Военные дороги Валентины Чвичиковой
Девчонка-активистка, занимавшаяся в драмкружке и в хоре, Валентина Чвичикова услышала весть о начале войны в 16-летнем возрасте. Взрослеть пришлось быстро. До Дня Победы предстояли километры железнодорожного пути, отмеченные безымянными братскими могилами погибших товарищей...
Валентина Ивановна родилась в 1924 году в Иркутской области, в селе Смоленщина. А выросла в Зиме, где закончила семь классов. Они с ровесниками, тогда еще фактически дети, глубину постигшей страну трагедии почувствовали, конечно, не сразу. Понимание приходило постепенно. Прежде всего, появилось много работы. Жизнь не баловала и до войны, а тут стало особенно сложно. Родители отдали все свои сбережения, подписываясь на государственные займы. Валентина с двумя сестрами старались больше помогать матери, сильно устававшей на тяжелой работе, — она была станционной смазчицей.
Наша героиня устроилась в вагонное депо. Сюда ее приняли ученицей-расчетчицей. Со временем Валентине довелось поработать во всех цехах — рук не хватало. Комсомолка, во всех делах впереди — никто не удивился, когда Валентина получила повестку на фронт. Так и не услышав свою фамилию, стоя в строю, испуганно спросила: «А я?» — «А ты еще подрасти...». Потом рыдала: как возвращаться назад после проводов с музыкой, напутствий родителей, пожеланий друзей...
Но военных дорог Валентина не миновала. С началом войны были созданы военно-эксплуатационные отделения (ВЭО). Это — комплексные полевые организации железной дороги, работавшие в районе военных действий. 1 сентября 1942 года вышло постановление Народного комиссариата путей сообщения № 932/ц, основанное на постановлении Государственного комитета обороны. Согласно документу, весь личный состав военно-эксплуатационных отделений перевели на положение состоящих в рядах Красной армии. Валентина Чвичикова в 1943 году была мобилизована на фронт в составе ВЭО № 10 (позднее № 32).
ВЭО, по сути, являлись своеобразными отделениями дороги с батальонами путейцев, вагонников, паровозников, со своими восстановительными поездами, санитарными частями, дистанциями связи. Эшелоны загружались продовольствием, оборудованием, инструментами, оружием, боеприпасами. Железнодорожники военно-эксплуатационных отделений спасали эшелоны с ранеными, поднимали сошедшие с рельсов платформы бронепоездов, расцепляли вагоны, восстанавливали пути, налаживали связь.
Работали под бомбежками, артобстрелами, нередко по колено в холодной воде и грязи. После отступления врага ВЭО работали, в основном, на восстановлении разрушенных объектов железнодорожной инфраструктуры — путей, мостов, депо, водонапорных башен... ВЭО Валентины Чвичиковой участвовало в обеспечении нужд Западного фронта, позже — 1-го и 2-го Белорусских, 1-го Прибалтийского, 1-го Украинского фронта.
В обязанности Валентины Чвичиковой входил учет комплектующих, которые использовались для ремонта. Кроме того, она вместе с товарищами участвовала в других работах отделения. Во время остановок состава запасались водой и дровами. Хронически не хватало продовольствия. Время тянулось вечностью. Как говорит наша собеседница, поддерживала мысль о том, что солдатам на передовой еще тяжелее и им, как тогда говорили, их «родным братьям-железнодорожникам», надо быть достойными...
Состав двигался сразу за линией фронта. Транспортные артерии и узлы массированно бомбили немцы — заходя раз за разом, фашистские летчики старались не только больше разрушить, но и больше убить. Валентина Ивановна вспоминает, как бомба попала прямо в целую толпу людей, выбежавших из вагона. До сих пор в памяти оцепенение и боль, когда они, выжившие, после очередного налета ходили и вглядывались в лица мертвых, боясь узнать товарищей по составу. Собрав тела своих, хоронили их неподалеку от путей, пытаясь как-то отметить и запомнить место, и двигались дальше... Некоторые могилы остались безымянными. Но многие имена увековечены: например, на станции Новосокольники, неподалеку от Великих Лук, Псковской области, установлена стела
Отделение Валентины Чвичиковой долгими военными дорогами дошло до Германии. Победу они встретили под Берлином. Валентина Ивановна услышала беспорядочную стрельбу — а все они, железнодорожники ВЭО, были вооружены автоматами. Оказалось — пришла долгожданная весть о Победе... Было много слез и радости.
Через неделю состав отправился в восточном направлении, где ожидалась война с Японией. Как раз в тот момент, когда они остановились в Иркутске, сообщили: и восточный враг побежден. Вот так, внезапно, наша героиня оказалась дома. Правда, увольнительную Валентина Ивановна получила позже товарищей. Успев к тому времени дослужиться до уровня главного бухгалтера, она еще несколько месяцев собирала документы для отчета в управлении дороги. Так что Валентина Ивановна Чвичикова, в прямом смысле воплотив строку из песни Булата Окуджавы, с войной покончила счеты только в октябре 1945-го.
Впереди была долгая жизнь. С мужем Павлом Сергеевичем, с которым познакомилась во время войны, родили троих детей, сыновей Владимира и Бориса, дочь Людмилу. Фашиста победили, но зло в мире осталось... Внук Игорь, работавший в милиции, героически погиб при задержании преступника.
У Валентины Ивановны — девять правнуков. Ей интересны все явления современной жизни. Конечно, сказываются годы и груз пережитого, здоровье подводит, но наша героиня хранит бодрость духа и не сдается во власть обстоятельствам. Она никого не боялась ни в военные годы, ни сейчас, и никому не спускает несправедливости, халатности и равнодушия.