Иркутск

Последние новости

Николай Камов

15:54, 29 ноя

Считают, что первую схему летательного аппарата, ставшую прообразом вертолета, создал Леонардо да Винчи. Однако даже в начале XX века, на заре авиации, энтузиастов винтокрылой техники было мало — схема казалась бесперспективной. Но прогресс двигают упрямцы. Одним из таких был Николай Камов, человек, придумавший сам термин «вертолет». Первой машиной, ставшей началом эпохи его легендарных вертолетов, стал экспериментальный Ка-8 «Иркутянин», поднявшийся в воздух ровно 70 лет назад, в ноябре 1947 года.


Николай Камов. Фото: «Тайна имени»

Если б не вертолеты, стал бы хирургом

Род Камовых издавна жил в Сибири. Дед имел крепкое хозяйство, а отец будущего конструктора увлекся словесностью и поэзией. После окончания гимназии в Иркутске он отправился в Варшаву — там плата за обучение была меньше, чем в Москве или Петербурге. Илья поступил учиться на славяно-русское отделение историко-филологического факультета Варшавского императорского университета. Там же он женился на слушательнице акушерских курсов Елене Федоровне Лянглебен.

Окончив университет, Илья стал преподавать в Варшаве славянские языки и литературу. Но его тянуло домой, на родину, и в 1900 году Камовы приехали в Россию и поселились в родном для главы семьи Иркутске, на улице Большой (ныне Карла Маркса). Илья Михайлович устроился работать учителем. Здесь в молодой семье родилась дочь Галина, а потом — 1 (14) сентября 1902-го — сын Коля. Это событие в жизни семьи произошло, когда Камовы жили уже на улице Ланинской, ныне Декабрьских Событий, где к столетию авиаконструктора была установлена мемориальная доска. Жаль, что это единственное. Может быть, в будущем имя нашего великого земляка увековечат в названии улицы в Иркутске или поставят памятник, как и его родившимся здесь легендарным коллегам Михаилу Милю и Игорю Эрлиху. Ведь, уже давно покинув малую родину и работая в Москве, Николай Ильич свою первую прославившую его имя машину, самое, наверное, свое дорогое детище назвал — «Иркутянин»... Но это будет позже.

В 1905–1907 годах отец Николая попал в списки неблагонадежных, поскольку входил в «Союз учителей», который добивался свободы слова и права всех трудящихся на образование. По распоряжению губернатора его выселили «за пределы Сибири и Степного края». Они уехали сначала на Кавказ, в Кисловодск, потом в Таганрог. Там семья Камовых прожила пять лет, а потом им все-таки разрешили вернуться. Отец начал преподавать в недавно открывшемся Иркутском коммерческом училище, куда потом поступил и его сын. Еще при родах мальчик, к слову, получил травму плеча, поэтому правая рука у него стала короче левой, но это не мешало его многостороннему развитию. Любознательный Николай и в учебе обнаружил недюжинные способности.

Николай Камов особенно увлекался химией. Он устроил у себя в комнате лабораторию, ставил опыты и однажды чуть не спалил весь дом. После этого ему разрешали проводить опыты только под наблюдением родителей. Вскоре мальчишка сменил увлечение, сосредоточившись на медицине. Из его комнаты стали выпрыгивать лягушки, пугая сестру и мать. Впоследствии Камов говорил, что мог бы стать хирургом, если бы не самая большая любовь жизни — техника.

Самый молодой студент

Когда Николай окончил с золотой медалью коммерческое училище, на семейном совете решили, что ему нужно учиться дальше. Но в Иркутске не было технических учебных заведений, и Николай отправился в Томск. Он сдал экзамены на механический факультет местного «политеха» вторым (раньше успеваемость поступающих отмечалась их очередностью в списке, который вывешивался на доске) и стал студентом. Когда в Томском технологическом институте был организован авиакружок, Камов тут же вошел в его актив. Денег, чтобы попытаться сделать аппарат, у них, понятно, не было, зато его участники разбирались в сложных аэродинамических вопросах, изучили всю литературу о воздухоплавании, какую удалось раздобыть, прежде всего, труды Николая Жуковского. Камов все чаще задумывался о том, чтобы серьезно заняться авиастроением.


В 20 лет Камов с отличием окончил ТТИ, войдя в историю вуза как самый молодой студент, выпускник и инженер

Человеком, серьезно повлиявшим на Камова, стал заведующий кафедрой двигателей внутреннего сгорания профессор Александр Квасников. Бывший лаборант профессора Жуковского и летчик Первой мировой войны, Квасников воспитал плеяду авиационных инженеров.

Первая машина

В 1923 году молодой инженер-механик Камов приехал в Москву и поступил рабочим на концессионный авиационный завод Юнкерса ИВА, находившийся тогда в Филях.


Управление завода Юнкерс в Москве

Ему хотелось узнать секреты немецкого авиастроения. За три года он прошел весь цикл производства: сборку, ремонт, испытания двигателей, клепку, монтаж управления и оборудования. К слову, целый ряд технологических операций здесь держали в тайне и выполняли за закрытыми дверями. Относились немцы к русским рабочим высокомерно. Скрепя сердце, Камов сносил все.

В двадцать пять лет его пригласили в КБ известного авиаконструктора Дмитрия Григоровича. Голова молодого инженера к тому времени была полна идей. Правда, конструкторское бюро Григоровича занималось морским самолетостроением, но в свободное время Камов приступил к созданию своего первого вертолета. Машина родилась усилиями группы энтузиастов, которыми руководил простой инженер. Именно тогда Камов придумал слово «вертолет». Раньше такие аппараты назывались «автожиром» от двух греческих основ «авто» («сам», «он») и «гирос» («круг», «вращение), то есть буквально — «он (сам) вращается».


Н. И. Камов, Н. К. Скржинский, И  В. Михеев, Э. А. Крейндлин, М. Ф. Драневич (слева направо). 1929 год

Постройка этого первого вертолета началась на заводе «Авиаработник», расположенном неподалеку от Ходынского поля. Тогда же на заводе проходил производственную практику студент Новочеркасского политехнического института Михаил Миль, тоже родившийся в Иркутске. Он тоже принял участие в постройке машины. В конце августа 1929 года аппарат был собран.

В 1930 году Николай Ильич женился на Анастасии Ставровской, которую он знал еще по Иркутску, ставшей к тому времени инженером железнодорожного транспорта. Вскоре у них родилась дочь Татьяна, также потом связавшая жизнь с авиастроением.

Знаменитый «Иркутянин»

С 1931 года Камов стал работать в ЦАГИ, где вместе с другими инженерами проектировал и создавал новые вертолеты. Один из них назвали А-7. Он весил 2 тыс. 230 кг, на нем были установлены два пулемета, при необходимости можно было подвесить шесть бомб. Потом с А-7 впервые запустили реактивные снаряды. Этот вертолет принял участие в боях под Смоленском во время Великой Отечественной войны. А-7 использовался и для сельскохозяйственных работ.


Модификация А-7, А-7бис на сельскохозяйственных работах в горах Тянь-Шаня, начало 1941 года

В 1939 году было принято решение о строительстве завода винтокрылых аппаратов. Николай Камов стал его директором и главным конструктором. Заместителем к нему направили Михаила Миля.


Также родившийся в Иркутске Михаил Миль позже создал еще одно прославленное семейство гражданских и военных вертолетов — Ми

Строительство завода шло полным ходом, одновременно проектировался новый, «прыгающий», то есть взлетающий без разбега вертолет, но началась война. В конце 1941 года пришел приказ об эвакуации завода. Его отправили под Свердловск.

В конце 1943 года Камов вместе с семьей вернулся в Москву. Началась работа по созданию первого отечественного вертолета соосной схемы — Ка-8, имевшего собственное имя «Иркутянин».


Тот самый «Иркутянин»

Настоящим прорывом стали несущие трехлопастные винты, расположенные один над другим. Это конструктивное решение — визитная карточка практически всех вертолетов Ка. Вертолет традиционной схемы в воздухе доворачивает в ту сторону, в которую вращается его несущий винт. Чтобы компенсировать этот момент, на хвостовую балку машины устанавливают дополнительный рулевой винт, который крутит машину в противоположную сторону. Вертолетам Камова такой привод не нужен. Их несущие винты вращаются в противоположные стороны. Такое решение значительно упрощает механику машины, снижает ее уязвимость. Говорят, что Ка-52 способен совершить посадку даже с отстреленным под корень хвостом. Хотя эта система известна давно (соосным вертолетом можно считать и первую в мире летающую модель Михаила Ломоносова), лишь Камов воплотил ее в жизнь в полной мере. Россия до сих пор остается единственным государством в мире, наладившим массовое производство этих сложных машин. Камовские вертолеты успешно трудятся на «гражданских должностях», а также служат в частях армейской и морской авиаций.

Рождение КБ

В 1948 году возникло вертолетное КБ Николая Ильича Камова, которым он руководил всю последующую жизнь и которое сейчас носит его имя. Первой разработкой нового КБ стал прямой потомок «Иркутянина», вертолет Ка-10, предназначенный для Военно-морского флота. Руководство ВМФ первым разглядело преимущества новой машины на параде в Тушино летом 1948 года, где «Иркутянина» впервые показывали широкой публике: он поднялся в воздух прямо с кузова грузовика.

С 1952 года началась подготовка к строительству новой машины Ка-15. Позже появится ее сельскохозяйственный собрат — Ка-15М. 14 апреля новое детище Камова совершило первый полет. Серийное производство Ка-15 началось в Улан-Удэ. Давался этот аппарат непросто. Его делали как корабельный вертолет. Потом он стал в основном сельскохозяйственной машиной.


Ка-18 — модификация Ка-15. Ей предназначили выполнять различные функции — быть сельскохозяйственной, пассажирской и санитарной машиной

Конструкторский почерк Камова всегда отличала нестандартность и оригинальность решения. Он постоянно вносил что-то новое. Необычной и смелой была его идея о создании винтокрыла, то есть комбинации вертолета и самолета в одном летательном аппарате.

Винтокрыл Ка-22 был соткан из множества самых различных технических новшеств. «Знай мы все это заранее, может быть, и не взялись его создавать», — шутили потом в КБ. А тогда было не до шуток. Ведь скачок от Ка-15 до Ка-22 — огромный. Ка-15 мог поднять и перевезти 1,2–1,3 тыс. кг, а Ка-22 — 35 т. То же самое касалось и скорости. Если Ка-15 достигал 150 км/ч, то Ка-22 — 350. Построить такую машину было очень сложно. Весной 1959 года постройка завершилась, и винтокрыл отправился на испытания. Широкой публике его впервые продемонстрировали на воздушном параде в Тушино 9 мая 1961 года. Эта машина впоследствии побила немало мировых рекордов.


Ка-22

Легендарные традиции

Идеи великого авиаконструктора были востребованы. КБ Камова получило заказ сконструировать многоцелевой, экономичный, эффективный вертолет для нужд народного хозяйства. Так был создан Ка-26, который еще больше прославил камовское КБ. В июне 1969 года Ка-26 повезли в Швецию на вторую скандинавскую авиационную выставку. Потом состоялись демонстрационные полеты по стране. Специалисты и пресса очень высоко оценили летно-технические качества этой оригинальной машины. Несколько вертолетов купила Швеция, затем Германия, Япония и другие страны. Камов часто бывал за рубежом на международных выставках, и его как создателя соосной схемы знал весь авиационный мир.


На Ка-26 летал над городом герой Юрия Никулина в комедии «Старики-разбойники» (кадр из фильма, 1971 год)

К 70-летию на Николая Камова обрушился целый поток наград. Ему присвоили звание Героя Социалистического Труда, присудили Государственную премию СССР. Но Камову было не до почестей. В конце жизни он создал вертолет Ка-32, которому суждено было стать еще одной яркой страницей в истории КБ. Летом 1973 года первый Ка-32 вывезли на летно-испытательный комплекс. Но в конце октября Камов вернулся из отпуска и почти сразу же попал в больницу... Выдающийся конструктор умер после операции на поджелудочной железе, не увидев намеченного на декабрь первого вылета своего нового славного детища. Николай Ильич Камов похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. А «Изделие 252», над которым в конце жизни также продолжал работу легендарный авиаконструктор, закончил его преемник Сергей Михеев. Сегодня эта машина известна как корабельный многоцелевой вертолет Ка-27.


Ка-27. Фото: SetWalls

Генеральный конструктор ОАО «Камов» Сергей Михеев продолжает лучшие традиции Николая Камова. Военные вертолеты Ка-28, Ка-29, Ка-31, Ка-50 «Черная Акула», Ка-52 «Аллигатор», Ка-60, многоцелевые Ка-126, Ка-226, Ка-62, беспилотные винтокрылые машины Ка-37 и Ка-137... А все началось в Иркутске, где 115 лет назад родился легендарный авиаконструктор.


«Черная акула». Фото: Rutop.Top

Подготовлено по данным из открытых источников


Просмотров: 227

15:10, 18 дек 2017 г.

Оппозиция и не должна нравиться власти

«У нас нет нормальной оппозиции. Не мне же ее выращивать?» — таков лейтмотив заявлений Владимира Путина по этой теме на его пресс-конференции 14 декабря.

08:00, 18 дек 2017 г.

Олег Ярошенко: «Это спланированная акция»

14 декабря члены комитета по здравоохранению и социальной защите Законодательного собрания Иркутской области провели выездное заседание в Черемхово.

17:17, 17 дек 2017 г.

Первый турнир по хоккею с мячом на призы Фонда Георгия Кузьмина прошел в Иркутске

17 декабря на ледовом корте школы № 75 в поселке Энергетиков состоялись игры первого турнира по хоккею с мячом на призы Фонда Георгия Кузьмина.

14:51, 16 дек 2017 г.

Николай Николаев: то ли не знал, то ли соврал

Жители Иркутской области и Республики Бурятия обратили внимание на тот факт, что во время большой пресс-конференции президента Владимира Путина был задан всего один вопрос по экологическим проблемам Прибайкалья.

По вопросам рекламы и сотрудничества звоните
+7 (914) 895-08-11

 

Ваше любимое новогоднее блюдо