Антон Логашов: «Антикризисный план областного правительства оправдался на 100 %»
Заместитель председателя правительства Иркутской области Антон Логашов провел 7 сентября пресс-конференцию и рассказал о текущем состоянии экономики региона. По мнению куратора экономического блока правительства, главным свидетельством успешной реализации антикризисного плана стал рост поступлений налога на прибыль предприятий.
Антон Логашов. Фото Яны Ушаковой
Бюджет меняется к лучшему
С особой гордостью заместитель председателя правительства рассказывает о работе с налогоплательщиками, представляющими лесную отрасль: если в 2014 году поступления составляли всего 1,3 млрд рублей, в 2015-м — 1,6 млрд, то за восемь месяцев 2016 года — уже более 2 млрд рублей.
— На начало года план поступлений по налогу на прибыль предприятий составлял 28 млрд рублей, сегодня мы корректировались, управление Федеральной налоговой службы это подтверждает, и рассчитываем собрать 30 млрд. За счет чего нам удалось увеличить поступления сразу на два миллиарда? Напомню, что в антикризисном плане каждый руководитель, включая губернатора, закреплен за крупной вертикально-интегрированной компанией, каждый из нас ведет повседневную работу с этой компанией. И сразу видно, что эта работа приносит свои позитивные плоды. Еще два основных налога — это налог на доходы физических лиц и налог на имущество, по ним также есть положительная динамика. Если смотреть по Российской Федерации, то по темпам роста мы находимся на восьмом месте, то есть мы с 74 места перешли сразу на 8. Если говорить по налогу на прибыль, то мы поднялись с 59 на 17 место. Результаты очень неплохие и мы должны до конца года эту тенденцию сохранить, — рассказал Антон Логашов.
Как и в прошлые годы бюджет несет значительную социальную нагрузку. Доходная часть бюджета составляет 105,4 млрд рублей, расходная — 113,4 млрд, из которых более 81 млрд — это именно социальные расходы. Антон Логашов напомнил, что на сайте областного правительства есть подробная схема с разбивкой расходов по всем направлениям: образование — более 34 млрд, здравоохранение — 24 млрд, социальная защита — более 21 млрд, остаток (около 2 млрд) распределяется на культуру и другие вопросы. Муниципальные образования через межбюджетные трансферты получают около 35 % расходной части бюджета, в том числе в виде субвенций на исполнение областных полномочий, в качестве субсидий на софинансирование различных программ и как дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности.
— Мы работаем с каждым муниципальным образованием в индивидуальном порядке и помогаем тем, у кого сложная ситуация, — заверил Антон Логашов. — В отношениях с федеральным центром мы участвуем в 18 федеральных программах, 13 государственных целевых программах, претендуем на получение 10,2 млрд рублей на различные мероприятия. Получена часть средств на строительство такого важного объекта, как канализационные очистные сооружения Иркутска — уже получено более 700 млн рублей. Работа идет очень хорошо и все заявленные суммы мы должны получить. Кроме этого мы получаем субсидии и субвенции из федерального бюджета, а вот получим ли на выравнивание — неизвестно, потому что дела идут достаточно хорошо. Министерство финансов РФ эту ситуацию видит и есть регионы, у которых ситуация гораздо хуже — помогать будут в первую очередь им.
Правительство области, в свою очередь, готово оказывать дополнительную помощь муниципальным образованиям, оказавшимся в сложном положении — например, при очередной корректировке на ближайшей сессии Законодательного собрания в октябре. Правительство уже готовит соответствующие поправки, но при этом будет всемерно усиливать контроль за тратами. Не секрет, что целевые трансферты, предназначенные для выплаты долгов за уже потребленные коммунальные ресурсы, в муниципальных образованиях зачастую тратят на заработную плату сотрудников администрации и самих мэров. Правительство, заверил Антон Логашов, с каждым мэром, замеченным в подобных делах, ведет работу в «ручном режиме».
По данным зампреда, государственный долг Иркутской области за прошедшие месяцы 2016 года не только сократился, но и претерпел качественные изменения. На 1 января 2016 года долг составлял 21,6 млрд, на 1 сентября он сократился до 19 млрд; при этом если на начало года 15 млрд составляли кредиты коммерческих банков, полученные под большие проценты, то теперь коммерческие кредиты составляют всего 4,6 млрд рублей, а остальная сумма — бюджетные кредиты, полученные под 0,1 %. Это позволило правительству «разгрузить» бюджет от обязательных платежей по обслуживанию коммерческих кредитов.
Есть, впрочем, и другие тенденции: некоторые крупные компании заявляют о переплате налога на прибыль, допущенной в прошлые годы и требуют возврата средств. Правительство области ведет переговоры о том, чтобы подобные возвраты были выплачены с той же рассрочкой, как накапливались — то есть не в один день, а на протяжении двух или трех лет. Антон Логашов назвал такие переговоры «нормальной живой работой».
Представители правительства Иркутской области обучаются по программе федерального Фонда развития моногородов в Сколково — Антон Логашов, например, учится по Усолье-Сибирскому. В перспективе это позволит разработать проект развития города, в котором будет проведен полный анализ состояния территории — кто проживает, чем занимаются люди, чем увлекаются, почему происходит отток населения и что можно сделать в сложившейся ситуации. Уже в конце сентября предстоит защита проектов, в которой примут участие заместитель председателя правительства РФ Игорь Шувалов, глава Сбербанка Герман Греф и другие члены федеральной комиссии по развитию моногородов. Каждый субъект должен будет отчитаться в том, как будет меняться ситуация в моногородах.
— Первый шаг мы уже сделали — Усолье-Сибирское получило статус территории опережающего развития и можно приглашать новых резидентов. Основные требования — создать более 20 рабочих мест и принести более 5 млн рублей в виде инвестиций. Преференции уникальные: в течение 10 лет налог на прибыль — ноль, налог на имущество — ноль. Социальные выплаты для обычных предприятий составляют 36 % — там они будут 7,6 %. Когда потенциальные резиденты составляют свои бизнес-планы, они видят, что эти преференции дают им возможность благополучно развиваться на протяжении десяти лет. Первый резидент уже есть, это фармацевтический кластер и они нам пообещали, что уже в декабре первое небольшое производство запустят. Следующий на очереди — Байкальск, там ситуация очень сложная, но стабилизировать ее можно, — заявил Антон Логашов.
Стратегия с приложениями
По действующим в экономике России законам и правилам, у правительства любого региона не так много рычагов для воздействия на экономику, как хотелось бы. Правительство должно работать с вертикально-интегрированными компаниями, предприятия которых разбросаны по всей стране, поэтому региональные власти видят одной из своих важнейших задач перенос места уплаты налогов такими компаниями на территорию области.
Стратегия развития Иркутской области до 2030 года прошла все необходимые согласования и презентации, работа над документом «вступила в завершающую стадию». По оценке Антона Логашова, сейчас осталось всего два этапа — представление губернатору и внесение на рассмотрение Законодательного собрания. Второй из этих этапов состоится, видимо, на октябрьской сессии.
— Основное отличие этой стратегии от предыдущих проектов состоит в том, что по требованию федерального министерства экономического развития к ней будет приложен ежегодный план реализации. То есть то, что мы запланировали в январе, к примеру, 2017 года, в декабре того же года должно совпасть с итогами развития региона — плюс-минус не более 5 %. Корректировать можно, но в начале каждого года мы должны точно понимать, что мы хотим сделать, почему сейчас и что для этого нужно сделать. Это коренное отличие от ранее принятой программы социально-экономического развития, — пояснил Антон Логашов. — Не секрет, что численность населения области сокращается, в основном за счет миграционного оттока. Наша главная цель — сделать так, чтобы эта тенденция остановилась, а с 2023 года начался рост. Президент Владимир Путин, выступая на Восточном экономическом форуме, именно на этом сделал акцент: федеральные бюджетные вливания в Дальний Восток, созданное министерство по развитию этих регионов дало результат — в экономике России рост 0,3 %, на Дальнем Востоке — 5 %. Впервые за 20 лет отмечен рост численности населения. Мы планируем рост валового регионального продукта: в 2016 году хотим достичь рубежа 1 трлн 85 млрд рублей, от этого показателя будет зависеть и рост населения.
Правительство области признает, что в экономике страны продолжаются сложные процессы, влияющие на положение дел в Иркутской области — цены на экспортные товары падают, курс национальной валюты нестабилен. Но антикризисный план уже доказал свою реалистичность и это дает правительству уверенность в том, что и Стратегия будет такой же действенной. Это будет небольшой документ объемом не более 100 страниц, реалистичный и понятный, с упором на работу правительства с уже существующими в области предприятиями давних партнеров — ВЧНГ, Сбербанк, РУСАЛ и так далее. Даже в существующих сложных условиях в Братске открылось производство компании «Фармсинтез», есть планы по созданию филиалов этой компании в Усолье-Сибирском. Корпорация развития Иркутской области, которой было множество претензий в прошлом, готовится к отчету перед Законодательным собранием — в ходе этого мероприятия будут представлены все инвестиционные проекты, которые были отобраны для получения поддержки из выделенных КРИО бюджетных средств.