Приглашает «Зимняя палитра»: белое безмолвие в иркутской живописи
В Иркутском областном художественном музее имени В.П.Сукачева на протяжении многих лет проводятся регулярные выставки, посвященные временам года. В эти дни и до 27 января в Галерее сибирского искусства ИОХМ проходит одна из них под названием «Зимняя палитра», где отражено жанровое разнообразие работ и авторов, которые воплотили в своем творчестве самое суровое время года в Сибири.
Изображением для баннера к выставке была выбрана картина И.Е. Юшкова «Художник С.К. Гвоздев на этюдах». На ней – живописец с палитрой, находящийся за работой в лесу зимним морозным днем. Это произведение стало настоящим откровением экспозиции. Оно показало искреннюю любовь художников к пленэру. Ведь для большинства мастеров старшего поколения этюд был чрезвычайно важным методом в поиске живописного образа на открытом воздухе.
Большинство работ, представленных в экспозиции, – это картины иркутских художников. Исключением стали произведения А.Г. Поздеева – представителя красноярской школы живописи и С.Д. Бигоса, который родился в Киеве, жил некоторое время в Иркутске, затем уехал в Москву.
На выставке экспонируются картины, которые уже хорошо известны постоянным посетителям музея: «Утро зимнего Иркутска» В.А. Кузьмина, «Лесорубы» И.Е. Юшкова, «В музее» А.Г. Костовского. А также те полотна, которые впервые доступны широкой публике в рамках этого проекта: «Зимнее дерево» С.Н. Элояна, «Зимний пейзаж под луной» С.Г. Жилина.
А.Г. Костовский. «Иркутский двор»
Экспозицию можно условно разделить на две части – ретроспективная линия и современное искусство. К первой можно отнести классиков жанра пейзажа: В.С. Рогаля, А.Г. Костовского, И.Е. Юшкова и других. Работы многих художников этой группы можно назвать золотым фондом коллекции иркутских пейзажистов в собрании Иркутского областного художественного музея. Вторая группа – это, например, пейзажные циклы С.Г. Жилина, которые стали своеобразным открытием для современного зрителя. Здесь в полной мере проявился приподнято-декоративный живописный язык художника, который сложился, возможно, благодаря многолетнему опыту его работы в качестве художника-модельера.
Столь протяженное в Сибири время года на полотнах иркутских живописцев предстает в разных жанрах: в пейзаже, натюрморте, сюжетных картинах. Несмотря на различную манеру письма, неповторимые композиционные решения, всех их объединяет зимняя тема, которая трактована в большинстве своем через поэтическое мироощущение со свободой в интерпретации образа природы, как в эпических, так и в лирических пейзажах.
И.Е. Юшков. «Художник С.К.Гвоздев на этюдах»
Не секрет, что Иркутская область славится разнообразием природных ландшафтов: дремучая тайга, просторы степей, бескрайная водная гладь Байкала с могучими скалами, покрытыми вечными снегами. Песчаные пустыни могут соседствовать здесь со стремительно бегущими реками. При этом ландшафты поражают не только ощущением своей первозданности, но и излучают колоссальную энергетику, передать которую на живописных полотнах стремятся многие художники.
Интересно отметить мгновенную смену образов, делающую чрезвычайно трудной задачей запечатлеть с фотографической скоростью быстро меняющиеся картины прибайкальской природы. Работая над воплощением художественного образа, живописец нередко проникается этическими идеями и становится в душе мудрецом. Именно это наблюдение при знакомстве с картинами иркутских художников возникает на выставке «Зимняя палитра», значительную часть которой занимают полотна с изображением сибирских ландшафтов.
А.И. Зудинов. «Байкал зимой»
Природа служит своеобразным импульсом для художника. В творчестве каждого иркутского живописца мы обязательно находим пейзажи. Даже те художники, чье внимание чаще всего сосредоточено не на изображении природы, рано или поздно обращаются к пейзажу. Вероятно, сибирский ландшафт оказывает на авторов огромное энергетическое воздействие. Примером может стать творчество талантливого иркутского портретиста Г.Е. Новиковой.
«Стихийно-разрушительный, «постиндустриальный» поток времени, нарушив хрупкое равновесие природно-человеческого существования, с особой силой обнаружил потребность в новом гармоническом всеединстве природы и современного общества», – размышляет о пейзаже известный иркутский искусствовед Т.Г.Драница. К этому новому диалогу призывали и призывают нас иркутские мастера пейзажа разных поколений: от Н.А.Андреева, А.П. Жибинова, И.Е. Юшкова, В.С. Рогаля до С.Н. Элояна и С.Г. Жилина. Ведь все представленные художники – настоящие сибиряки. А «сибиряк – это не только толстая кожа, привыкшая к морозам и неудобствам, и не только упрямство и упорство в достижении цели, выработанные местными условиями, но также и неслучайность, глубокая и прочная укорененность на этой земле, совместимость человеческой души с природным духом» (В.Г. Распутин).
Среди тематического многообразия пейзажных работ выделяются произведения с изображением озера Байкал. Мотив воды в различных проявлениях привлекает внимание многих поколений иркутских живописцев. Особо хочется отметить картину А.И. Зудинова «Байкал зимой». Она вызывает настолько сильное впечатление, что, погружая взгляд в эту бездну байкальских вод, искушенный зритель может невольно вспомнить рассуждения Платона, который в «Пармениде» называет момент чудесным существом, пребывающим вне времени. Так и для нас художник сближает момент с вечностью.
Нередко в пейзажных работах заметно стремление художников отразить именно то состояние природы, которое соответствует их личным переживаниям, настроениям и чувствам. Еще В.С. Манин, автор фундаментального исследования по русскому искусству, отмечал: «В пейзаже, как ни в каком другом жанре, проявляется духовная сущность человека». Таким образом, участники выставки отражают глубину национального самосознания, связывая его с образом России и отражая красоту и разнообразие русской природы в целом.
Хочется отметить, что работы, представленные на выставке «Зимняя палитра», раскрывают красоту сибирской зимы. Различные интерпретации образа природы в творчестве художников в очередной раз убеждают нас в безграничности восприятия сибирских ландшафтов, а также в высоком профессионализме мастеров пейзажного жанра.
Александра Нурминская для ИА «Альтаир».
Фото автора