Сергей Левченко: «Совместить стремление к прибыли и решение экологических вопросов очень трудно»
Губернатор Иркутской области Сергей Левченко и временно исполняющий обязанности главы Республики Бурятия Алексей Цыденов приняли участие в заседании рабочей группы по разработке национального проекта «Байкал: Великое озеро Великой страны». Мероприятие состоялось 20 февраля в Иркутске, в областной центр прибыли заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ Сергей Ястребов, директор департамента экономики и финансов правительства РФ Антон Григоров, председатель комиссии Общественной палаты РФ по экологии и охране окружающей среды Сергей Чернин и представители других профильных структур и ведомств.
Алексей Цыденов, Сергей Левченко, Сергей Ястребов, Антон Григоров. Фото Яны Ушаковой
«Где деньги, Зин?»
Открывая заседание рабочей группы, Сергей Левченко напомнил, что 2017 год — не только Год экологии в России, но и год 80-летия Иркутской области. В регионе составлен план мероприятий, главным из которых должен стать Водный экологический форум, запланированный на сентябрь. Заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ Сергей Ястребов в своем выступлении призвал власти Иркутской области и Бурятии объединить усилия для сохранения озера Байкал и одновременно развития туризма. По оценке Ястребова, в 2016 году регионы потеряли 3 млрд рублей, которые должны были принести пользу озеру в рамках федеральной программы по охране Байкала. Если власти Прибайкалья не спохватятся и не возьмутся за работу засучив рукава, в 2017 году могут быть потеряны уже 5 млрд рублей.
— Должен быть соблюден баланс интересов бизнеса, коренных жителей и гостей этого прекрасного озера, — завершил свое выступление Сергей Ястребов.
Заместитель директора департамента экономики и финансов правительства РФ Антон Григоров предложил властям области и республики «внимательно задуматься» над межрегиональной кооперацией: только совместными усилиями можно будет добиться положительных результатов. Регионам необходимо начать с разработки комплексных транспортных маршрутов, развития аэропортов, дорог и сети гостиниц.
— Все сразу спросят: «Где деньги?». Надо подумать о привлечении внебюджетных источников, иностранных инвестиций, в том числе для строительства очистных. Есть Азиатский банк развития — он готов вкладывать по 300 млн рублей в проекты. Есть банки, которые инвестируют в строительство малых ГЭС в Карелии — проект до 12 млрд рублей. Надо смотреть, искать, особенно это важно для Республики Бурятия, это позволит отчасти решить проблему тарифов. В Бурятии есть резервы и надо не вести полемику, как уравнять с Иркутской областью, а искать, как снизить стоимость перетоков — сегодня она превышает 63 % в тарифе. Нужно развивать альтернативную энергетику, — заявил Антон Григоров.
Алексей Цыденов ознакомил всех присутствующих с тем, что придумали власти, общественность и бизнес Бурятии для решения общих вопросов. Экологические ограничения приносят большой ущерб экономике республики, но тем не менее состояние озера ухудшается — в первую очередь из-за состояния реки Селенги, в которую попадают фактически не очищенные стоки.
— У нас готовы документы по очистным сооружениям Улан-Удэ, мы готовы принять 2,6 млрд рублей, — заявил Цыденов. Сергей Ястребов отреагировал скептически: говорить власти республики могут что угодно, а вот смогут ли они освоить эти средства, не превратится ли объект в очередной долгострой? Алексей Цыденов продолжал перечислять проблемы: эвтрофикация воды — развитие спирогиры, отмирающая водоросль загрязняет пляжи — дикие туристы перемещаются в новые места и загрязняют их своим мусором. Местные жители становятся причиной многих лесных и торфяных пожаров — эта проблема вышла для республиканских властей на первый план.
В Бурятии впервые разработаны два проекта по утилизации отходов лесопиления на общую сумму около 8 млрд рублей. Разработан проект модернизации Селенгинского ЦКК и снижения выбросов в атмосферу. По мнению Алексея Цыденова, у республики есть большие преимущества для развития туризма: более протяженная береговая линия, более 300 мест с санаторно-курортными объектами, исторические и религиозные объекты, но для повышения потока туристов потребуются дополнительные усилия и большие инвестиции.
— Я не говорю, что это будут бюджетные средства, но предлагаю включить наши предложения в проект развития Байкальской территории в целом, — завершил свое выступление Цыденов.
Больше туристов, хороших и разных
Иркутская область разработала гораздо более подробный документ, в котором задачи по спасению Байкала делятся на 17 приоритетов и около 130 мероприятий. В частности, правительство региона предлагает перевести все котельные в Центральной экологической зоне с угля на электричество и одновременно ввести льготные тарифы для населения и бизнеса этой территории. Сергей Ястребов согласился, что как один из вариантов это предложение можно рассматривать, но от регионов потребуется софинансирование проекта — например, на уровне 30 процентов от его стоимости. Антон Григоров потребовал от регионов определиться с приоритетами: некоторые из озвученных проектов можно реализовать на одной из территорий. Федеральное правительство будет требовать от губернатора и врио главы только одного: несите готовую проектную документацию — получите деньги.
— Мне кажется, приоритетом в любом случае должен быть Байкал, — сказал Сергей Левченко. — Есть накопленные проблемы, и что бы мы ни говорили, в первую очередь нужно заниматься Байкальском. Когда подписывали меморандум с китайскими инвесторами (а они обещали 11 млрд долларов), то было сказано: первое — экология, второе — инфраструктура, третье — бизнес. Они согласились, что власти региона имеют право диктовать условия.
Глава ООО «Туроператор Байкалов» Анатолий Казакевич в своем выступлении рассказал, что он и его коллеги из Бурятии разработали семь общих маршрутов. Логика была простая: турист едет не в Бурятию или Иркутскую область, а на Байкал — следовательно, нужно показать туристу именно озеро. Есть маршрут для транзитных туристов «Малое кольцо» — всего лишь до Листвянки; есть маршрут Листвянка — Выдрино и так далее.
— Мы понимаем, что нельзя заводить массовых туристов в чистые территории. Экологический туризм должен быть немногочисленным и очень дорогим, а массовый туризм может быть только там, где есть асфальт. Основной транспортный хаб, например, должен быть в МРС, потому что нынешний поток на Ольхон — около 100 тыс. человек в год — это уже запредельное значение, — заявил Анатолий Казакевич.
Туристический бизнес почему-то упорно пытается увязать воедино маршрут, объединяющий православные храмы Иркутска, шаманские объекты Ольхона и буддистские дацаны Бурятии. Едва ли служители этих культовых мест будут рады появлению на их территории огромного количества туристов и превращению религиозных обрядов в развлечение для досужих зрителей.
Руководитель межрегиональной организации «Байкальские стратегии» Роман Ищенко сосредоточился на водном и ледовом транспорте на Байкале. Если исходить из задачи увеличения туристического потока, то трех месяцев навигации очень мало. Ледовый транспорт только начинает развиваться на Ольхоне и чтобы обеспечить круглогодичный поток туристов, нужно как можно больше судов типа «Нерпа». Такие суда могут передвигаться и по льду, и по воде, но пока их нет ни в нужном количестве, ни в нужном числе видов.
— У нас в области есть специалисты для разработки таких судов, но нужна помощь из федерации. То же самое с причальными сооружениями — обе стороны будут формировать заявки, нужно заранее согласовать расположение и типы сооружений: где-то причалы, где-то марины, — заявил Роман Ищенко. — Сейчас, по нашим подсчетам, Байкал посещают 850 тыс. человек в год (которые останавливаются в гостиницах, людей с палатками сосчитать невозможно), если будут решены вопросы с инфраструктурой — мы сможем принять до 3,5 млн человек в год.
Алексей Цыденов, который еще месяц назад работал в министерстве транспорта РФ, предложил двум регионам самостоятельно разработать схему транспортных маршрутов и уже потом передавать в федеральное правительство.
— Будем считать, по этому вопросу разобрались, — подвел итог Сергей Левченко.
Руководитель ООО «Просто лаборатория» Елена Дыдыкина представила отчет о работе совместной группы по развитию индустрии здоровья. По оценке этой группы, с каждого гектара экологически чистых земель в Прибайкалье можно собрать сырья для производства препаратов на миллион рублей. В Прибайкалье уже существует оздоровительный туризм, который дает высокую прибыль, потому что 80 процентов таких туристов едут в сопровождении родственников. Группа замахнулась даже на межрегиональный оздоровительный центр, но его создание потребует поддержки региональных властей. Ни губернатор, ни врио главы республики это заявление не прокомментировали и обещаний давать не стали.
Председатель комиссии по экологии Общественной палаты России Сергей Ястребов отметил, что организация уделяет Байкалу повышенное внимание, выразившееся, в том числе в многочисленных визитах на Байкал секретаря палаты Александра Бречалова. Они знают о проблемах территории, Сергей Ястребов перечислил их, палата выражает пожелание обсудить решение этих вопросов в рабочем порядке.
— Комиссия по экологии Общественной палаты предлагает уже в 2017 году приступить к оснащению небольших населенных пунктов очистными сооружениями — соответствующие технологии и оборудование в нашей стране есть. Нужно определиться с операторами по обращению с твердыми бытовыми отходами и приступить к ликвидации несанкционированных свалок, — сказал Сергей Ястребов.
Вместе
— У нас нет другого варианта реализации федеральной программы охраны озера Байкал, кроме одного — вести параллельно все процедуры в Иркутской области и Бурятии, — заявил Сергей Левченко. — Чтобы это сделать, нам нужно убрать конкурс и на основе государственно-частного партнерства реализовать те проекты, которые уже отработаны. Только на конкурсах мы каждый раз сэкономим месяц—полтора. В ином случае по твердым коммунальным отходам, например, нам предлагают только работу в крупных городах, а малыми населенными пунктами, территорией вокруг Байкала никто заниматься не хочет. Совместить стремление к прибыли и решение экологических вопросов очень трудно.