Канны-67: главный кинофестиваль Европы глазами иркутян
Программа 67-го Каннского кинофестиваля в минувшие выходные завершилась показом фильма российского режиссера Андрея Звягинцева «Левиафан». Несмотря, на восторженные отзывы зрителей и кинокритиков, фильм был отмечен лишь наградой за лучший сценарий. В борьбе за «Золотую пальмовую ветвь» участвовали работы именитых режиссеров Жана-Люка Годара, Дэвида Кроненберга и Атома Эгояна. Тем не менее, главный приз европейского жюри был присужден турецкому кинематографисту Нури Бильге. Наше агентство расспросило иркутян о том, что они думают о Каннском фестивале, его программе, победах и поражениях.
Артем Морс, кинокритик:
«Каннский фестиваль традиционно считается одним из самых значимых и авторитетных смотров мира. Пожалуй, это второй по известности и авторитетности кинофестиваль планеты, после Оскара. Можно сказать так. Если Оскар — это главный кинофестиваль мира (хотя и сосредоточенный только на Америке), то Каннский кинофестиваль — это главный фестиваль Европы, не мейнстримовый, а наоборот, арт-хаусный и интеллектуальный. Отсюда и его формат: в основном социальные темы.
Что касается участия то, любой, кто попадает в программу фестиваля, может потом всю жизнь гордиться успешным фильмом. Если фильм получает приз, то он автоматически привлекает к себе внимание не только интеллектуальной, но и киношной аудитории — критиков, продюсеров и прокатчиков.
Самый частый российский гость фестиваля — Александр Сокуров, который представлял там несколько своих фильмов. Андрей Звягинцев, показавший в этом году там свой новый фильм „Левиафан“, поехал на фестиваль уже в третий раз. Последний раз он был в Канне в 2011 году с драмой „Елена“, показанной в рамках программы „Особый взгляд“. Кинолента получила приз. В этом году „Левиафан“ был показан в последний день фестиваля — это хороший знак. Программа конкурсных смотров построена так, что на занавес оставляют самые сильные фильмы».
Владимир Демчиков, продюсер:
«Я слежу за Каннским фестивалем по прессе и соцсетям, а еще иногда смотрю в интернете лучшее ток-шоу «LeGrandJournal» французского телеканада Canal+. Во время фестиваля это ток-шоу полностью идет в прямом эфире из павильона под открытым небом, установленного в Каннах на набережной Круазетт.
Канны, как всегда, богаты на скандалы. Княжеская семья Гримальди, правящая в Монако, объявила бойкот фестивалю из-за несогласия с концепцией фильма «Грейс — принцесса Монако». Главную роль, в фильме сыграла Николь Кидман. Иранская актриса Лейла Хатами, поцеловала президента Каннского фестиваля Жиля Жакоба в щеку и «взорвала» этим поступком весь Иран...
Из премьер фестиваля, самая ожидаемая для меня — фильм Андрея Звягинцева «Левиафан», который закрывал фестиваль. Очень хвалят «Два дня, одна ночь» братьев Дарденн из Бельгии. Мне кажется, эти два фильм были главными фаворитами фестиваля, тем не менее «Золотую пальмовую ветвь» судьи отдали фильму турецкого режиссера Нури Бильге Джейлана «Зимняя спячка», который рассказывает историю пожилого актера и его семьи. Фильм Звягинцева не остался без награды, и получил приз за лучший сценарий. Мне также очень интересно увидеть, что снял украинский документалист Сергей Лозница. Его кинолента «Майдан» была представлен в Каннах в этом году.
Татьяна Рысина, менеджер:
«Обычно на Каннском фестивале показывают заумь: не всегда интересную, не всегда качественную. В целом фильмы, представленные на этом фестивале, намного лучше, Оскара. Я бы сказала, что Канны для меня некий ориентир. Я не всегда слежу за новинками, но эмблема „Каннского“ на обложке — это символ качества, большой „плюс“ фильму если он — лауреат. В этом году мне очень интересен проект Андрея Звягинцева „Левиафан“. Похоже, что, в Европу прорвался „настоящий“ голос россиянина. Звягинцев сделал картину, в которой показал свое видение России. Судя по трейлеру фильма, позиция режиссера совпадает с моей, но не совпадает с лубочной, популярной сейчас в Министерстве культуры России. Недаром Министерство прозвали в народе „прачечной“. Фильм снят на казенные деньги, но министр культуры считает его русофобским».
Ольга Красноярова, искусствовед, член Союза кинематографистов России, доцент БГУЭП, кандидат искусствоведения:
«В моем восприятии мозаика нынешнего каннского фестиваля кажется очень любопытной. Невинный поцелуй в щеку 84-летнего президента Жиля Жакоба Лейлой Хатами на открытии фестиваля и обрушившиеся на актрису обвинения в попрании невинности и чести иранской женщины. Требование радикальных иранских студенток наказать Хатами ударами плетью. Квентин Тарантино, который харизматично исполнил на красной дорожке знаменитый танец. Масса людей, медитирующая перед огромным мерцающим экраном, на каннском пляже. Они смотрят вместе с создателем культовое «Криминальное чтиво», отмечая, тем самым, 20-летний юбилей картины. Кураж группы Андрея Звягинцева, позирующей мировой журналистской элите. В фотографиях чувствуется торжество наших кинематографистов от осознания, того, что они не гости на чужом празднике! Конечно же «Майдан» Сергея Лозницы.
Все это — 67-ой Каннский фестиваль! Как мне кажется, он не только интересным образом проявил актуальное столкновение общечеловеческого искусства с устоями разных культур и обществ, но также показал и объединяющую силу настоящего кинематографа.
Не могу не отметить замечательные статьи в прессе и дневники фестивальных событий наших кинокритиков Андрея Плахова, Антона Долина, Юрия Гладильщикова. Кроме серьезной профессиональной оценки специалистов, для меня, например, были важны и другие вещи. Например, то, что в первые минуты после просмотра «Левиафана» Антон Долин эмоционально написал в Фейсбуке: «Звягинцев дал всем прикурить. Ну, то есть, вообще всем!»
Мария Базлова, психолог:
«Мне нравится фильмы, кинотеатры и последние ряды на ночных показах. Но как фильм появляется, почему идет в прокат и как его оценить — я не знаю. И если не заглядывать в «Википедию», то, что такое «Каннский фестиваль» я не скажу. Кажется, там есть еще что-то связанное со львами и пальмами... Нет?
Там есть фильмы, может быть даже слишком много фильмов и даже весьма хороших фильмов. Возможно, они могли бы обогатить меня духовно, развить чувство морального долга и раздвинуть горизонты — если бы я их посмотрела, конечно. Но я не смотрю. Зато мои друзья смотрят. Я ими даже немного восхищаюсь, ведь они столько знают о великих режиссерах, как будто в один бассейн с ними ходят. Они сравнивают акценты в образах, говорят о свежих метафорах, о том, как это связано с общемировыми культурными тенденциями. А потом рассказывают мне. Когда несколько человек лихорадочно блестят глазами об одном и том же фильме, режиссере или актере, я думаю: «Ммм, надо посмотреть!»