Олеся Полунина: Сегодня культуре в Иркутской области есть чем гордиться
Последние полтора года для России, и Иркутской области в частности, ознаменовались переменами. Коронавирус внес коррективы в работу, общение и обучение. И именно в это сложное время в министерстве культуры и архивов Иркутской области не было руководителя. За этот период театры уходили на самоизоляцию, музеи стояли закрытыми, а студенты колледжей и училищ в сфере культуры постигали азы будущей профессии через экран компьютера.
1 сентября 2021 года на должность министра культуры и архивов региона была назначена Олеся Николаевна Полунина, которая ранее работала в должности замминистра. Корреспондент «Альтаира» решил поговорить с новым министром и спросить о планах развития культуры.
– Олеся Николаевна, от себя лично и от редакции хочу вас поздравить с назначением на должность министра культуры и архивов Иркутской области. И начать разговор, наверное, стоит с того, что решение о назначении принимал губернатор. Он выбирал долго, больше года. Но доверил ведомство именно вам. На ваш взгляд, почему?
– Это сложный вопрос для меня. Потому что это выбор руководителя – Игоря Ивановича (Кобзева. – Прим. ред.). Наверное, назначению способствовала совместная работа на протяжении этого времени, которая и стала основой для выбора. Моя задача сейчас, уже работая в команде, а я вообще по сути командный человек, сделать все возможное, чтобы оправдать то доверие, которое для меня очень ценно, важно и, конечно, очень ответственно. Я принимаю поздравления, но груз ответственности радоваться такой должности не дает. Это очень серьезная должность с большим количеством разных задач.
Когда мне было сделано это предложение, я не рассматривала для себя возможности отказаться. Если доверие оказано и поставлены задачи, то нужно работать в полную силу.
– Что бы вы изменили в первую очередь в управлении или работе учреждений, что не менялось, на ваш взгляд, много лет?
– Я считаю, что в принятии подобных решений, а они не могут быть скоропалительными, должен быть проведен анализ и дана оценка. Поэтому я понимаю, что если даже какие-то кадровые перемены будут, то они не произойдут в ближайшее время. Но что касается вообще кадров в сфере культуры, однозначно для себя я понимаю, что это должны быть люди профессиональные, которые работают на результат. Готовые к изменениям, быть современными, но в то же время сохранять те традиции, которые исторически сложились.
– Многие высказывают точку зрения, что минкульт – структура лишняя и без чиновников культура в области вполне могла бы прожить и даже эволюционировать в самодостаточную и самообеспеченную структуру. Например, в США нет министерств культуры, но их культура покоряет мир. На ваш взгляд, для чего нужны нашей стране государственные учреждения, регулирующие культурные организации?
– Знаете, министерство культуры является тем звеном, которое координирует работу подведомственных учреждений. Мы хорошо понимаем, что есть стратегические задачи и цели, в результате которых родились национальные проекты. Именно координация работы по этим направлениям и относится к деятельности министерства культуры.
Я согласна, что у нас сфера культуры – это такой процесс, который, с одной стороны, управляем, с другой – развивается, исходя из творческого потенциала людей. И министерство культуры в первую очередь опирается на профессионалов, которые работают в учреждениях.
Сегодня, например, роль министерства культуры хорошо ощутима. Есть возможность государственной поддержки, которая идет по самым разным направлениям, и здесь наша задача помочь и направить.
Я много езжу по муниципалитетам Иркутской области и рассказываю в домах культуры, клубах и библиотеках, где они могут принять участие и получить финансовую поддержку из федерального бюджета. В частности, национальный проект «Культура» можно разделить на три направления: создание инфраструктуры – это те материально-технические условия, которые сегодня просто необходимы. Мы понимаем проблемы, где необходимо помочь, каким образом скоординировать работу, чтобы учреждения культуры получили помощь на капитальные ремонты, на создание модельных библиотек, строительство ДК в селах, где муниципальный бюджет не может потянуть такие расходы. И создание этой инфраструктуры позволяет поддерживать статус важного учреждения, на которое государство обращает внимание.
Второе направление – это развитие кадрового потенциала. Например, проект «Творческие люди» позволяет повышать квалификацию специалистам со всей Иркутской области в очень престижных образовательных центрах. В том числе самые разные поддержки, которые выражаются в форме субсидий и премий, поддержка одаренных детей и работников культуры.
Третье направление – цифровизация. Это актуальное направление сегодня, в котором учреждения культуры тоже не должны отставать. У нас появляются виртуальные концертные залы, проходит оцифровка книжных памятников и фондовых работ музеев. Так, в 2021 году краеведческий и художественный музеи оцифруют свои фонды для того, чтобы они были профессионально представлены в аудиогидах, в том числе на всероссийской платформе «Артефакт». Это электронный проект – бесплатное приложение для смартфонов. В нем музеи страны представляют свои лучшие выставки и самые ценные экспонаты. Платформа разработана Министерством культуры РФ в рамках реализации национального проекта «Культура». Наши музеи – краеведческий и художественный – прошли серьезный конкурсный отбор, чтобы стать участниками проекта.
В министерстве есть управления для более четкой работы. Так, управление по региональной политике знает, чем живут муниципальные музеи, отдел профискусств понимает и знает все про театры, отдел образовательных организаций взаимодействует со школами искусств и средними профессиональными образовательными учреждениями в области культуры.
И каким образом координировать эту работу, если бы не было такого органа исполнительной власти, которое понимает общие задачи, проблемы в территориях и, конечно, государственных учреждениях? Для меня лично нет никаких сомнений в необходимости министерства культуры как любого другого органа исполнительной власти. Другое дело, что действительно мы должны быть открыты и министерство не должно работать ради министерства.
Министерство культуры – для работников культуры, учреждений, для инициатив творческих деятелей. И наша задача – выстроить эти взаимоотношения, чтобы наша сфера развивалась, а статус учреждений культуры рос.
– Коронавирус внес свои коррективы в работу учреждений культуры. Насколько сильно пострадала культура от ковида в Иркутской области? Что изменилось в их работе?
– Я думаю, что мы все с вами пострадали в той или иной степени, переоценили отношение к общению, встречам без ограничений. Учреждения культуры, надо отдать должное, мобильные. Было у нас большое количество онлайн-мероприятий, которые все равно никогда не смогут заменить очное присутствие в театре, музее или библиотеке.
Мы уверены, что онлайн-направление нужно продолжать развивать, но мы с нетерпением ждали послаблений в ограничениях, чтобы жители Иркутской области вновь смогли посетить любимые места.
Прошедшие изменения заставляют нас меняться, потому что важно сохранить те формы, которые появились, и развивать их, ведь это наше настоящее и, возможно, будущее. В то же время нужно искать новые подходы в работе, совершенствоваться, укреплять материально-техническую базу, чтобы можно было делать качественные съемки.
Например, сейчас мы ждем от музейного сообщества новых проектов, которые в том числе могут проходить онлайн и быть интересны молодежи. Театры работают с 50-процентной наполняемостью, в музеях действует предварительная запись на посещение. Колледжи, училища и школы искусств приступили к учебе в очном формате с соблюдением всех санитарных требований. Ведь по-настоящему научить игре на музыкальном инструменте, живописи, танцу или актерской игре через экран монитора невозможно.
Работники учреждений культуры проходят вакцинацию от коронавируса. Мы понимаем, что мы должны защитить не только себя и своих близких, но и тех людей, которые приходят к нам в учреждения.
– С ребятами, которые выбрали для себя обучение в области культуры, понятно. А как обстоят дела с привлечением школьников и студентов в библиотеки, музеи и театры?
– Сегодня реализуется несколько проектов по приобщению молодежи. Сейчас на слуху у всех проект «Пушкинская карта», который стартовал с 1 сентября. И мы считаем, что такой масштабный федеральный проект – это прорыв. Форма поддержки, которая была придумана, уже сегодня дает свои результаты. Наши учреждения культуры, которые первыми включились в эту программу, – все театры, филармония, несколько музеев – уже продают билеты по такой карте.
Благодаря Пушкинской карте, интерес к учреждениям культуры значительно вырос. Потому что возможность бесплатно посетить театр или музей мало кто хочет терять. Молодые люди открывают сайты учреждений, изучают афишу и выбирают для себя понравившееся. Здорово, что этот выбор молодежь делает самостоятельно.
Сейчас мы работаем над тем, чтобы к этой программе присоединились муниципальные музеи, все театры, культурно-досуговые центры. Ведь у них также проходит множество тематических встреч, интерактивных мероприятий по сохранению народной культуры, концертов и многое другое.
С начала учебного года мы начали развивать проект «Культура для школьников». И его уникальность состоит в том, что объединяются учреждения образования и культуры. Проект предполагает три блока: «Культпоход», когда преподаватель приводит детей на мероприятие; «Культурный клуб» – школьники делятся по интересам; «Цифровая культура». Этот проект нацелен на то, чтобы как можно больше школьников привести в учреждения культуры, и наша задача предложить такие мероприятия, которые будут интересны детям. Эти проекты должны сформировать хорошую привычку у детей и молодежи ходить в музеи, театры и библиотеки.
– А не приведет ли это к тому, что тем же театрам будет выгоднее ставить более простые работы? Не потеряем ли мы большие, сложные постановки, которые так необходимы взрослому зрителю?
– Нет, я так не думаю. Во-первых, у нас разветвленная сеть учреждений культуры. И что касается театров, то воспитание театрального зрителя выстроено у нас последовательно. Например, кукольный театр «Аистенок», который мы привыкли считать детским, сегодня ставит много интересных спектаклей для взрослых. Затем Театр юного зрителя. В драматический и музыкальный театры человек уже придет тогда, когда поймет для себя, что готов. Кроме театров, у нас есть музеи, библиотеки, филармония, творческие коллективы, которые эту возможность могут использовать в полной мере.
Считаю, что все должно быть сбалансированно. Я даже не допускаю такой мысли, что драматический театр в погоне за молодежью будет делать это во вред взрослому зрителю, который уже настолько любит этот театр и всегда ждет новых постановок.
Наши учреждения культуры для всех и любого возраста.
– Олеся Николаевна, каковы ваши глобальные планы работы?
– Я думаю, что можно отметить несколько направлений работы. Первое – подведомственные учреждения, которые являются флагманами для муниципалитетов. Они задают тот вектор развития, которому нужно следовать. Повышение статуса, укрепление материально-технической базы, создание условий для развития профессионального творчества. Здесь я вижу для себя много работы, чтобы у учреждений был рост.
Если брать этнографический музей «Тальцы», то Игорь Иванович Кобзев видит его центром развития в том числе и туризма в нашем регионе. И мы понимаем, что все привыкли к таким «Тальцам», и кажется порой, что достраивать и развивать не нужно. Но для сохранения исторической памяти нам важно показать «Трактовую зону», повествующую о развитии Московского тракта. Построить переселенческую зону, которая расскажет об истории переселения в Иркутскую область. Это проект по развитию музея на ближайшие годы.
Театру кукол «Аистенок» нужно новое здание. У многих могут возникнуть вопросы о необходимости. Ведь есть здание, к которому все привыкли, оно достаточно уютное. Но если мы погрузимся и посмотрим на репертуар театра сегодня, то увидим разнообразные постановки, проекты, которые могли бы поставить на трех сценах, а не на одной. Сейчас они живут и развиваются в здании бывшего кинотеатра. Но современному театру кукол нужны цеха, где будут изготавливать декорации, кукол и костюмы. Нужны гримерные комнаты, которые позволяли бы актерам подготовиться к спектаклю в хороших условиях. И самое важное – расширение количества зрителей, которые могли бы прийти на спектакль. Театр всегда дает постановки с аншлагом, и мы понимаем, что сейчас зрительных мест в зале недостаточно. Строительство нового театра – это проект на ближайшую перспективу, требующий значительных ресурсов. Здесь нужно решать вопрос и с земельным участком, проектом и эскизом, который устроит всех, а также привлечением средств для реализации задуманного.
Также и возможность строительства концертного зала, о котором давно все говорят. Этот проект под знаком вопроса, потому что нет определенности по месту расположения и каким он должен быть. Но тем не менее мы понимаем, что в этом направлении тоже нужно работать.
У нас есть непростая задача по реставрации здания Театра юного зрителя на улице Ленина, 13. Кроме того, мы говорим о расширении театрального училища и реконструкции «Гиганта» на улице Карла Маркса. Это здание было передано в сферу культуры, и наша задача его реконструировать.
Подобного рода задач на самом деле немало, и для их решения необходима консолидация сил, а также должна быть крепкая поддержка со стороны губернатора, правительства Иркутской области.
– Олеся Николаевна, меняется мир, и меняются предпочтения. Интересно, какой вы видите культуру Иркутской области в ближайшие годы?
– Сегодня культуре в Иркутской области есть чем гордиться. У меня нет такого устойчивого ощущения, что сейчас что-то совсем не так и нужно кардинально менять и что завтра будет гораздо лучше. У нас есть наши учреждения культуры, наши работники, которые составляют базу для прорывных проектов. У нас есть очень интересные фестивали и мероприятия, идеи, которые можно реализовывать. Я вообще считаю, что в принципе, если слаженно и системно работать во всех направлениях, то сфера культуры будет только развиваться.
Я, как руководитель, вижу перед собой задачу, чтобы у работников культуры была уверенность в будущем и желание работать на развитие. Но это если говорить практически. А если перейти к масштабным государственным задачам, то это сохранение культурного наследия, литературы, русского языка, театральных традиций, возрождение интереса к чтению.
Расскажу на примере библиотек. Важно привлекать внимание к чтению. И для этого создаются модельные библиотеки, обновляется книжный фонд. И, как ни странно, мы видим, что библиотекарь – это профессия будущего. Потому что сегодня в модельной библиотеке интересно работать, когда ты можешь в качестве библиотекаря быть навигатором в огромном потоке информации. Когда ты можешь высокопрофессионально использовать современные технологии. 3D-проектирование и робототехника тоже находят место в библиотеке, но в то же время основой остается книга.
Если оглянуться лет на 10 назад, то у работников культуры была маленькая зарплата, сфера культуры финансировалась по остаточному принципу. Сейчас все изменилось. Зарплаты выросли, работники развиваются и повышают свою квалификацию, идет строительство новых учреждений, закупается оборудование и многое другое. Но и мы перед учреждениями ставим задачу, чтобы они были современными, интересными и актуальными, в то же время они должны нести те нравственные ценности, которые заложены в культуре.
– Полноценное развитие личности неотъемлемо связано с культурой. С детства мы напитываемся картинами художников, лентами режиссеров и, конечно, книгами. Это определяет наш путь в жизни. Какие у вас любимые писатели?
– Я вообще люблю классическую литературу. Когда училась в школе и на историческом факультете в институте, то очень любила Достоевского. Например, роман «Идиот» я прочитала четыре раза точно. И, посмотрев сериал с Мироновым, поняла, что это мой Мышкин. Полное попадание. Я очень люблю Чехова. Недавно закончила читать двухтомник «Переписка А.П. Чехова» и просто открыла его для себя по-новому. Мне захотелось перечитать многие рассказы уже с учетом тех знаний, которые получила при прочтении «Переписки».
Сейчас у меня время обращения к зарубежной литературе, которую я читала в студенчестве. Например, книга Томаса Манна «Волшебная гора» – это сложное произведение, тягучее по времени. Когда ты начинаешь его читать, то кажется, будто время остановилось. Одновременно с этим я стараюсь отслеживать и новинки. У Гузель Яхиной я прочитала несколько книг, также Евгения Водолазкина. Чаще читаю несколько книг, а не одну, чтобы понять автора.
При этом считаю, что, живя в Иркутской области и зная о легендарных земляках, невозможно не читать их произведения. Чтобы вообще о чем-то говорить, ты сам должен проникнуться авторами.
– Грядет 85-летие Иркутской области. Уже в следующем году регион отпразднует юбилей. И не он один. Также этот год ознаменован юбилеями поэта Евгения Евтушенко, писателя Валентина Распутина, святителя Иннокентия (Вениаминова). Что интересного готовится?
– Мы сегодня планируем мероприятия, и основная задача, чтобы была задействована вся область, чтобы все почувствовали юбилейный год. Например, проект «Поющее Приангарье» пробуем переформатировать и сделать более масштабным и ярким, чтобы были совместные песенные проекты. Если мы говорим о театральных фестивалях, то хотим, чтобы в них приняли участие как можно больше любительских, провинциальных театров. Пройдут и литературные фестивали.
Еще интересное мероприятие запланировано – «Огни магистрали». Поезд с творческими коллективами, бамовцами посетит несколько населенных пунктов, где пройдут концерты, встречи. Кроме того, театры отправятся с гастролями по региону.
Гордимся, что мы – жители Иркутской области, мы – сибиряки!
Беседовала Ирина Девятченко. Фото Ирины Девятченко