Премьерой новой музыки Чайковского Иркутск оставил Лондон позади
13 февраля в зале Иркутской областной филармонии прозвучали произведения трех разных авторов-симфонистов, каждый из которых — ни много ни мало Чайковский. Для части публики открытием стал тот факт, что эту знаковая для русской культуры фамилия принадлежит не только непревзойденному романтику XIX века Петру Ильичу Чайковскому, чье имя носит Московская консерватория и международный конкурс молодых исполнителей, но еще двум выдающимся композиторам — Борису Чайковскому и Александру Чайковскому. Под сводами концертного зала были исполнены Третья симфония П. И. Чайковского, концерт для кларнета и камерного оркестра Бориса Чайковского и состоялась мировая премьера концерта Александра Чайковского для скрипки и виолончели с оркестром, написанная летом 2015 года.
Пётр Ильич Чайковский
Творчество великого создателя «Щелкунчика» и «Пиковой дамы» хорошо известно нам с малых лет. Однако именно симфония № 3, единственная мажорная из симфоний великого русского композитора, редко звучит со сцены. Ее исполнение Губернаторским симфоническим оркестром стало настоящим подарком любителям классики.
Музыку Бориса Чайковского также многие знают, хотя и не всегда помнят, кто ее сочинил. Советский композитор, пианист, педагог, народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР, Борис Александрович написал превосходные темы ко многим художественным кинолентам: «Женитьба Бальзаминова», «Айболит-66», «Уроки французского» и другие, оставил нам яркие симфонические и камерные сочинения, в том числе полные поэзии вокальные циклы на стихи Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Николая Заболоцкого. Концерт Бориса Чайковского для кларнета и камерного оркестра исполнили струнная группа Губернаторского симфонического оркестра и солист Руслан Валеев. Виртуозам удалось донести до зрителей выпуклый изобразительный почерк, свойственный кинокомпозитору, ярко воплотить изысканный текст первой и второй частей и почти мультипликационную простодушную живость третьей части сочинения.
Борис Чайковский
Александр Владимирович Чайковский, народный артист России, племянник Бориса Александровича, также сумел приумножить славу громкой фамилии. Сегодня единственный живой Чайковский — авторитетная и значимая фигура в современном музыкальном мире. С 2004 по 2008 год он служил ректором Московской консерватории имени гениального однофамильца, а сейчас является художественным руководителем Московской филармонии. 19 февраля он отмечает свой 70-летний юбилей. Перу Александра Чайковского принадлежат оперы «Три сестры», «Три мушкетера», «Один день Ивана Денисовича», «Альтист Данилов», балеты «Ревизор» и «Дама пик», оратория на стихи Владимира Высоцкого «В душе моей».
Александр Чайковский
Исполнение написанного летом 2015 года нового концерта для скрипки и виолончели с оркестром в Иркутской филармонии стало предтечей мировой премьеры этого симфонического опуса в Лондоне, которая состоится через несколько дней. Сюжетом этого произведения стала судьба двух немолодых влюбленных современников. Вечные Ромео и Джульетта погружены в обстоятельства иного, зрелого, возраста и нового, несентиментального XXI века. Партитура концерта-поэмы, концерта-ноктюрна воплощает образ неумолимого разлучника времени, развивает с необычайным проникновением тему любви, заданную парафразом известной серенады Шуберта. Новую прекрасную музыку с блеском сыграли оркестранты и исполнители инструментального дуэта — виолончелистка Альфия Секерина и скрипач Андрей Шевченко. «Невозможно не поддаться магическому воздействию этой искренней музыки, призывающей нас обратиться к вечной теме любви!» — заключила на концерте художественный руководитель иркутской филармонии, музыковед Марина Токарская.
Побывавший на концерте иркутский композитор и педагог Ян Круль выразил свое восхищение свежим сочинением Александра Чайковского.
— Я давно не слышал новой музыки Александра Владимировича и должен признать, что этот яркий сочинитель заметно изменился, став еще более мелодичным и лиричным, поднявшись до вершин благородной простоты и ясности, — подчеркнул музыкант. — Он всегда был честным, откровенным автором, который не заигрывает с публикой, не ловит ее с помощью музыкальных спецэффектов и модных приманок. Как всегда, верный своему глубокому замыслу, он очаровал слушателей красотой и светлым поэтическим содержанием своей симфонической драмы.
Ян Круль отметил, что на концерте, программа которого была составлена из жемчужин золотого фонда русского симфонизма, было полно народу и, в особенности, молодежи, что само по себе отрадно и показательно. То, что в Иркутске в последнее время стала часто и ярко звучать современная музыка, то, что она находит живой отклик в сердцах меломанов, говорит, по мнению знатоков, о высоком уровне нашей музыкальной культуры и искушенности.