Бюджет Иркутской области: баланс трех точек зрения
Законодательное собрание Иркутской области начало подготовку к очередной сессии. Комитет по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству 8 апреля начал работу с рассмотрения отчета о мерах, принятых для реализации постановления ЗС «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов». У правительства области, депутатов парламента Прибайкалья и муниципальных образований есть три точки зрения на сложившуюся ситуацию — и они должны сойтись в единую линию исполнения бюджета.
Объем помощи муниципальным образованиям увеличат
Доклад по единственному вопросу повестки сделала председатель комитета Наталья Дикусарова, открывшая заседание словами благодарности в адрес правительства области — министры явились на заседание вовремя и в большом количестве. Депутаты решили начать с вопроса о финансовом положении муниципальных образований и межбюджетных отношениях. Министр финансов Наталия Бояринова сообщила, что правительство регулярно увеличивает финансовую помощь муниципальным образованиям. Так, в 2015 году она составляла 4,9 млрд, по итогам 2018 года — 9,2 млрд, при этом на начало 2018 года поддержка была запланирована всего на 7,8 млрд.
На майской сессии правительство предлагает увеличить размер межбюджетных трансфертов до 9,8 млрд. То есть уже в мае муниципалитеты получат больше, чем за весь 2018 год. Правительство считает бюджеты городов и районов в достаточной мере сбалансированными и предлагает депутатам ЗС поработать над оказанием помощи бюджетам поселений. В первую очередь средства необходимо направить на выплату заработной платы работникам бюджетных учреждений.
Депутат Гавриил Франтенко попросил объяснить, почему правительство региона предлагает увеличить размер софинансирования для муниципальных образований с 5 до 13 процентов. По информации депутата, в Усолье-Сибирском это решение приведет к дефициту местного бюджета в несколько десятков миллионов рублей.
— Зачем тогда называть наш город территорией опережающего развития? У нас много других проблем: если мы сейчас пытаемся открыть небольшую фабрику мороженого, то у нас пакет документов на согласование и экспертизы превышает 12 кг. Если город войдет во все проекты, бюджета не останется. Может быть, таким моногородам и ТОСЭР нужно установить особый подход к софинансированию? — поинтересовался депутат.
Министр финансов напомнила, что законопроект о единых подходах к софинансированию муниципальных образований приняли в 2018 году по инициативе администрации Братска. Когда правительство и депутаты формировали бюджет области на 2019 год, никто еще не знал ни размеров бюджетных остатков, ни дополнительных поступлений, поэтому никто не мог рассчитать и объемы участия муниципальных образований в различных программах и проектах. Правительство не может установить индивидуальный подход к той или иной территории, поскольку это противоречит и областному закону, и антикоррупционным принципам.
Тем не менее, учитывая сложную ситуацию, статус моногорода и другие обстоятельства, правительство изыскивает возможности для оказания дополнительной помощи отдельным городам. Усолье-Сибирское в 2015 году получало из областного бюджета около 40 млн рублей, в 2018 году — около 90 млн, а в 2019 году вступило с запланированной дополнительной помощью, превышающей уже 130 млн рублей. Правительство против того, чтобы муниципальные образования снимали средства, например, с заработной платы, и переводили эти средства на другие цели. В первом квартале уже состоялись рассмотрения бюджетов всех муниципальных образований в правительстве, принято решение об оказании всем муниципалитетам дополнительной финансовой помощи.
Комментируя вопрос депутата Георгия Любенкова, принимавшего участие в заседании по видеосвязи, Наталия Бояринова пояснила депутатам, что существуют программы, в которых размер софинансирования из местного бюджета может превышать 50 процентов. Это программы, получающие софинансирование из федерального бюджета. Братск, о проблемах которого говорил депутат Любенков, получает средства на софинансирование всех программ и проектов, куда он смог войти. Если на начало 2018 года для Братска было запланировано всего 3 млн рублей, то по итогам года город получил около 120 млн рублей.
— Не могу согласиться с тем, что распределение трансфертов непрозрачно и непонятно, методика расчетов входит в пакет документов при принятии бюджета, все депутаты и муниципалитеты его получают. Кроме того, все предложения с территорий обсуждают члены Регионального совета, в который входят представители муниципальных образований и других органов. Решения по распределению средств принимаются коллегиально, а не решением министерства или лично министра, — подчеркнула Наталия Бояринова. — Если у депутатов есть информация о просроченных выплатах по заработной плате, я прошу передать ее в правительство. На 31 марта ни одна территория не заявила о наличии такой задолженности.
Председатель комитета Наталья Дикусарова согласилась с этим предложением: ни одна территория не признается в наличии такой задолженности, поскольку это может повлечь ответственность вплоть до уголовной.
Кто тут главный по мусору?
Министр природных ресурсов и экологии Андрей Крючков, которому предстояло отвечать по вопросу о порядке обращения с ТБО, начал с ответа депутату Франтенко. Вопреки информации, озвученной депутатом из Усолья, проект ликвидации отходов на «Усольехимпроме» не исключен из федеральной целевой программы. Средства включены в паспорт проекта, технические вопросы решаются, документация находится на экспертизе в Красноярске. Опасения депутата понятны, но оснований для них нет.
Что касается вопроса создания инфраструктуры для переработки твердых коммунальных отходов, то многие муниципальные образования ведут себя так, будто о существовании у них бытового мусора они узнали только 1 января 2019 года, в момент вступления в силу нового федерального закона об обращении с отходами. Правительство готово выделить средства на создание площадок для сбора ТКО для всех муниципалитетов и ставит в пример Чуну — там есть все необходимые площадки для сбора отходов, куплены все контейнеры, готов проект площадки для сбора ТКО. В 2019 году в Иркутской области завершат строительство полигона для переработки отходов в Черемховском районе, все готово для ликвидации всех незаконных свалок во всех городских округах.
Правительство области и министерство природных ресурсов взяли на контроль каждый факт взимания платы за сбор и утилизацию ТКО по двойному тарифу. Минприроды области ежемесячно отчитывается по этому вопросу перед федеральным министерством, наиболее плотно этой задачей занимается служба жилищного надзора Иркутской области. Депутаты высказали замечания к правительству и региональным операторам по поводу уборки несанкционированных свалок: зачастую на бюджетные средства просто очищается место, на которое вскоре после уборки местные жители снова начинают вывозить мусор. У депутатов (да и, наверное, ни у кого другого) пока нет рецепта борьбы с этой проблемой. Но, скорее всего, ее поручат именно региональным операторам.
Депутаты высказали недоумение тем фактом, что работающий в регионе региональный оператор зарегистрирован за пределами области. Министр Андрей Крючков напомнил, что по федеральному законодательству региональный оператор должен быть зарегистрирован в Российской Федерации. И это требование выполнено. В 2018 году руководство регионального оператора обещало провести перерегистрацию на территории области, и депутаты намерены напомнить компании об этом обещании.
Депутаты и представители правительства подробно обсудили вопрос о дифференциации заработной платы для работников бюджетной сферы, а о проблема финансирования Тофаларии (в первую очередь электроснабжение населенных пунктов) поговорили лишь «вкратце». Поскольку один из депутатов планирует подать на очередной сессии депутатский запрос. Представитель министерства ЖКХ сообщил, что в поселке Нерха построена новая дизельно-солнечной электростанция, которая позволила всего за год работы сэкономить 111 тонн топлива и сократить тем самым расходы местного бюджета. В поселке Алыгджер проведены мероприятия по реорганизации местных сетей, и в 2019 году правительство досрочно примет у подрядчика готовые работы. Планируется строительство ЛЭП 220 кВ из Иркутской области в Тыву, от нее можно будет сделать отвод для Тофаларии и создать для территории еще один источник энергии. Эти действия не решают проблему транспортной доступности, но все-таки существенно улучшают социально-экономическую обстановку в одном из самых сложных и изолированных районов области.
Депутаты обсудили с правительством еще несколько вопросов, в том числе финансирование строительства и предоставления жилья для детей-сирот, введение бесплатного школьного питания для отдельных категорий школьников и другие актуальные проблемы.