Иркутск
29 марта 16:15 Политика

Отставки губернаторов: федерализм почти не виден

22:28, 26 сен 2017

Весьма осведомленная газета «Коммерсант» на днях сообщила, что в ближайшее время будут отправлены в отставку около десятка губернаторов. В качестве регионов, где ожидается смена власти, названы Ивановская, Самарская, Нижегородская, Мурманская, Новосибирская и Омская области, Ненецкий автономный округ, Красноярский и Алтайский края, а также одна-две территории на Северном Кавказе. Прогноз уже стал сбываться: своей должности лишились губернаторы Самарской и Нижегородской областей. И дело не только в качестве работы — например, 70-летний нижегородец Валерий Шанцев трудился весьма успешно.

Казалось бы, обычная процедура (хозяин, то есть президент, имеет право) все же вызывает повышенный интерес. Во-первых, отставки происходят незадолго до выборов главы государства. А значит, чтобы через год, следующей осенью, «исполняющие обязанности» избавились от этой приставки, им нужно сейчас, получив «грамоту на княжение», стараться «за того парня»...

Во-вторых, практика «выборов без выбора» очевидно укрепилась. Технология такая: Кремль предлагает свою кандидатуру в губернаторы, а реальных, серьезных конкурентов, если таковые имеются, либо уговаривают не участвовать «по-хорошему», либо отказывают им в регистрации. 10 сентября по этой схеме были проведены выборы глав 16 регионов, причем во всех случаях хватило одного тура.

Псевдовыборы — элемент политического устройства современной России, очень удобный федеральной власти. Губернатора, избранного на полностью управляемых, «дефективных» выборах, то есть имеющего низкую степень легитимности, столь же легко снять из Кремля. Никто и не заметит. Редкое исключение составляют именно губернаторы, победившие в условиях реальной конкуренции.

В принципе эти отставки, да еще и в форме кампанейщины, целыми обоймами, отражают непоследовательность избирательных процедур. Мы пытаемся как можно быстрее добиться избрания «оптимальных» кандидатов, при этом то отменяя выборы вообще, то проводя их с муниципальным фильтром. Но большинство нынешних демократий зрели по несколько веков, и даже «догоняющий» вариант предполагает несколько десятилетий, которые нужно пройти, разумеется, допуская «нежелательные» итоги голосования, привыкая к ним. И если губернатор работает плохо, то с ним должны разбираться избиратели. А задача федеральной власти — обеспечить реальную конкуренцию на выборах.

Итак, федерализм почти не виден. Речь скорее о «гибридном» унитаризме, «гибридном» самовластии. Это когда истинные цели осуществляются под прикрытием других, официально, публично заявленных. А главные силы (реальные группы интересов) проводят свою линию из-за ширмы, декорации сугубо формальных «опереточных» конструкций. В данном случае в качестве «витрины» или «обложки» используются федерализм и демократия. Как говорит известный ведущий на Первом канале, «такие нынче времена», которые, добавлю, быстро не изменить.

Юрий Пронин для ИА «Альтаир»


По вопросам рекламы и сотрудничества звоните
+7 999 420-42-00

 

Кто из руководителей России/СССР, так и не ставший главным лидером государства или ставший им только на короткое время, мог бы сыграть наиболее позитивную роль в развитии страны?

Яндекс.Метрика