Охлопковцы покорили Крым и Сочи
Фото Александры Масник
Двумя важными событиями запомнится октябрь 2016 года коллективу Иркутского академического драматического театра имени Николая Павловича Охлопкова: участием в VI Федеральном фестивале «Театральный олимп» в Сочи и гастролями в Республике Крым. И то и другое мероприятия прошли крайне успешно: остались довольны все — и организаторы, и артисты, а главное, зрители.
Рассказывая о сочинском «Театральном олимпе» на встрече с журналистами 20 октября, директор ИАДТ Анатолий Стрельцов отметил, что для участия в фестивале пришлось пройти жесткий конкурсный отбор. На мероприятие было подано 60 заявок со всей России, однако в числе участников оказалось только семь «храмов Мельпомены» из Москвы, Ярославля, Якутска, Иркутска и Новошахтинска. По словам начальника отдела взаимодействия с муниципальными образованиями министерства культуры и архивов Прибайкалья Наталии Плинт, от нашего региона на «Театральном олимпе» собирались побывать пять театров — четыре областных и один муниципальный — из Усть-Илимска. Собрать все необходимые бумаги и найти средства на поездку удалось только драмтеатру. Сами охлопковцы признались, что подготовили огромный пакет документов. Он был настолько большим, что, как шутят участники труппы, его нужно было мерить не в листах, а в килограммах.
На фестивале иркутский драмтеатр представил постановку по повести Валентина Распутина «Последний срок» и детскую музыкальную сказку «Веселые братья». Состоялась и презентация учреждения. В нее вошли проекты, над которым работает Молодежное театральное движение под патронатом театра, среди них конкурс мастерства чтецов «Звучащее слово», образовательные встречи «Диалог: Театр-ВУЗ», видеокнига «Валентин Распутин. Читаем вместе», благотворительная программа «Театралы – детям», творческий семинар «Каникулы с охлопковцами». Одна из авторов презентации — редактор литературно-драматической части театра Марина Рыбак — рассказала, что основной сложностью было из всего массива информации о проектах отобрать самое важное.
— Молодежное театральное движение имеет огромное воспитательное значение. Оно формирует околотеатральное пространство, выполняет просветительскую миссию, — подчеркнула Марина Рыбак. — Презентацию делали долго, но она получилась интересной. У нас была одна проблема: выбрать жемчужные зерна из деятельности движения и «утрамбовать» их в 20 минут.
Несмотря на то что фестиваль стал для учреждения пробным камнем, удалось взять гран-при и четыре награды. Так, постановка по повести Валентина Распутина «Последний срок» получила приз как лучший спектакль для взрослых, народная артистка России Наталия Королёва за роль старухи Анны в спектакле «Последний срок» была удостоена золотого диплома «За служение театру», Анатолию Стрельцову вручили почетный диплом «Театрального олимпа». Молодежное театральное движение, в свою очередь, признано лучшим театральным проектом.
— Профессиональное жюри оценивало не только мастерство актеров и постановщиков, но и достижения в менеджменте. Профессиональное жюри также определяло общественный вес театра в регионе как значимых культурной и социальной составляющих. То есть участники фестиваля рассказывали о той ситуации, которая на сегодняшний день сложилась в театрах. Мы были лучшими во всем, — не стал скромничать Анатолий Стрельцов.
Что касается гастролей в Крыму, то охлопковцы побывали там уже в третий раз. В этом году они показали жителям полуострова постановку по пьесе Николая Васильевича Гоголя «Женитьба», спектакли «Очень простая история» и «Евгений Онегин». Загрузка залов была 90-процентной. Причиной этому, по мнению Анатолия Стрельцова, послужила поддержка землячества сибиряков. Артисты отметили и особую благожелательную атмосферу в залах, и огромный интерес к театру. Особенные впечатления остались у молодых актеров, они, привыкшие к иркутской публике, заявили, что реакция крымских зрителей была для них новой, непривычной.
— Необычно было выступать в Ялте в театре имени Чехова. Сначала было тихо. Я сначала начала переживать, а потом поняла, что люди очень внимательно смотрят, прислушиваются. Они хотят присоединиться к теме, прочувствовать ее, — поделилась впечатлениями актриса Екатерина Константинова.
— Каждый город — это волнение. Надо выступить достойно и не уронить честь театра. Крым — это всегда очень сложно. Жители республики многое пережили. Мы очень волновались, но нас приняли очень тепло. Зрители смотрели спектакли с горящими глазами. Молодые люди после постановок подходили к нам и спрашивали, где мы научились играть, — высказался артист Сергей Дубянский.
Заслуженный артист России Степан Догадин добавил, что гастроли — это всегда праздник, даже если они проходят в селе Аталанка. Дело в том, что в поездке возникает ощущение объединения перед спектаклем, что само по себе, как считает актер, представляет неопровержимую духовную ценность.