Иркутск
22 ноября 16:00 Культура

Великой Победе посвящается: юбилейная выставка в Иркутском художественном музее

00:05, 25 авг 2020

      

2020 год для Иркутского областного художественного музея имени В.П. Сукачева особый: празднование 150-летия основания музея, открытие мемориального кабинета к 105-летию со дня рождения легендарного директора этого учреждения Алексея Фатьянова, организация масштабной экспозиции к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Они сражались за Родину

Выставку «Славе – не меркнуть! Традициям – жить!» торжественно открыли 13 августа в Галерее сибирского искусства Иркутского художественного музея. На ней присутствовал удивительный человек – Венедикт Бычков – 98-летний художник, выпускник изопедтехникума  Иркутска, почвовед, кандидат биологических наук, организатор и первый заведующий Восточно-Сибирским музеем почвоведения имени И.В. Николаева при биолого-почвенном факультете Иркутского государственного университета. «Именно здесь, в галерее, представлены произведения тех, кто участвовал в Великой Отечественной войне, кто героически сражался за честь и достоинство нашей Родины, кто проявил мужество в боях с врагами. Здесь я увидел работы художников, с которыми дружил, это Георгий Анциферов и Евтихий Конев», – отметил Венедикт Игнатьевич.

К организации этой выставки сотрудники музея отнеслись со всей ответственностью: была проведена большая подготовительная работа, главным в которой стали собрание в едином выставочном пространстве максимально большого количество работ художников – участников Великой Отечественной войны и издание масштабного каталога, содержащего биографии защитников Родины в 1941–1945 годы.

– Каталог «Художники – ветераны Великой Отечественной войны», подготовленный к выставке «Славе – не меркнуть! Традициям – жить!», является первым достаточно полным изданием, представляющим музейную коллекцию работ художников-фронтовиков, – отметила директор Иркутского областного художественного музея Наталья Сысоева. – Он иллюстрирован произведениями из фондов Ангарского городского музея, Братского музея истории освоения Ангары, Иркутского областного краеведческого музея, а также из семейных коллекций. Документируя и популяризируя это собрание, музейные сотрудники вносят свой вклад в сохранение памяти о великом подвиге и великой жертве нашего народа, наших земляков-художников.

«Я скажу это новое слово»

На выставке представлены работы 44 художников и двух искусствоведов, чья творческая судьба связана с Иркутском. Многие из них жили и работали в столице Прибайкалья, другие приезжали, получали образование в изопедтехникуме (ныне Иркутский областной художественный колледж имени И.Л. Копылова) и уезжали в свой родной город. Например, Николай Бабасюк (Ленинград) и Петр Баранов (Москва). На выставке также показаны работы тех, кто жил в Иркутской области. Так, Ангарск представляют художники Василий Дружинин и Василий Глушков, Читу – живописец Лазарь Новицкий. Трогательную ноту в выставку вносят работы художников, погибших в годы Великой Отечественной войны. Это Игнатий Бойко, Леонид Залетов, Степан Маличенко, Анатолий Потапов, Петр Строев.

Экспозицию выставки можно разделить на несколько больших тематических разделов. Первый представлен тремя группами произведений: картины, показывающие события Великой Отечественной войны; работы, посвященные памяти военных лет; фронтовые наброски и этюды, созданные в 1941–1945 годах.

Всю войну Алексей Жибинов находился на передовой линии фронта, в стрелковой дивизии. В одном из писем он написал своей жене Вере Заорской: «Я думаю о живописи и о таком слове о ней, которого еще никто не сказал. Я скажу это новое слово. Оно зреет во мне. Облекается плотью мыслей, которые и родят откровение». Этим новым словом стало масштабное полотно «Красноармейский дозор на берегу Норвежского фиорда в 1944 году», созданное в 1945-м.

Трагические страницы истории, связанные с холокостом, показаны Георгием Леви в серии «Зверства фашизма» (1950-е). Художник на себе испытал весь ужас зверского обращения с людьми. В 1944 году Георгий Леви был заброшен в немецкий тыл, где работал в качестве разведчика и организатора советского подполья. Он был схвачен и отправлен в концлагерь, там подвергся изуверским медицинским экспериментам. Ему удалось сбежать из плена и продолжить службу в армии до конца 1945 года. 

События одного из важнейших сражений Второй мировой и Великой Отечественной войн, завершившегося победой Красной армии, показал в серии автолитографий «Героический Сталинград» (1947) Петр Баранов.

Памяти военных лет посвящены работы «Дорогие реликвии» (1967) Александра Крылова, «Несостоявшийся пленэр. Памяти погибшим художникам Иркутска» (1985–1995) Евгения Шпирко, «Вечный огонь» (1976) Аркадия Гутерзона и «Весна 45-го. И снова жизнь» Михаила Боднарюка.

В годы войны были созданы рисунки «Старшина Шашев», «Старшина Бриков», «Сержант Шинкаренко», «Письмо на родину» (1945) Евгения Шпирко и этюд «Порт-Артур. Русская беседка» Виталия Рогаля.

«Окна ТАСС» на улицах Иркутска

Второй большой раздел экспозиции – это работы с изображением героев Великой Отечественной войны. На портретах можно увидеть Георгия Леви, Алексея Жибинова, Венедикта Бычкова и Ивана Юшкова. Автопортреты представили Василий Ольховик, Андрей Рубцов, Иван Бровкин, Михаил Омельченко, Евтихий Конев, Евгений Шпирко, Евгений Ушаков, Григорий Зеленин.

Третий раздел выставки – плакаты «Окна ТАСС». В военные годы необходимо было агитационное искусство. В конце августа – начале сентября 1941 года при Иркутском отделении Союза советских художников и товариществе «Художник» начали систематический выпуск плакатов «Окна ТАСС».

Организатором и руководителем мастерской стал эвакуированный из Москвы заслуженный деятель искусств профессор Давид Штеренберг, а с мая 1943 года работой мастерской руководила Александра Мадиссон. Активными членами «Агитокон» становились оставшиеся в тылу и эвакуированные художники. На выставке представлены плакаты Александра Руденко, Анвара Закирова и Леонида Залетова.

Яркие рисунки и остроумные тексты на злобу дня призывали к победе над врагом, прославляли подвиги советских людей, поддерживали боевой дух солдат и тружеников тыла, напоминали о героическом прошлом народов СССР и клеймили немецко-фашистских захватчиков. Руководитель Московской мастерской «Окна ТАСС», народный художник РСФСР Павел Соколов-Скаля отметил: «Иркутская мастерская была одной из самых лучших в стране». Сигнальные номера каждую субботу появлялись в Иркутске на углу улиц Литвинова и Карла Маркса. Номер состоял обычно из шести плакатов на одну тему с разными изображениями. Тексты писали поэты Анатолий Ольхон и Константин Седых.

Жизнь продолжается

Четвертый раздел выставки самый масштабный и разнообразный – это работы, созданные в мирное время и на темы, не относящиеся к войне. Живопись представлена работами Александра Руденко, Георгия Анциферова, Ивана Юшкова, Виталия Рогаля, Глеба Богданова, Александра Крылова, Аркадия Гутерзона, Андрея Рубцова, Евтихия Конева, Евгения Шпирко, Василия Ольховика, Игнатия Бойко, Михаила Омельченко, Владимира Гулецкого, Геннадия Казакова, Анвара Закирова, Лазаря Новицкого, Венедикта Бычкова, Анатолия Путинцева, Евгения Ушакова, Александра Савиных, Михаила Боднарюка, Георгия Филюшина, Ивана Бровкина, Николая Хлызова, Двигомира Исакова, Вальтера Фридемана, Василия Дружинина, Николая Бабасюка, Александра Иванова, Михаила Тарасова, Анатолия Потапова.

Разнообразно представлено искусство графики: рисунки, эстампы, акварели, а также работы в смешанных техниках. Здесь мы видим такие имена: Анатолий Турунов, Леонид Лобанович, Георгий Леви, Евгений Шпирко, Глеб Южаков, Василий Глушков, Степан Маличенко, Вальтер Фридеман в соавторстве с Владимиром Тетенькиным.

На выставке показаны скульптурные произведения «Портрет девушки-бурятки» (1961) Бориса Горлача и «Голова новорожденного ребенка» Петра Строева.

Особого внимания заслуживают две работы из бересты Евгения Ушакова, выполненные в уникальной авторской технике.

Искусствоведческий раздел представляют каталоги выставок и издания об изобразительном искусстве, в работе над которыми принимали участие Алексей Фатьянов и Владимир Фалинский.

От героев былых времен…

Важной частью выставки стали витрины с архивными документами периода Великой Отечественной войны, в которых представлены фотографии художников, каталог выставки 1944 года, письма с фронта Леонида Залетова, датируемые 1943 годом. А также книга отзывов Иркутского художественного музея 1939–1945 годов; вырезки из газет, в которых освещена художественная жизнь Иркутска в эти непростые для нашей страны годы.

Экспозицию произведений искусства органично дополняют предметы военной тематики из личной коллекции командира поискового отряда «Восточный рубеж» Игоря Сеченова. Представлены ордена и медали Великой Отечественной войны, стальной шлем СШ-36, копия гимнастерки РККА 1943 года и многое другое.

Сотрудники музея провели колоссальную научную работу по систематизации архивных документов и поиску информации о художниках – участниках Великой Отечественной войны. Благодаря этому выставка содержит большое количество сопроводительных  информационных стендов: 16 расширенных биографий о наиболее известных иркутских художниках и деятелях культуры; панно, состоящее из 92 фотографий и имен героев войны; а также мемориальную доску с именами художников, погибших в годы Великой Отечественной войны.

Выставка «Славе – не меркнуть! Традициям – жить!» поможет каждому гостю музея прочувствовать атмосферу героических лет Великой Отечественной войны, убедиться в мощи и профессиональном уровне работ художников Иркутска, а также расширить свои знания об истории нашего Отечества.

1.jpg
Александр Крылов. «Дорогие реликвии». 1967

2.jpg
Аркадий Гутерзон. «Вечный огонь». 1976

3.jpg
Ветеран Великой Отечественной войны, художник Венедикт Бычков у своего портрета кисти Василия Ольховика

4.jpg
Евтихий Конев. «Дом для внуков». 1968–1972

5.jpg
«Окно ТАСС». Леонид Залетов «Конец пирушки»

6.jpg
Петр Баранов. «Отстоим Сталинград». 1947

7.jpg
Петр Баранов. «Сталинградский завод “Красный Октябрь”». 1947

Александра Нурминская, специально для «Альтаира».

Фото автора


По вопросам рекламы и сотрудничества звоните
+7 999 420-42-00

 

Кому из тех, чья судьба связана с Иркутском, следует установить памятник (бюст)?

Яндекс.Метрика