«Единая Россия» против прямых выборов мэра Иркутска
Фото Алексея Филиппова / ТАСС
Накануне внеочередной сессии Законодательного собрания Иркутской области, запланированной на 14 июня, на заседании комитета по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении состоялось обсуждение вопроса, предложенного инициативной группой регионального отделения КПРФ для областного референдума. Дискуссия по единственному вопросу повестки дня продолжалась полтора часа.
Открывая заседание, председатель комитета Борис Алексеев уточнил, что сессии предстоит оценить пока не смысл предстоящих перемен в городском самоуправлении областного центра, а всего лишь соответствие сформулированного коммунистами вопроса областному закону 66-ОЗ «Об областном референдуме». Представитель инициативной группы, второй секретарь обкома КПРФ Евгений Рульков напомнил, что в апреле 2017 года губернатор Иркутской области Сергей Левченко выступил с инициативой установить для всех муниципальных районов и городских округов единую норму: главы таких муниципалитетов избираются только на прямых выборах, с участием всех граждан, имеющих право голоса. В Иркутской области подобная норма действует во всех МО, кроме Иркутска, поскольку в конце 2014 – начале 2015 года по инициативе депутатов фракции ЛДПР были приняты поправки в областной закон и право избрать главу территории получили депутаты городской думы.
– Вопрос, подготовленный нашей инициативной группой, звучит так: «Согласны ли вы, чтобы в Иркутской области был принят закон Иркутской области, предусматривающий избрание всех глав муниципальных районов, городских округов на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании?», – рассказал Евгений Рульков, добавив, что фракция КПРФ в Заксобрании подготовила соответствующий законопроект, который и был внесен в региональный парламент.
Рульков отметил, что вопрос понятен каждом избирателю, не допускает двойного толкования и был признан соответствующим федеральному и региональному законодательству в двух инстанциях – в профильном комитете Государственной думы и в областной избирательной комиссии. Процедура референдума потребовалась именно потому, что референдум имеет высшую силу, его решения нельзя отменить на протяжении двух лет, и в целом законодательство РФ разработано так, что группе людей (например, какой-либо фракции в законодательном органе региона) довольно сложно не допустить свободное волеизъявление граждан. Как и следовало ожидать, фракция «Единой России» в лице Бориса Алексеева и аппарат Законодательного собрания в лице заместителя руководителя Алексея Петрова, сделали все возможное, чтобы комитет отказал инициативной группе уже на этом заседании.
В ход пошли риторические вопросы в стиле «а чем вам не нравится действующий мэр?» и «зачем спешить – давайте дождемся окончания срока полномочий Законодательного собрания?», а заодно и не делающие чести автору заявления в духе «кто вам сказал, что иркутяне против нынешнего порядка?». Депутат ЗС Владимир Матиенко напомнил присутствующим, что против закона об отмене прямых выборов мэра проходили митинги и пикеты уже в те дни, когда фракции «ЕР» и ЛДПР спешно, за одну ночь, «клепали» свои поправки в областной закон. Первый законопроект о возвращении к прямым выборам сам Матиенко внес уже весной 2015 года, и тогда же, стоя на трибуне ЗС, он передал председателю Законодательного собрания Сергею Брилке пачку листов с подписями горожан под требованием вернуть прямые выборы. Депутат Государственной думы и кандидат (на тот момент) на пост губернатора Сергей Левченко подавал в 2015 году иск в Конституционный суд РФ с требованием отменить решение Законодательного собрания, а региональное отделение «Партии народной свободы» в 2016 году дважды пыталось сформулировать свой вопрос и создать инициативную группу для проведения референдума. Если всего этого недостаточно, то как же тогда выглядит протест граждан против того, чтобы мэра выбирали за закрытыми дверями 35 депутатов, не имевших таких полномочий на момент собственного избрания?
Когда с этим вопросом разобрались (пусть стороны и остались каждая при своем мнении), в дело вступил Алексей Петров. Он попытался доказать, что вопрос, предложенный для референдума, либо не относится к ведению Иркутской области как субъекта федерации, либо же этот вопрос не имеет государственного значения.
– Референдум – процедура экстраординарная, применяется в исключительных случаях. Каждый вопрос, вынесенный на референдум, предусматривает обязательное решение. Вопрос о том, имеет ли предложенный вопрос государственное значение – является открытым, – заявил Петров.
Участники заседания погрузились в юридический спор. Для начала они выяснили, что все документы, поданные инициативной группой, приняты избирательной комиссией региона. Затем сошлись на том, что, по мнению избиркома и областной прокуратуры, вопрос референдума соответствует областному закону, – и на этом дело встало. На сессии 14 июня депутаты как раз должны сформулировать свое мнение по этой же теме: соответствует вопрос референдума областному закону или нет – и правовое управление ЗС не может ни предварять решение депутатов, ни предлагать его им. Тем не менее позиция правового управления была сформулирована и прозвучала предельно четко: предложенный инициативной группой КПРФ вопрос не соответствует статье 7 областного закона о референдуме и потому депутаты должны проголосовать против возвращения прямых выборов.
Владимир Матиенко назвал происходящее саботажем.
– Вы понимаете, что фракция «Единой России» проводит антинародную политику? – уточнил Владимир Матиенко у депутатов. Возражений не последовало.
Представитель губернатора в Законодательном собрании Роман Буянов в своем выступлении отметил, что правовое управление пытается ставить палки в колеса процедуре референдума и затягивает принятие вопроса на сомнительных основаниях, хотя два губернатора Иркутской области – Сергей Ерощенко и Сергей Левченко – прямо и недвусмысленно высказались за возврат прямых выборов. В поддержку позиции правового управления (которое вроде бы не должно иметь в таком вопросе собственного мнения) высказалась представитель Ассоциации муниципальных образований Зоя Масловская, которая почему-то стала ссылаться на опыт поселений – там, дескать, все настолько плохо, что нет кандидатов на пост главы и вскоре, вероятно, придется спешно принимать закон о введении практики избрания глав из числа депутатов. Очень жаль, что представитель АМО то ли сама не разобралась в вопросе референдума (который говорит только об уровне районов и городских округов, вовсе не касаясь поселений), то ли пыталась ввести в заблуждение депутатов ЗС. Представители инициативной группы честно предупредили депутатов, что в случае отказа признать вопрос соответствующим закону, они пойдут в суд – и Роман Буянов тут же предположил, что инициативная группа без труда выиграет дело, опираясь на мнение областного избиркома и прокуратуры.
Голосование на комитете показало, что завтрашняя сессия будет непростой: против признания вопроса соответствующим закону проголосовали два депутата – Борис Алексеев и Александр Дубровин, за – один Владимир Матиенко, двое воздержались. В итоге решение не было принято в той формулировке, которую предлагало правовое управление, и каждому из депутатов на сессии придется решать самому – будут ли в Иркутске прямые выборы мэра или избрание главы города останется в руках маленькой группы людей.