Стратегия рождается в спорах
Правительство Иркутской области и депутаты Законодательного собрания приступили к подробному обсуждению Стратегии социально-экономического развития Иркутской области до 2030 года. Первая из намеченных встреч состоялась 1 декабря в рамках круглого стола, организованного комитетом по законодательству о природопользовании, экологии и сельскому хозяйству.
Фото Яны Ушаковой
Планы правительства — планы народа
Открывая встречу, председатель комитета Кузьма Алдаров напомнил участникам о протекционистской политике федерального правительства в области сельского хозяйства. Благодаря принятым в последние годы решениям Россия стала лидером по производству и экспорту зерновых культур, увеличилось производство и в других отраслях сельского хозяйства. Тем не менее проблемы у сельхозпроизводителей имеются, и для их преодоления нужны совместные усилия всех ветвей и уровней региональной власти.
Министр сельского хозяйства Илья Сумароков согласился с оценкой, которую Кузьма Алдаров дал федеральной программе импортозамещения. Министерство сельского хозяйства руководствуется в своей работе концепцией продовольственной безопасности, принятой в нашей стране в 2010 году: каждый регион должен обеспечивать себя молоком, мясом и зерновыми культурами на 80–85 процентов. Правительство готовило областную Стратегию, исходя из этих требований и сложившейся в области ситуации. Сегодня, например, бюджет 2017 года принят в первом чтении с такими параметрами, что финансирование сельского хозяйства на 14 процентов ниже, чем фактически выполнено в 2016 году, но правительство твердо обещает сельхозпроизводителям увеличение поддержки и из областного бюджета, и за счет федеральных средств.
Заместитель министра Александр Кириленко представил депутатам презентацию с основными тезисами правительственной Стратегии. В последние 10 лет сельское хозяйство Иркутской области двигалось вперед за счет реализации 123 инвестиционных проектов и нескольких программ развития фермерских хозяйств, сельской кооперации, приобретения грузовых автомобилей, спецтехники и ряда других. Все эти проекты получали поддержку из федерального бюджета. В Иркутской области есть шесть крупных предприятий, занимающихся полным циклом производства сельхозпродукции — от выращивания кормов до самостоятельной реализации продукции.
— Вот те предприятия, которые могут конкурировать на высоком уровне, предлагают глубокую переработку, и мы будем их поддерживать. В частности, «Саянский бройлер» должен увеличить производство вдвое, «Масложиркомбинат» планирует собственное производство рапса, в Тайшетском районе будет построен новый свинокомплекс. Средний бизнес мы планируем вовлекать в переработку, крестьянско-фермерские хозяйства будем вовлекать в инвестиционные проекты и программу закупки техники, — заявил Александр Кириленко. — Люди созрели, на двух районах постараемся откатать программы улучшения качества поголовья крупного рогатого скота, а потом распространим этот опыт на всю область. К 2030 году мы должны во всех районах иметь потребительские кооперативы первого уровня, для закупки продукции частных хозяйств. У нас 29 районов, занятых сельхозпроизводством — в каждом будет кооператив второго уровня, то есть уже со сбытом продукции.
Заместитель министра отметил, что схема развития сельского хозяйства включает в себя и научные разработки, и подготовку кадров для хозяйств разного уровня. В области имеется 2 млн 885 га земель сельхозназначения, среди которых 67 % — это пашня. Для регионов Сибирского федерального округа это хороший показатель, но практически половина пашни не используется и лишь половину заброшенных земель можно вернуть в оборот. За последние несколько лет удалось вернуть в оборот 37 тыс. га, причем крестьянско-фермерские хозяйства увеличили площадь обработки на 105 тыс. га, а крупные хозяйства за тот же период забросили более 60 тыс. га. Правительство планирует сделать все возможное, чтобы к 2030 году вернуть в оборот более 325 тыс. га, в том числе 25 тысяч — уже в 2017 году.
Развитие овощеводства должно полностью решить задачу обеспечения области картофелем, довести производство овощей закрытого грунта почти до 100 % потребности. Производство зерновых должно выйти на устойчивое производство 23 центнеров с гектара. Для этого необходимо усиливать предприятия, занимающиеся производством высококачественных семян. В области есть несколько селекционеров, занимающихся выращиванием картофеля и элитных семян кормовых трав. Правительство планирует довести долю элитных семян до 25 процентов от всех посевов. Органическими удобрениями будут обеспечены 500 тыс. га (сейчас 300 тысяч), масса минеральных удобрений на гектар должна вырасти вдвое.
Обеспеченность тракторами составляет 4,37 на 1 тыс. га, комбайнов имеется 1 тыс. 22 на всю область при потребности 2,5 тыс. К 2030 году тракторов должно быть не менее 10 на 1 тыс. га — для этого нужно покупать не менее 650 тракторов в год, хотя в лучшие из последних 10 лет удалось купить 120 тракторов. Серьезность намерений правительства демонстрирует и заявление Александра Кириленко: каждый год в области нужно создавать не менее двух племенных хозяйств, а заодно охватить программой искусственного осеменения половину частных хозяйств. К 2030 году будут созданы дополнительно 2,5 тыс. рабочих мест. Подготовка кадров будет продолжаться на базе аграрного университета, восьми техникумов и многочисленных программ дополнительного образования.
Правительство уделило внимание и сбыту продукции. В области уже действуют более 2 тыс. постоянных ярмарок — их количество должно увеличиваться, ярмарки будут налаживать и укреплять связи с потребительскими кооперативами второго уровня. Капитальные вложения в программы, разработанные в рамках Стратегии, составят более 22 млрд рублей, в том числе около 3 млрд планируется привлечь из федерального бюджета. Субсидии на произведенную сельхозпродукцию превысят 11 млрд рублей.
Позвольте усомниться
Участники круглого стола выслушали доклады представителей министерства с полным вниманием и большим интересом. Один из первых вопросов почему-то был не о том, что будет вложено в сельское хозяйство, а о его налоговой отдаче. Оказалось, что за девять месяцев налоговая отдача превысила 1,6 млрд рублей, страховые взносы во внебюджетные фонды — еще 1,1 млрд. Поддержка из областного бюджета за тот же период составила примерно 2,1 млрд. Депутат Борис Алексеев попросил рассказать о развитии рыбного хозяйства на имеющихся в области водохранилищах (Братском, Усть-Илимском и части Богучанского).
— Наверное, есть смысл приложить и усилия и хотя бы «хвостик» поймать от федеральных программ развития рыбного хозяйства на водохранилищах? Ущерб природе и жителям области состоялся, должна быть и польза, — сказал Борис Алексеев.
Министр Илья Сумароков согласился, что это важный момент, который, впрочем, требует проведения научно-исследовательских работ и уточнения сумм компенсации. В Иркутской области сформированы 173 рыбопромысловых и 23 рыбоводных участка. По шести рыбоводным участкам состоялись аукционы и определены организации, которые будут заниматься разведением товарной рыбы. Программа рассчитана на три года, после чего правительство оценит результаты и постарается увеличить объемы производства и список продукции.
Депутат Илья Сумароков попросил назвать тех, кто будет отвечать за реализацию Стратегии, и предложил разбить срок ее реализации на более короткие отрезки времени — по 3–5 лет
— Если к этой работе не будут подключены муниципальные образования — все это пустой звук. Кроме того, потребительский рынок сокращается, у людей нет денег, и мы идем к тому, чтобы сокращать производство. Другого выхода на рынке нет. Если нам дадут денег для продажи по цене ниже себестоимости — мы увеличим производство, а работать «на склад» никто не станет, — предупредил депутат Сумароков. — Думаю, мы должны принять закон о личном подсобном хозяйстве, ограниченном, к примеру, десятью головами крупного рогатого скота. Пусть они живут и развиваются, получают поддержку, но чтобы личных хозяйств на 1 тыс. голов не было, а то все бегут под эту крышу, чтобы налоги не платить.
Генеральный директор СХ ПАО «Белореченское» Гавриил Франтенко усомнился в реальности некоторых положений Стратегии: в его хозяйстве немецкие комбайны работают по 20–25 лет, потому что «отечественного производства сельхозтехники практически не существует», а имеющиеся образцы уступают иностранным. По мнению Франтенко, заявленная правительством Стратегия не будет реализована, если в ней не будет усилена «социальная» составляющая.
— У меня 16 автобусов каждый день собирают доярок по селам, проходят в день сотни километров. В сельском хозяйстве работать некому. Мы вырастили 24 тыс. тонн картофеля и продаем его в три раза дешевле, чем год назад. Зачем нам это надо? На рубль продукции мы получали 9 копеек прибыли, сейчас — 6 копеек. Да и рубль-то стал совсем другим, все цены галопом обгоняют нашу продукцию, удобрения дорожают на 30 процентов в год. Мы сдали на рассмотрение областного и федерального правительств четыре инвестиционных проекта, особенно важны для нас проекты по мелиорации — в 2015 году из-за засухи мы использовали все корма до нуля, чтобы сохранить поголовье. Мы не можем работать на экспорт, я не знаю никого в Иркутской области, кто купил бы лицензию. И я не понимаю, зачем нам продавать сырье: нам потом обратно привезут готовые продукты, и мы купим, — скептически заявил Франтенко.
Депутат Павел Сумароков поддержал скептический настрой коллеги по сельхозпроизводству. По его мнению, депутатам-аграриям тяжело голосовать за предложенный проект бюджета, в котором поддержка сельского хозяйства сокращается.
— Дорога ложка к обеду, деньги нужны к посевной и обещание увеличить поддержку на мартовской сессии не утешает. Это ведет к снижению инвестиционной привлекательности нашего бизнеса. На рубль реализации государственная поддержка все меньше и меньше. Думаю, что вместе с коллегами мы должны внести министерству предложения об увеличении поддержки сельского хозяйства в 2017 году, — заявил Павел Сумароков.
Депутат Ольга Носенко напомнила коллегам о недавней поездке в Черемхово, где простаивает машиностроительный завод. По мнению депутата, наладить производство запасных частей для сельского хозяйства на этом заводе «не составляет труда». Другие участники круглого стола согласились с этим заявлением. Представители сельхозпредприятий предложили правительству уделить в Стратегии больше внимания не увеличению численности работников сельского хозяйства, а повышению производительности труда за счет приобретения новой, высокопроизводительной техники. Правительству предложили не ждать инвесторов со стороны и не надеяться на них — сельское хозяйство Иркутской области должно работать для населения региона и развиваться за счет собственных ресурсов, при поддержке областного и федерального бюджета. Все предложения, сформулированные депутатами и другими участниками круглого стола, будут переданы правительству для анализа и использования в работе над Стратегией.