Иркутск
29 марта 9:16 Гость редакции

Константин Зайцев

17:58, 25 июл 2016

Руководитель Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области ответил на вопросы журналистов агентства «Альтаир» и газеты «Байкальские вести».

— Константин Борисович, какая сегодня ситуация со сбором налогов в регионе? Сказываются ли на ней кризисные явления?

— По налоговым доходам мы стабильно занимаем второе место в Сибирском федеральном округе, уступая лишь Красноярскому краю.

Несмотря на внешнеэкономические и политические проблемы, нам удается обеспечивать положительные темпы поступлений. По итогам первого полугодия в консолидированный бюджет России от налогоплательщиков нашего региона направлено 108,6 млрд рублей налогов и сборов. Это на 11,4 процента, или на 11 млрд рублей, больше итогов первого полугодия 2015-го. При этом доходы, которые поступают от Иркутской области в федеральный бюджет, выросли на 6,4 процента, а доходы региональной казны — на 16 процентов.

Добиваться положительных результатов нам помогают новые технологии администрирования налогов, внедряемые ФНС России. Благодаря законодательной поддержке и современным технологиям, мы можем в автоматическом режиме собирать и анализировать большие объемы информации.

Например, с 2015 года плательщики налога на добавленную стоимость отчитываются перед государством только в электронном виде. Они должны именно так представлять книгу покупок и продаж — если быть точным, то она просто входит в состав декларации. Каждая строка из книги сопоставляется с данными деклараций контрагентов вне зависимости от того, где они находятся, — система общая на всю страну. Если выявятся несоответствия — мы придем с проверкой. Многие цифры взаимосвязаны. Например, поскольку мы меньше стали возвращать НДС (ведь у налогоплательщиков убавилось возможностей получить вычет по НДС необоснованно), сразу же возросло поступление налога на прибыль (за полгода на 4,5 млрд рублей). И если НДС полностью перечисляется в федеральный бюджет, то рост налога на прибыль интересен для региона, так как он пополняет и областную казну.

— То есть речь идет именно о повышении эффективности системы сбора налогов, а не об ужесточении работы с налогоплательщиками?

— Нет, мы никого не «кошмарим», если вы об этом. В 2012 году охват выездными проверками налоговой службы в Иркутской области был 0,75 процента от тех, кто сдает нам отчетность. А за первое полугодие 2016-го составил только 0,14 процента, то есть мы по факту уходим от такой формы работы.

Кроме того, мы стали меньше спорить с налогоплательщиками в судах. Законодательством сейчас предусмотрен досудебный аудит, и теперь в течение 15 дней нами по каждому случаю несогласия с выводом налогового органа, в том числе по результатам проверок, принимается решение. В итоге около 25 процентов споров разрешается до суда. Если же дело все-таки доходит до этой инстанции, то более чем в 80 процентах случаев суд принимает нашу сторону.

— Вы отметили, что какие-то виды налогов региону более интересны, потому что они пополняют казну Иркутской области. А какая доля от общей суммы собранных налогов нам вообще достается?

— Развею миф, что региону перепадает ничтожно малая доля его общих налоговых доходов. До 2015 года в бюджете области оставалось 73–74 процента общего объема мобилизованных налогов. С 2015 года, в рамках налогового маневра, в нефтяной отрасли отменена льгота по налогу на добычу нефти в нашем регионе, и теперь в бюджет Иркутской области поступает 52–54 процента собранных на нашей территории налогов. Но здесь я подчеркну: это поменяло баланс, а в абсолютных цифрах меньше региональный бюджет получать не стал. При этом не нужно забывать, что в область, в свою очередь, поступают значительные суммы в виде дотаций из федерального бюджета.

— А что касается распределения доходов между региональным и муниципальными бюджетами? Соответствует ли оно реальной потребности?

— Это вопрос к депутатам Законодательного собрания, которые принимают соответствующие решения. Вообще, вопрос о том, как же правильно и справедливо распределить все деньги, — он вечный.

— Какой вид экономической деятельности в Иркутской области приносит больше доходов?

— Добыча полезных ископаемых. На представителей этой отрасли приходится 42 процента налоговых платежей от общего объема по региону. Следующая по значимости отрасль — транспорт — дает 10 процентов поступлений, разрыв между ними в абсолютном выражении составляет 35 млрд рублей.

— Значит, основными территориями-налогоплательщиками являются не только города?

— Катангский район с его нефтяными месторождениями дает почти 20 процентов общего объема поступлений в консолидированный бюджет и находится на втором месте, уступая лишь Иркутску, Областной центр обеспечивает 45 процентов. Дальше идут Ангарск и Братск. Значительно меньшие (по сравнению с остальными) поступления налогов из Ольхонского и Баяндаевского районов, Черемхово.

— Но ведь цены на нефть падают, и это должно ощущаться на экономическом самочувствии региона...

— С 2015 года в рамках реализации налогового маневра в разы возросли поступления налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) — за счет отмены нулевой ставки на добычу нефти, а в начале этого года наблюдается снижение по этому налогу за счет падения цены на нефть.

При этом колебание цен на нефть и поступление НДПИ отражаются лишь на федеральном бюджете, так как налоги на углеводороды целиком зачисляются в него. А вот колебание налога на прибыль непосредственно влияет на доходы области. Негативное влияние этих процессов на бюджет области нам удается нивелировать за счет прироста прибыли региональных налогоплательщиков, увеличения поступлений налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и имущественных платежей.

Добавлю, что из общей суммы собранных в регионе налогов — как я уже отметил, это 108,6 миллиарда рублей — 6,2 млрд рублей составляют акцизы на нефтепродукты. Они поступают в Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства, а оттуда уже по нормативам распределяются по регионам.

— Вы сказали, что негативные явления, связанные с падением цен на нефть, компенсируются, в том числе за счет НДФЛ и имущественных платежей. Какие там цифры?

— В Иркутской области поступление налога на доходы физических лиц за полгода выросло больше чем на 6 процентов, и это продолжение тенденции за несколько лет. Обязаны мы этим опять же возросшему качеству администрирования. С нынешнего года введена новая форма отчетности — 6-НДФЛ. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, у которых есть наемные работники, обязаны ежеквартально предоставлять расчет по налогу на доходы физических лиц — об исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджет суммах. Кроме прочего, этой мерой мы предотвращаем возможность работодателям бесплатно кредитоваться за счет начисленного, но неуплаченного в бюджет НДФЛ.

Многие меры по взысканию задолженности и выводу зарплаты «из тени» приносят свои плоды. Мы проводим мониторинг работодателей, выплачивающих заработную плату ниже среднеотраслевого уровня, предлагаем им самостоятельно проанализировать ситуацию, приглашаем на заседания налоговых комиссий, проводим выездные тематические проверки. Только в результате этого в 2015 году в бюджет дополнительно поступило около 1 млрд рублей НДФЛ.

— А имущественные налоги? Они важны для муниципальных бюджетов, ведь лишь два налога зачисляются туда полностью — земельный и налог на имущество...

— В регионе наблюдается устойчивая тенденция роста как поступлений имущественных налогов, так и их собираемости. В 2012 году мы собрали всего около 1,5 млрд рублей, а в 2015-м жители области уплатили 2,6 млрд рублей имущественных налогов (причем было начислено 3,1 млрд рублей). Еще 260 млн рублей граждане уплатили за пять месяцев текущего года, но это уже сумма задолженности, в которую входят долги и предыдущих лет. Вовремя имущественные налоги уплачивают около 64 процентов граждан, причем их число ежегодно возрастает.

— Сколько сегодня в Иркутской области граждан — плательщиков имущественных налогов?

— С этого года сумму налога рассчитывает единый федеральный центр, в который мы передаем сведения об объектах имущества и льготах. Поэтому пока не могу привести цифры по количеству плательщиков. Вообще говоря, чем больше имущества в собственности физических лиц, тем лучше, выгоднее для всех. За имущество надо платить налоги, а это — стимул зарабатывать больше, вносить больший вклад в развитие экономики...

Если опираться на факты прошлого года, то в Иркутской области насчитывалось 1,2 млн плательщиков налога на имущество, около 400 тысяч — земельного налога и 500 тысяч владельцев транспорта. В общей сложности им было направлено 1,3 млн единых налоговых уведомлений. Ежегодно количество плательщиков того или иного имущественного налога возрастает от 3 до 10 процентов. Кстати, если кто-то еще не заявил право на льготу, то ему налог начислят, а пересчет произведут после получения заявления от налогоплательщика.


Фото Татьяны Глюк

— В этом году владельцев налогооблагаемого имущества ждет много новшеств. Назовите, пожалуйста, их.

— Во-первых, изменился срок уплаты имущественных налогов — он сдвинулся на месяц позже, теперь транспортный, земельный налоги и налог на имущество гражданам нужно заплатить не позднее 1 декабря.

Во-вторых, если человек владеет имуществом несколько лет, но ни разу не получал налоговое уведомление, он согласно законодательству до 31 декабря прошлого года должен был сообщить об этом в налоговую инспекцию. Если это не сделано, то в этом году (в зависимости от срока владения имуществом) ему могут предъявить налог за три предыдущих года. Потому что мы все равно узнаем, что он владеет имуществом, — из других регистрирующих органов. А со следующего года к сумме налога всех «имущественных партизан» прибавят и 20 процентов штрафа от неуплаченной вовремя суммы.

В-третьих, с нынешнего года льгота по налогу на имущество предоставляется в отношении только одного объекта имущества каждого типа: квартира, жилой дом, гараж, хозяйственное сооружение и творческая студия. Такой льготой пользуются около 400 тысяч жителей Иркутской области, около 90 процентов из них — пенсионеры. О выборе объекта тоже нужно было самостоятельно сообщить в налоговую инспекцию. Если налогоплательщик этого не сделал, ему освободят от налогообложения объект с максимальной исчисленной суммой налога, а по остальным объектам предъявят налог к уплате.

В-четвертых, владельцам дорогостоящих автомобилей, перечень которых ежегодно утверждается приказом Минпромторга России, стоит помнить, что при исчислении налога применяется повышающий коэффициент. В прошлом году в Иркутской области таких транспортных средства было более двух тысяч, общая сумма начисленного налога составила 56 млн рублей.

— А можно решить какие-то вопросы взаимоотношений с налоговой инспекцией в интернете?

— Удобный способ общения с налоговой службой — использование интернет-сервиса «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц». В нем можно не только найти все сведения об имуществе и налогах, но и распечатать платежные документы или сразу оплатить налоги в режиме онлайн. К тому же «Личный кабинет» предоставляет другие преимущества и услуги: можно заявление на льготу отправить, написать в налоговую инспекцию, сдать декларацию 3-НДФЛ, не посещая налоговый орган.

Кроме того, надо учитывать, что мы работаем с разными регистрационными службами, и порой данные нуждаются в корректировке. Если вы какой-то объект давно продали, а он в базе числится, вы можете не только обратиться в инспекцию, но и написать заявление прямо из личного кабинета — в онлайн-сервисе. Вам ответят и внесут исправления.

— Рост поступлений большинства налогов означает, что — во всяком случае, пока — оснований для беспокойства за региональный бюджет нет?

— Основания для беспокойства есть, в том числе следующее соотношение, которое, незначительно изменяясь, характеризует региональную экономику не первый год. На сегодня у нас зарегистрировано 63 тысячи налогоплательщиков — юридических лиц, а 68 процентов доходов консолидированного бюджета обеспечивают всего 20. Двадцать из 63 тысяч! 35 процентов всех собранных в регионе налогов дают лишь два предприятия нефтегазовой отрасли.

Зависимость лишь от нескольких, пусть и крупных плательщиков, «китов» экономики опасна. В прошлом году региональный бюджет просел как раз из-за резкого снижения налога на прибыль от вертикально интегрированных компаний. Предприятия нефтепереработки и финансового сектора тогда уточнили свои декларации, сильно недосчитавшись прибыли, и им возвращали их переплаты из бюджета.

— Что делать? Какие меры предпринимаются для повышения финансовой устойчивости?

— Каждая отрасль требует внимания. Недавно совместно с региональным правительством мы проанализировали лесную промышленность, чтобы принимать меры, в том числе совместно с муниципалитетами, правоохранительными органами, всеми сторонами процесса. Так, выяснилось, что у нас 30 из 301 зарегистрированных арендаторов лесного фонда в 2015 году дали 90 процентов всех налоговых поступлений. Соответственно, оставшийся 271 арендатор обеспечил всего 10 процентов. Имеет значение и соотношение показателей: с 2013 года рост поступлений от предприятий лесной промышленности региона по налогу на прибыль — в три раза, а по НДФЛ — лишь на 28 процентов...

Надо повышать отдачу от лесной отрасли, тем более что по объемам лесозаготовок Иркутская область — первая в стране. Обеспечивая свой вклад в эту общую работу, мы рассматриваем ситуацию в двух аспектах: налоговая нагрузка, которую несут предприятия, и налоговые разрывы. Так, если налоговая нагрузка ниже средней по отрасли, то мы анализируем механизмы предпринятой предприятием оптимизации: а законна ли она? И одно дело, например, когда предприятие не может обосновать причины низкой налоговой отдачи в данный период, а другое дело — когда реализуется инвестиционный проект, приобретается оборудование, берутся кредиты...

— Правда ли, что мы со своими крупнейшими в стране объемами лесозаготовки отстаем по налоговой отдаче от лесной отрасли Красноярского края?

— Платежи наших предприятий-лесников в три раза превышают платежи красноярцев. Карелию мы опережаем на 40 процентов. Другое дело, что у нас большой нереализованный потенциал.

Кстати, у нас теперь общая электронная база с таможней, и это тоже действенное средство контроля за предприятиями лесной отрасли. Учитывать надо все факторы, каждый из которых характеризует ситуацию. Например, в последнее время наметилась тенденция: многие экспортеры леса не подают декларацию по НДС и, соответственно, не получают положенный налоговый вычет. То есть в этих случаях с НДС что-то не так, и им даже выгоднее потерять вычет... Все эти тенденции мы тоже рассматриваем, чтобы при необходимости принять меры или подготовить свои предложения в центральный аппарат. Потому что любые принципиальные новшества возможны только после изменений законодательства. Например, есть у нас такие налогоплательщики, у которых официальный доход ниже их налоговых обязательств. То есть они платят за свои дома, яхты, машины больше, чем у них показаны доходы в декларации. Факты нам известны, мы над этим работаем.

— А количество миллиардеров за последнее время приросло?

— Мы не ставили себе задачу регулярно мониторить этот показатель. Да и рассматривать любой случай надо корректно. Бывает, через оборот предприятия прошли миллиарды и они показаны в декларации, а полученный предпринимателем доход совсем небольшой...

— Для вашей работы нужно немало сил. Каков в регионе штат налоговой службы?

— 2710 специалистов, все — с высшим образованием, полученным в разных регионах, но в основном, конечно, подготовленных нашими вузами. Нас, как и другие службы, регулярно сокращают, больше всего в 2012 году — на 12 процентов, и процесс продолжается. Недавно мы объединили инспекцию Шелехова с одной из иркутских, скоро то же самое ждет инспекцию в Бодайбо. Конечно, места, куда обращаются налогоплательщики, там остаются — в Иркутск переносится все администрирование.

Это неизбежный процесс. У нас появилось больше технологических возможностей для повышения производительности труда, и численность параллельно сокращается. Хотя честно скажу, что работы меньше не становится. К тому же мы не полностью еще ушли в онлайн, хотя система к этому идеалу приближается. Так, в ближайшее время у налогоплательщиков,

в том числе у физических лиц, вообще не будет налоговой прописки. Будучи в другом населенном пункте в командировке, в гостях, вы сможете решить все свои вопросы как налогоплательщика в первой же инспекции, которую увидите. То есть если раньше база налогоплательщиков у каждого региона была своя и в федеральную интегрировалась не сразу, то уже сейчас в нее в реальном времени поступают почти все данные.

Кстати, со следующего года мы будем администрировать еще и платежи Пенсионного фонда, и соцстраха, и медстраха.

— Почему в Иркутской области некоторые налоги собирают налоговые органы Кемерово и Красноярска, во всяком случае, уведомления приходят именно оттуда?

— В свое время Красноярск и Кемерово, откуда вы получаете уведомления на уплату налогов, создали центры по обработке данных Федеральной налоговой службы, которые работают для нужд всего Сибирского федерального округа, печатают уведомления. Это техническая сторона. Налоги, конечно, поступают не в эти субъекты, но в плане рабочих мест для высококвалифицированных юристов и имиджевой составляющей дело для региона хорошее. Недавно я разговаривал с губернатором Сергеем Левченко на предмет совместных действий по реализации подобной же возможности. В Иркутской области когда-то в числе первых в стране был создан единый регистрационный центр. Неважно, где человек прописан, — регистрацию в налоговых органах он может пройти, обратившись в Иркутске в инспекцию № 17, которая и является таким центром для Иркутской области. Следующий шаг — единые регистрационные центры не в регионах, а в федеральных округах. Хорошо бы, если бы такой центр для Сибирского федерального округа заработал именно в Иркутске.

— А вообще, что касается разных новшеств и перспектив, как вы относитесь к предложениям, которые партии выдвигают по изменению налоговой системы, особенно в преддверии выборов?

— Не только в преддверии выборов, мы постоянно занимаемся такой работой, даем оценку присылаемым депутатами Законодательного собрания законопроектам. И у меня есть два основных критерия для поддержки политических решений. Во-первых, любой новый налог должен быть понятен, во-вторых, затраты на администрирование не должны превышать сам налог.

Также нужно понимать, что путь развития налоговой системы — это же не новые налоги и не прямое ужесточение работы. Налоговая служба, по сути, — это большая бухгалтерия страны, а не система принуждения. И чем более эффективен процесс сбора имеющихся налогов, тем больше будет доходов у бюджета.

Кроме того, на сегодня мы не только фискальный орган — предоставляется много услуг, на сайте действует около 60 сервисов. Налогоплательщик может к нам и вообще не приходить, спокойно вести свои дела онлайн. Пользователями «Личного кабинета налогоплательщика для физических лиц» в Иркутской области уже стали 318 тысяч человек. «Личным кабинетом налогоплательщика» пользуются более 2 тысяч организаций и около 6 тысяч индивидуальных предпринимателей. Мне приятно сообщить, что по результатам опроса газеты «Учет. Налоги. Право» Межрайонная инспекция ФНС России № 15 по Иркутской области в общероссийском рейтинге — на втором месте, на третьем — ИФНС России по г. Ангарску. Еще четыре инспекции — № 6, 18 и 19 и по Правобережному округу Иркутска — вошли в сотню лучших инспекций страны.

— Поздравляем!


По вопросам рекламы и сотрудничества звоните
+7 999 420-42-00

 

Кто из бывших руководителей Иркутской области (ранее – генерал-губернаторства, губернии, края) XIX–XXI веков внес наибольший вклад в ее развитие?

Яндекс.Метрика