной системе — более 800 млн рублей. Мы ничего не получили. Поэтому я лично против инициативы Дикунова.
Олег Боровский
мэр Саянска
Мы против такого решения. Бюджет Зимы не сбалансирован — и то нам областной бюджет ничего добавить не может, а тут 2 млрд просто уходит в Иркутск. Нам на год дали кое-что с учетом «Народных инициатив», и то мы не смогли справиться, в прошлом году сбалансировали бюджет только за счет областной помощи. Если в региональном бюджете есть деньги — пусть сначала нас сбалансируют, потом дают Иркутску. Областной центр и так все имеет.
Андрей Коновалов
мэр Зимы
Я против законопроекта в том виде, в каком он был подан и обсуждается депутатами. Наш район относится к первой группе дотационности, и, тем не менее, на сегодняшний день в связи с изменением минимального размера оплаты труда и у нас, и во всех территориях области проблема бюджета встанет очень остро. Мы еще не знаем, какие средства понадобятся муниципалитетам дополнительно и поэтому я против таких решений в настоящее время.
Сергей Чонский
мэр Катангского района
Я прекрасно понимаю мэра и администрацию Иркутска: задача любого мэра — привлечь как можно больше средств на свою территорию. Но это не должно делаться в ущерб другим государственным задачам. Сегодня вся система налогообложения в государстве построена таким образом, что большая часть денег достается крупным населенным пунктам. Мелкие населенные пункты и территории, к каким я отношу наш Бодайбинский район и каких в нашей области большинство, от этого страдают. Когда возникают подобные инициативы о перераспределении областных средств, за счет которых выживает большая часть территорий, принимать их нельзя. Люди ищут, где жизнь лучше — а лучше она там, где вкладываются достаточные финансовые средства, то есть в больших городах. Посмотрите на Москву, посмотрите на Иркутск — там постоянно идет развитие, стройки, ремонты. Но не в ущерб же мелким населенным пунктам! Деньги уже распределены на дотации и субсидии, что же это теперь секвестировать? На мой взгляд, нужно добиваться внесения изменений в Бюджетный кодекс РФ, нужно, чтобы все населенные пункты получали больше, чем сегодня. Сейчас распределение идет в пользу федерального центра. Я против этой инициативы, если пострадают малонаселенные пункты нашей области.
Депутатский корпус второго созыва если чем и прославился, то вовсе не постоянством в принятии решений и проведении какой-то единообразной политики. Приняв законопроект Дикунова—Чеботарева в первом чтении, на 65-й сессии ЗС может отказаться от продолжения работы и отложить документ до лучших времен. Если же этого не случится, многим районам области придется рассчитывать лишь на собственные силы — областной бюджет им уже ничем не поможет.
Евгений Юмашев
мэр города Бодайбо и района