Кадастровая наценка
Новая система налогообложения торговых и административно-деловых центров может привести к росту цен на товары и услуги — к такому мнению пришли предприниматели Иркутской области. Сегодня, 12 октября, комитет по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству Законодательного собрания региона провел круглый стол, посвященный проблемам и перспективам перехода на налогообложение, основанное на кадастровой оценке такого недвижимого имущества.
С федеральным законом не спорят
Открыла заседание председатель бюджетного комитета Наталья Дикусарова. Она напомнила, что проект закона о переходе на новую систему был внесен в Заксобрание, но пока не прошел ни одной процедуры обсуждения в комитете — депутаты сразу решили, что нужно рассмотреть эту идею с предпринимателями.
— К сожалению, такого обсуждения не произошло до внесения в ЗС, хотя мы работали над документом давно, в том числе на площадке уполномоченного по защите прав предпринимателей. Очень прошу всех высказаться, — обратилась к присутствующим депутат.
Министр имущественных отношений области Владислав Сухорученко сделал основной доклад с прогнозом последствий введения новой системы налогообложения. Министр напомнил, что решение о переходе на кадастровую оценку было принято на государственном уровне, федеральные власти установили и точный срок — региональные законы должны вступить в действие до 2020 года. При этом федеральный закон установил градацию объектов по их площади и установил порядок, по которому будет проводиться кадастровая оценка от самых больших до самых скромных.
— Мы проводили обсуждение этого законопроекта с прокуратурой и налоговыми органами, и уже сейчас будем предлагать внесение двух изменений, уточняющих допустимые действия собственников, которые наверняка захотят разделить свои объекты на части, чтобы перейти на новую систему как можно позже, — отметил Владислав Сухорученко. — В целом мы считаем, что бремя налогообложения будет допустимым, потому что не превысит 5 % от оборота центров и комплексов.
Отвечая на вопрос депутата Ольги Носенко, министр сообщил, что в Иркутской области по данным Росреестра имеется 999 объектов, классифицированных как торгово-административные центра или комплексы, и имеющих общую площадь более 1 тыс. м². Глава минимущества признал, что предприниматели переложат новые налоги на плечи потребителей, просто включив их в стоимость товаров. Конечно, для кого-то это означает снижение прибыли, но предварительные подсчеты показали, что снижение будет некритичным и не приведет к разорению представителей бизнес-сообщества.
Председатель Общественной организации предпринимателей Иркутской области Ильдус Галяутдинов привел участникам круглого стола собственные расчеты, доказывающие, что в России последние 15 лет число предпринимателей малого и среднего уровня не растет, как и число их работников. Анонимный опрос среди предпринимателей показал, что при переходе на кадастровую оценку реальный рост налоговой нагрузки происходит не на 5 %, а во много раз — были примеры роста на 275, 150 и 120 % соответственно.
— Вместо роста поступлений вы получите отказ от уплаты налогов и дырку в бюджете. При ставке 5 % перестанут работать почти все, при ставке 0,5 % останется треть. Большинство пойдет по пути консервации 80 % своих площадей, ужмутся и будут работать на 20 %. У нас в Братске была попытка перейти на кадастровую оценку — сразу все ушли в тень. Никто из реальных предпринимателей не имеет сверхприбылей, даже прибыли они не имеют — выживают кое-как. Что делать? Надо поднимать порог обложения до 3 тыс. или 5 тыс. м². Этот закон против тех, кто работает в старых помещениях, они сразу начинают проигрывать; этот закон в пользу новых отдельных зданий. Если хотите сохранить малый бизнес — снижайте ставку, хотя бы до 2 %, — заявил Галяутдинов.
Не согласны? Возражайте!
Владислав Сухорученко не согласился с этой оценкой: по его мнению, арендаторы помещений не являются собственниками объектов недвижимости и не платят налог на недвижимость, от закона могут пострадать только рантье, живущие сдачей площадей. Кроме того, считает министр, расчеты Галяутдинова основаны не на объективной оценке, а на субъективных и эмоциональных высказываниях предпринимателей. Проверить достоверность этих данных невозможно. Более того, большинство регионов переходят на новую систему налогообложения сразу для объектов недвижимости всех размеров, правительство Иркутской области предлагает переход постепенный и очень щадящий. Предварительная кадастровая оценка крупных торговых центров уже была проведена, результаты размещены на общедоступных сайтах, и ни один предприниматель не оспорил их, подчеркнул глава имущественного ведомства.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области Алексей Москаленко заявил, что расчеты министерства финансов региона об изменении налогового бремени для малого и среднего бизнеса представляются ему неправильными. Аналогичные расчеты были сделаны территориальным управлением Федеральной налоговой службы, и эти данные отличаются от справки правительства, данной депутатам. Министр Сухорученко попросил представить методику, по которой считали налоговые органы.
— Вы нам предлагаете поверить вашему чутью, которое говорит о негативных последствиях для бизнеса. Такой методики нет, потому что в одинаковых условиях предприниматели ведут себя по-разному, никто не может предсказать, какие методы работы выберет тот или иной человек. А от личного поведения зависит и бизнес-модель, и последствия для бюджета, — заявил министр. — Мы уже обсуждали на рабочей группе реальные результаты, полученные в разных регионах. Но даже там, где закон введен, никто не может сказать, подействовал он на снижение предпринимательской активности или нет — потому что действует много факторов макроэкономики.
Ильдус Галяутдинов назвал предложения правительства «безграмотными и неэффективными». Муниципальные власти, например, вводили (своей властью) 2-процентный налог на землю, основанный на кадастровой оценке, но не получили расчетной отдачи в бюджет. Министр Сухорученко объяснил это явление тем, что муниципальные власти ошиблись в своей оценке земель, которая была много раз оспорена предпринимателями — именно из-за этого и не были получены расчетные суммы налоговой отдачи.
Предприниматель Иван Брилка подтвердил слова министра: кадастровая оценка его участков была проведена неправильно, и он лично потратил полгода на то, чтобы через суд понизить ее в два раза. С другой стороны, предприниматель Брилка не нашел информацию о кадастровой оценке принадлежащих ему объектов — хотя очень старался.
— Я построил офисное здание площадью 3 тыс. м², по 50 тысяч за «квадрат». При ставке 2 % придется платить дополнительно 3 млн рублей в год, или 83 рубля с «квадрата» в месяц, при том что сегодня цена аренды — 500 рублей за «квадрат». Нет там сверхприбылей, если пересчитать и суммировать все налоги, все коммунальные расходы и новый налог. Никто из арендодателей не будет платить эту нагрузку, она вся перейдет на арендаторов, а с арендаторов на каждого из нас. Не надо нас сравнивать с Москвой, с Екатеринбургом, с другими городами, у нас совершенно иная предпринимательская среда. Начинайте переговоры с предпринимателями, обсуждайте ставку 0,2 или 0,3 %, иначе мы будем дробиться, — заявил Иван Брилка.
Председатель Законодательного собрания Сергей Брилка признал, что далеко не все понимает в расчетах Ильдуса Галяутдинова, но из уже прозвучавших выступлений и предварительных консультаций с предпринимателями понятно: их новый порядок не устраивает и пугает.
— Иркутская область и так уже задержалась с введением этого порядка, три года мы ждали и смотрели, что происходит в других регионах. Меня как председателя ЗС тревожит, что мы можем сегодня принять неправильное решение, а потом будем в СМИ обсуждать, какой неправильный закон приняли. Нужно собраться всем предпринимательским объединениям, правительству, депутатам, провести анализ и принять взвешенное решение. Москва, конечно, давно приняла решение о тотальном переходе на такое обложение, но Москва — совершенно особый субъект федерации. Нам же нужно проделать большую работу, чтобы сделать все правильно. А мы пока собираемся раз от раза и движемся какими-то скачками, — сказал Сергей Брилка.
Спорить с этим предложением никто не стал, но каким должен быть новый налоговый режим, чтобы удовлетворить все требования, никто не знает. Предприниматели предлагают ввести новый режим для всех, но по минимальной ставке — просто для того, чтобы уйти от бесконечных разговоров и посмотреть на последствия на практике. Многие предприниматели, хотя и приняли приглашение депутатов, и пришли на заседание круглого стола, говорить о своих проблемах не хотели категорически — даже после настоятельных просьб Натальи Дикусаровой высказались далеко не все. Те немногие, кто все-таки выступил, признавали: все обсуждения идут на эмоциях, фактов, примеров и расчетов очень мало.
Как всегда масла в огонь подлила Ассоциация муниципальных образований: ее представитель Зоя Масловская процитировала слова одного из мэров, который полагает, что «сегодня проще всех предпринимателей поставить к стенке и расстрелять». Большинство мэров уверены в том, что новый закон ничего не даст местным бюджетам. Между Владиславом Сухорученко и Зоей Масловской возник небольшой спор о специфике налогообложения в Иркутской области, завершившийся ничем — стороны остались при своем мнении, не сумев переубедить друг друга.
Заместитель председателя правительства Виктор Кондрашов предложил министерству финансов провести дополнительный анализ ситуации и подсчитать размеры налогов для разных объектов при ставке 0,2 %, затем 0,5 и 2 %. Представитель министерства принял это поручение к исполнению.