Очередную «Прогулку по старому Иркутску» посвятят мостам через Иркут
Иркутская городская общественная организация «Клуб молодых ученых "Альянс"» приглашает на уличную встречу нового, 11-го, сезона проекта «Прогулки по старому Иркутску». Каждую неделю организаторы готовят специальную открытку и ждут всех желающих познакомиться с историей Иркутска и его жителей. В этот раз жители узнают историю мостов через Иркут.
– Город, расположенный на берегу Ангары, нуждался в постоянном мосте через эту крупную реку, но первый постоянный мост для гужевого движения и пешеходов был построен через реку Иркут, поскольку построить мост через Ангару было сложнее и дороже.
Когда в Иркутск приехали инженеры путей сообщения для выбора направления железной дороги на восток, долина Иркута стала объектом их пристального внимания. Здесь хотели соорудить железнодорожную станцию, через реку построить железнодорожный мост, а вдоль Иркута могла направиться КБЖД. В то время выяснилось, что городской Иркутный мост постоянно подвергался натиску реки, что было проблемой для города и стало поводом для особого подхода к проектированию железнодорожного моста.
Городская управа просила начальника работ по постройке Забайкальской железной дороги А. Н. Пушечникова обратиться в Министерство путей сообщения, чтобы приспособить будущий мост для экипажной езды и пешеходного сообщения. Гласные написали министру путей сообщения М. И. Хилкову.
Министерство было готово оказать содействие, так как ему казалось, что устройство экипажного сообщения через Иркут – наименьшие издержки для города, однако отказалось финансировать проект. Путейское ведомство не могло само решить этот вопрос без решения правительства. Но городу удалось найти деньги.
Первый железнодорожный мост через Иркут, как и гужевой, был деревянным. Строительство металлического моста было рискованно не только из-за дороговизны, но и неясности, куда пойдет КБЖД и войдет ли Иркутск – Байкальская железнодорожная ветвь в магистральную линию или просто окажется ненужной. Такой была позиция А. Н. Пушечникова, возглавившего проектирование и строительство деревянного моста через Иркут.
С приходом первого поезда в Иркутск открылось движение поездов, гужевых повозок и пешеходов по деревянному однопутному железнодорожному мосту. Экипажный проезд несколько лет шел по полотну, устроенному на мосту в уровень рельсов. С увеличением пропускной способности стальной магистрали такое совмещение стало невозможным. Как бы ни старались городские власти убедить железнодорожников, совмещенное движение стало небезопасным.
В связи с проектированием металлического моста Министерство путей сообщения предложило бесплатно передать деревянный железнодорожный мост городу. В этом случае город без особых затрат был бы прочно связан с левым берегом Иркута. Городские власти ответили отказом даже при условии возврата городу средств, затраченных ранее на его строительство.
Рассматривали предложение строить мост для гужевого и пешеходного движения в двух ярусах и в двух направлениях, чтобы не зависеть от движения поездов. Но помешала Русско-японская война. М. И. Хилков ответил генерал-губернатору, что стоимость двухъярусного моста высока, строительство затянется надолго, а деревянный мост следовало заменить быстро, так как он обветшал и представлял опасность для проезда.
Автор проекта нового моста инженер А. Н. Пушечников упростил конструкцию, сделав железнодорожную и экипажную езду по одному полотну, но с возможностью пользоваться опорами моста для строительства второго рельсового пути. Император одобрил проект.
Как только открыли железнодорожное движение по металлическому мосту, выяснилось, что при совмещении железнодорожного движения с гужевым проезд экипажей по металлическому мосту стал невозможен. Министерство путей сообщения решило построить через Иркут выше железнодорожного моста понтонный мост для нужд населения, а также устроить для пешеходов тротуар на консолях. Гужевое движение осуществлялось летом по плашкоутному перевозу, зимой по льду и лишь короткое время ледостава и ледохода по железнодорожному мосту. Вскоре понтонный мост снесло, движение могло идти только по железнодорожному мосту. Оставлять деревянный железнодорожный мост для экипажного движения было опасно из-за пожаров. А. Н. Пушечников приказал разобрать деревянный железнодорожный мост. У города вновь возникли проблемы с переездом через Иркут.
В советское время мосты через Иркут неоднократно испытывались. Старые металлические мостовые пролеты заменили на современные, а для гужевого, автомобильного и пешеходного сообщения был построен железобетонный мост.
Автором прогулки «Мосты через Иркут» выступит кандидат исторических наук, начальник подразделения по сохранению исторического наследия ВСЖД Александр Хобта. Начало прогулки – от главного корпуса курорта «Ангара» (улица 2-я Железнодорожная, 4). Начало в 18.00.