Иркутск
19 апреля 23:42 Политика

В споре о перераспределении налогов пора ставить точку

20:49, 19 ноя 2016

Дискуссия вокруг инициативы администрации Иркутска о перераспределении налогов в пользу городских округов в канун очередной сессии Законодательного собрания претерпела изменения и вышла за пределы кабинетов в органах законодательной и исполнительной власти.

В течение завершающейся недели авторы инициативы успели понять, что при всем желании не смогут привлечь на свою сторону достаточное количество сторонников: даже в Ассоциации муниципальных образований большая часть мэров понимает, что «налоговый маневр по-иркутски» принесет пользу незначительному меньшинству, а большинство пострадает. Даже после того, как в список получателей увеличенной доли налога на доходы физических лиц были включены муниципальные районы, в Совете Ассоциации за это предложение высказались 12 мэров из 30. В Законодательном собрании инициативу обсуждали в таких словах, что стало ясно: шансов на успешное голосование очень мало. В такой ситуации у администрации Иркутска оставался последний ресурс: апеллировать к мнению граждан. В качестве площадки для обсуждения была выбрана программа «Спорный вопрос», вышедшая в эфир вечером 17 ноября.

Разъяснять и защищать инициативу администрации в телестудию пришли двое — заместитель мэра Руслан Ким и депутат городской думы Лариса Егорова. Более неудачный тандем сложно было придумать. Ким в недавнем прошлом был министром областного правительства, сформированного экс-губернатором Сергеем Ерощенко. Именно Ерощенко установил тот норматив распределения средств, который сейчас пытается оспорить администрация Иркутска, и в то время Руслана Кима все устраивало. Лариса Егорова является одним из немногих в думе депутатом, представляющих не «Единую Россию», а другую партию — «Справедливая Россия». При этом она защищает инициативу администрации с энергией, которой не видно у более опытных в бюджетном процессе коллег из «ЕР».

Именно этот энтузиазм при полном отсутствии сомнений заставляет говорить о несвоевременности изменения системы распределения налогов в пользу городов и районов. Как бы кто не относился к правительству области, в одном нет сомнений: его работа с бюджетом, в первую очередь, — абсолютно прозрачна и находится под неусыпным контролем депутатов Законодательного собрания, Ассоциации муниципальных образований, политических партий и общественных организаций. В это же самое время никто не знает, что происходит с бюджетами городов, даже таких крупных, как Иркутск, Братск и Ангарск. Есть, впрочем, и более весомые аргументы в пользу сохранения налогового статус-кво. Вот как они прозвучали в эфире программы «Спорный вопрос».

Александр Битаров

первый заместитель губернатора — председатель правительства Иркутской области

Если эта инициатива будет принята, то бюджет Иркутской области потеряет 2,4 млрд рублей. При том, что изъятие в федерацию составит около 5,5 млрд. Подобный дисбаланс неприемлем и серьезно влияет на устойчивость и сбалансированность областного бюджета, несущего гораздо большую нагрузку, чем бюджет города Иркутска. Отдавая деньги по данной инициативе, мы практически не оставляем никаких резервов, даже не можем 100 % заложить обязательные расходные обязательства, которые обязаны выполнять по указам президента, по социальным законам, принятым нашими же депутатами, не говоря уже о бюджетных инвестициях, стройках, ремонтах.

Инициатива Иркутска вызывает дополнительно отток из областного бюджета 2,4 млрд рублей. Но в Иркутске и других крупных городах присутствует бюджет развития. В дотационных районах этого абсолютно нет. И область не в состоянии в случае потери налоговых доходов их поддерживать. Мы вынуждены будем «резать» бюджетные инвестиции, а это — стройки, ремонты, в основном на территориях, где собственных доходов совершенно не хватает. Вот поэтому у нас сегодня в этом вопросе категоричная позиция.

Мы за то, чтобы процветали Бодайбо, Иркутск, Ангарск, Братск. Но мы не можем не помогать слабым территориям. Не обеспечивать тот минимум, который обозначен для поддержания среднего уровня жизни и для выполнения указов президента, нельзя. Министр финансов уже сказала, что мы в 2017 году вышли на предельный разрешенный дефицит. Но при этом предельном дефиците для того, чтобы выполнить все законы, указы, поднять заработную плату и дать небольшой объем по стройкам и ремонтам, почти 10 млрд не хватает. На сегодняшний день неизвестна окончательная цифра федеральной дотации, но я убежденно могу сказать — она однозначно не перекроет этих проблемных миллиардов, которые имеются на сегодняшний день. Внесение подобного закона, особенно за две недели до рассмотрения закона о бюджете, — это, безусловно, «удар под дых».

Бюджет города Иркутска тоже дефицитен, но миллиард — это не максимально допустимый уровень. В области это 9 млрд — максимально допустимый уровень. Что нам сегодня фактически предлагают? Вы в области набирайте госдолг, сколько можете, по максимуму, а нам отдайте все-таки заработанное нами. Соотношение на сегодняшний день собственных налоговых и неналоговых доходов в области к госдолгу — 30 процентов госдолг. Это плановый прогноз на конец года. В городе Иркутске только 21 процент. Где же здесь справедливость? Ведь областной бюджет несет на себе максимум социальной нагрузки. И не надо забывать, что в последние годы из городов на область ушли тяжелейшие обязательства. Это здравоохранение, это образование со всей заработной платой, которая там есть. Поэтому подрывать областной бюджет сегодня никак нельзя.

Евгений Юмашев

мэр Бодайбинского района

Полномочий у областного правительства намного больше, чем в Иркутске — это здравоохранение, образование. Изначально все муниципальные районы были категорически против инициативы, и тогда администрации Иркутска ничего не оставалось, как предложить районам поучаствовать в делении этих 3 процентов. Но надо помнить, что для районов суммы будут незначительны, и каждый отдельно взятый муниципалитет не сможет на эти средства что-то реальное сделать. Для реализации больших проектов, таких, как строительство школ, детских садов, инфраструктурных проектов, котельных, необходимо аккумулировать средства в областном бюджете, и в рамках программ реализовывать такие масштабные вещи.

На первый взгляд система распределения сложена так, что большую часть средств получат те территории, где проживает больше людей, и это совершенно не стимулирует к развитию отдаленные территории и малые населенные пункты. Средств будет очень мало, это приведет к оттоку населения с малозаселенных территорий в большие центры. При правильном планировании нужно развивать те территории, которые будут давать экономический рост, и дать равные возможности всем. Но при такой постановке вопроса выиграет только Иркутск, другие территории не выигрывают однозначно.

Наталия Бояринова

министр финансов Иркутской области

Безусловно, любая инициатива со стороны муниципальных образований в части наполнения своих бюджетов имеет место. Другой вопрос, что в данном случае нужно принимать консолидированное и компромиссное решение: каким образом, поддерживая муниципальные образования, в первую очередь не разбалансировать областной бюджет. Потому что нормативы, которые в 2013 и 2014 годах были перераспределены в пользу областного бюджета, связаны с передачей на региональный уровень расходов по здравоохранению (как мы помним, до 2013 года их несли все муниципальные образования) и расходов по заработной плате учителям и воспитателям — основная доля данных расходов ложится на областной бюджет.

Проект бюджета, который внесен в Законодательное собрание, сформирован на 2017 год с дефицитом. Причем с предельно допустимым дефицитом. Это заработные платы тем же учителям, врачам, работникам социальной защиты. Это бюджетные инвестиции. Изменяя объем налоговых поступлений в любой из уровней бюджета, мы должны понимать, какие расходы мы вынуждены будем сокращать. Ни губернатор, ни правительство не настроены на то, чтобы были урезаны какие-то социальные обязательства, потому что все выплаты, которые мы сегодня производим детям, семьям, малоимущим гражданам, это все идет из областного бюджета. Поэтому здесь должен быть найден баланс. Нам нужны не только сильные муниципальные образования, но и сильная область в целом.

Дмитрий Чернышов

заместитель губернатора — руководитель аппарата губернатора и правительства Иркутской области

Инициатива, наверное, правильная, но этот вопрос уводится в раздел демагогии: а вот надо, а вот не надо. Бюджет — это тонкий финансовый документ. Над проектом бюджета работала целая группа специалистов в течение нескольких месяцев. Инициатива города Иркутска внесена буквально на ноябрьскую сессию. Мы мэрам не объяснили, социальным группам не объяснили, а какие изменения повлечет эта инициатива. И хотим вот так вот за 2–3 дня, за неделю решить вопрос. Да это невозможно просто. И здравый смысл говорит об этом.

Что касается города Иркутска. У нас принят закон Иркутской области «Об особом статусе», финансирование областного центра производится в особом порядке в соответствии с законом. В этом году на финансовое обеспечение закона из областного бюджета направлено 427 млн рублей. Неужели это не учитывает особого статуса столицы Иркутской области? Ассоциация муниципальных образований — площадка, на которой должно вырабатываться консолидированное мнение мэров. Как должностное лицо, отвечающее за работу с территориями, я провел порядка 25 встреч с мэрами районов и городских округов. Я вам скажу — абсолютное большинство высказалось против этой инициативы, потому что она не была обсуждена надлежащим образом на площадке Ассоциации. Это вывод и мэров районов и округов.

Сергей Шишкин

внештатный советник губернатора Иркутской области

Отношения между бюджетами всегда острые. Как нам говорят в городе Иркутске, мы имеем дефицит бюджета. У меня только вопрос, почему он вдруг стал дефицитным? Два года назад был профицитный бюджет, сегодня — дефицитный. У меня вопрос, почему сегодня 9 млрд рублей мы закладываем в дефиците области? Потому что фискальность на всех этажах нашей системы растет. Потому что такой у нас Налоговый кодекс и Бюджетный кодекс. Когда мы говорим о межбюджетных отношениях, то главный вопрос — самостоятельность. Я один из идеологов местного самоуправления в нашей стране на протяжении 30 лет. Я автор закона об Иркутске как об областном центре, который работает с 1997 года, которым мы пользуемся все. Тема расходов областного бюджета должна сопрягаться с темой расходов каждого муниципального образования.


По вопросам рекламы и сотрудничества звоните
+7 999 420-42-00

 

Кто из руководителей России/СССР, так и не ставший главным лидером государства или ставший им только на короткое время, мог бы сыграть наиболее позитивную роль в развитии страны?

Яндекс.Метрика