Михаил Ромм
Кинорежиссер, сценарист, педагог, народный артист СССР Михаил Ильич Ромм родился в Иркутске в 1901 году. В Сибирь за революционную деятельность был сослан его отец, социал-демократ и врач-бактериолог по профессии. Мать также происходила из интеллигентной семьи. Она страстно любила театр и свою любовь к искусству передала детям. Насчет даты рождения будущего классика кино возникла некоторая путаница: изначально в биографии называлась дата 24 (11) января. Позже, ссылаясь на обнаруженные в 2007 году в Государственном архиве Иркутской области документы, ряд источников стал приводить 21(8) февраля по старому стилю.
Фото с сайта «Кино-Театр»
С девяти лет Михаил Ильич рос в Москве, окончил гимназию в 1917 году и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, решив стать скульптором. Параллельно Ромм пробовал себя в театре в качестве актера. В годы военного коммунизма Ромм становится продагентом, в составе продовольственной экспедиции выезжая в Тульскую и Орловскую губернии. Затем он попал в Красную армию, где был и рядовым, и телефонистом, и даже инспектором Особой комиссии по вопросам численности Красной армии и флота при полевом штабе Реввоенсовета республики.
— В качестве инспектора этой самой комиссии я объехал города Советской России... Я с благодарностью вспоминаю свою работу. До нее я познакомился с деревней первых годов революции и с Красной армией снизу, теперь же мне удалось повидать жизнь с самых различных сторон, — вспоминал Ромм.
В 1925 году он окончил факультет скульптуры Высшего художественно-технического института, работал скульптором, переводчиком, научным сотрудником по вопросам кино, сценаристом. В 1931 году получил должность ассистента режиссера в «Союзкино» (сейчас «Мосфильм»), а через два года стал режиссером-постановщиком. В 1934 году вышел его первый фильм — «Пышка» по новелле Ги де Мопассана.
— Эйзенштейн, помню, спрашивал меня: «Ну, какая-нибудь режиссерская экспликация у вас есть?» Я стал излагать какие-то соображения, а он сказал: «Вы не знаете, что такое режиссерская экспликация. Ну ничего, можно делать картины и без режиссерских экспликаций...», — писал режиссер. Именно в этом фильме сыграла свою первую роль Фаина Раневская.
Еще одной страстью Ромма была литература. В 1920-е годы он переводил французских классиков — Флобера, Мопассана, Золя. Кроме того, сам писал романы, повести, новеллы. С февраля по август 1936 года Михаил Ромм ведет съемку в песках Каракумов, в 15 километрах от Ашхабада, делает свою следующую картину — «Тринадцать» (перед этим, в 1936 году маршал Ворошилов посмотрел вестерн «Потерянный патруль» Джона Форда и предложил сделать свой вариант советским кинематографистам). В фильме Ромм снимает молодую талантливую актрису Елену Кузьмину, которая вскоре становится его женой и играет почти в каждой его картине. Ее дочь Наташа будет всегда считать Ромма своим отцом.
В 1937–1939 годах Ромм снял два фильма о Ленине («Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году»), в которых Владимир Ильич предстает живой человечной личностью. Вождя большевиков в этих фильмах сыграл Борис Щукин.
В 1941 году Михаил Ромм приступает к работе над фильмом «Мечта», съемки проходят в Львове. Последний день перезаписи звука попадает на ночь с субботы 21-го на воскресенье 22 июня.
— Мы закончили перезапись в восемь часов утра, — вспоминал Ромм. — Был ясный солнечный день. Мы поздравили друг друга с окончанием работы, а через три часа я узнал о нападении фашистской Германии на Советский Союз. Лента увидела свет в 1943-м, несмотря на военное положение. Рузвельт говорил, что это один из величайших фильмов в мире.
Ромма повышают — теперь он начальник Главного управления по производству художественных фильмов. Михаил Ильич делает все, чтобы кинематограф не прекращал свою работу и в военное время. Правда, из-за несговорчивого характера вскоре Ромма снимают с должности. Тогда по его инициативе создается первый в мире Театр киноактера, в котором он становится художественным руководителем и режиссером. С 1938 года Ромм — педагог, с 1948 года — руководитель актерско-режиссерской мастерской ВГИКа, профессор (с 1962 года).
Великая Отечественная война сильно повлияла на Михаила Ильича. Как художник он был просто обязан передать свои чувства на экране. Так начинается работа над новым фильмом — «Человек № 217» о русской девушке, угнанной в рабство к немцам. За ленту Ромм получает вторую, после ленинианы, Сталинскую премию. С этого фильма в творчестве Михаила Ильича появляется тема фашизма.
Признанным шедевром считается документально-публицистический фильм Ромма «Обыкновенный фашизм», вышедший в 1965 году. Сегодня он назван классикой кинематографа, его аудитория исчисляется десятками миллионов зрителей. Режиссер обратился к художественному исследованию феномена массового психоза как социально-психологической основы, удерживающей тоталитарные режимы. Фильм был исследованием, он целиком строился на документальной основе. При этом картина была одновременно и размышлением художника о его современности. Закадровый комментарий выполнил сам Ромм. Его голос — одна из самых притягательных в художественном отношении сторон картины.
Фото с сайта «Colors»
Еще одна из широко известных работ режиссера — картина «Девять дней одного года» (1962), посвященная советским физикам. Этой лентой Михаил Ильич связал себя накрепко с молодежью кинематографа периода «оттепели»: сценаристом Даниилом Храбровицким, оператором Германом Лавровым, актерами Алексеем Баталовым, Иннокентием Смоктуновским, Татьяной Дорониной. В картине о ядерщиках прозвучала мысль о глобальном катастрофизме XX века.
Много лет Ромм преподавал во ВГИКе, писал книги о киноискусстве. Народный артист СССР, лауреат пяти Сталинских премий и Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых Михаил Ромм награжден орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, двумя орденами Ленина, медалями и призами различных МКФ. Незавершенной осталась последняя работа режиссера — документальный фильм «Мир сегодня». Михаил Ильич Ромм умер 1 ноября 1971 года в Москве. Работу заканчивали Элем Климов, Герман Лавров, Марлен Хуциев, на экраны фильм вышел под названием «И все-таки я верю» (1976). Но голос Ромма все-таки прозвучал с экрана... Он готовился к этой роли, наговаривал на пленку. Фонограммы хватило на две мировые войны, до атомного взрыва в Хиросиме. Потом на экране возникает текст: «Здесь обрывается голос автора... Дальше пойдут надписи».